Одут Елена
Конспект НОД в старшей группе «Ваши права, дети»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Ваши права дети»
Одут Елена
Конспект НОД в старшей группе «Ваши права дети»
Цель:
• Дать знания о гражданских правах и обязанностях.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Ваши права, дети“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание:
• Познакомить детей с «Конвенцией о правах ребенка»: дать понятия о том, что каждый человек имеет право на жизнь, имя, проживания в семье.
• Закрепить понятие «семья», «отношение в семье». Упражнять в словообразовании на примере имен: подбор суффиксов с уменьшительно – ласкательным значением, признаков.
• Продолжать учить грамматически правильным предложениям, активизировать словарь за счет новых слов: полное имя, отчество, свидетельство о рождении, внук, внучка, родственники, документ, конвенция, право.
• Воспитывать в детях доброту, внимание к окружающим, чувство самоуважения к членам семьи.
Педагог: Ребята, вы знаете, что люди появились на Земле давным - давно, тысячи лет тому назад. Тогда же появились и главные вопросы: что могут люди делать, и что не могут? Что они обязаны делать и что не обязаны? На что они имеют права и на что не имеют? Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы путем переговоров. В результате появилась книга «Всеобщая Декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу люди написали для себя. А заботясь о детях, они написали вторую книгу – документ «Конвенцию о правах ребенка». И сегодня мы с вами поговорим о ваших правах, ведь, чтобы стать полноправным членам общества, нужно знать о своих правах.
• А что же такое право? (вывешиваю на доску слово «право») – ответы детей;
• Право – это то, без чего человек не может жить достойно. Вы должны знать свои права. А взрослые должны уважать ваши права.
Педагог: У русского народа символом счастья всегда была Жар – птица – волшебная птица, одно перо которой может принести человеку счастье. Вот такая птица залетела к нам в детский сад. На поиски счастья в сказках всегда отправляется добрый молодец. Я предлагаю ….(имя мальчика) принести нам первое перо (читаю текст на обороте – право на жизнь).
Важнейшее право, которое имеют все дети на планете – право на жизнь. Скажите, пожалуйста, друзья, благодаря кому вы появились на свет? (ответы детей).
Слова «мама» и «папа» - особые слова. Это первые слова, которые произносит ребенок:
• А как зовут ваших родителей? (ответы детей);
• А вы любите своих родителей? (ответы детей);
• А за что? (ответы детей).
Педагог: С первым правом мы познакомились – это право на жизнь (выставляется символ).
Педагог: Ну что же давайте отправимся за вторым пером - счастья (читаю – право на имя). Звучит аудиозапись плача ребенка.
Педагог: Ребята, как вы думаете, кто это плачет?
Дети: Это плачет маленький ребенок.
Педагог: Да, с таким плачем рождаются все дети. Посмотрите и скажите, эти новорожденные чем – нибудь отличаются друг от друга?
Дети: Нет, ничем не отличаются.
Педагог: А что это у них? (Обращаю внимание на манжетки) (ответы детей).
Педагог: Новорожденных детей очень трудно отличить друг от друга, имен у них еще нет, есть только манжетки (бирки) с цифрами. Когда вы родились, у вас тоже были такие манжетки, и – на них было написано, когда вы родились. Вы знаете, когда вы родились? (ответы детей).
Педагог: Ребята, а вам бы понравилось, если бы вас назвали цифрой, которая была на вашей манжетке? (ответы детей).
Педагог: Как вы думаете, зачем люди придумали имена? (ответы детей).
Педагог: У каждого человека есть имя, и оно выделяет его среди других. Обращаясь к кому – то, мы называем его по имени. Услышав свое имя, человек понимает, что обращаются к нему или говорят о нем. Прочитав имя, мы сможем найти вашу работу по рисованию или лепке.
Когда ребенок рождается, родители выбирают ему имя, в которое они вкладывают свои надежды, пожелания. О хорошем человеке говорят «У него доброе имя». Если же хотят предостеречь от плохого, советуют «Не губи свое имя». Это значит – не поступай плохо. Каждое имя что – то означает.
Давайте поиграем. Я буду доставать из сундучка фотографию, а вы отвечайте, что это имя означает: (перечисляются имена детей). Продолжаем играть:
Эй, ребята! Встаньте в круг!
Вот как много стало рук,
Чьи же руки подскажите,
И ладошки покажите,
А теперь за руки взялись
И по кругу пробежались
Сделайте по уже круг
Крышу сделали из рук
Получился дом имен
В этом доме мы живем.
Вот как много домиков с красивыми именами. А давайте обратимся друг к другу ласково.
Игра «Обратись ласково друг к другу» (стоя в кругу, хлопают, поворачиваясь, друг к другу и называют ласково).
Педагог: Молодцы! Садитесь, пожалуйста.
Ребята, когда человек рождается, ему дают имя, и он получает документ, какой? (Свидетельство о рождении). В этом документе записано (ответы детей) ваше полное имя и отчество, которое дается вам по имени….(отца).
Игра: «Когда я буду взрослым, меня будут звать….»
Педагог: Умнички!
Обращаться друг к другу нужно вежливо, ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо назвать человека грубым словом, давать ему кличку – это нарушение его права на имя (выставляю символ).
Давайте отправимся за третьим перышком (читаю «Каждый ребенок имеет право проживать в семье»):
- Ребята, а скажите, пожалуйста, что такое семья? (ответ детей);
- Для чего она нужна? (ответ детей);
- А как вы думаете, это хорошо или плохо иметь родителей? И для чего вам родители? (ответ детей).
Педагог: Семья – это близкие родственники, которые живут вместе, заботятся друг о друге. Вы со своими родителями составляли необычное дерево – генеалогическое. Оно показывает связь поколений в семье.
Давайте Юлю попросим рассказать о своем генеалогическом древе (рассказ Юли).
- Ребята, а сейчас я вам предлагаю вот такое задание: на столах лежат домики, вам надо наклеить в ваши домики столько окошек, сколько членов в вашей семье, будьте внимательны сначала сосчитайте в уме, а потом выполняйте (выполняют задания; рассказывают о своей семье).
- Ребята, а какой должна быть семья? (семья должна быть дружной, крепкой, заботливой, трудолюбивой, большой, любимой).
- А вы знает пословицы о семье?:
• «Без семьи нет счастья»;
• «Вся семья вместе, так и душа на месте»;
• «Если есть отец и мать, так ребенку благодать»;
• «В гостях хорошо, а дома лучше»;
• «Жалей отца с матерью – других не найдешь»;
• «Сердце матери лучше солнца греет»;
• «Нет друга нежнее матери».
- Запомните ребята, вы имеете, право жить в семье (символ семьи).
- Ребята:
Много жанров есть на свете –
Басня, повесть и рассказ
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прекрас
Что наш маленький народ
В мир волшебный унесет?
Полный смеха, света, краски
А зовется чудо – сказки!
Сказки любят дети всех стран. Давайте вспомним сказки, в которых нарушались права на жизнь и на свободу! Угадаете – увидите! («Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
- А в каких сказках нарушено право на неприкосновенность жилища? («Теремок», «Рукавичка», «Три поросенка», «Заюшкина избушка»).
- Назовите сказки, в которых нарушено право на отдых? («Золушка», «12 месяцев»).
- В какой сказке описано право на медицинский уход? («Айболит»).
- В какой сказке описывается жестокое обращение? («Приключение Буратино», «Бармалей», «Гадкий утенок»).
Педагог: Сегодня Жар – птица познакомила вас с важными правами. Читают стихи:
Лишь появится ребенок
И начнет дышать едва
У него уже с пеленок
Появляются права
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить
Иметь просторный добрый дом
Видеть тихий мирный сон
Обучаться, отдыхать
Быть веселым и здоровым
Восхищаться чем – то новым
И любить и быть любимым
Он на свете не один.
Если права нарушают, то дети растут в условиях войны, голода, нищеты – они несчастливы. Каждый человек имеет не только права, но и обязанности перед обществом и должен вести себя так, чтобы его права и свободы, не мешали правам и свободам других людей. И об этом мы еще будем говорить. Жар – птица научит нас многому, она остается у нас в группе.
Мы с вами обязательно будем продолжать пополнять наши знания о правах людей. Ребята, кто считает, что он взял для себя что – то новое, с нашего путешествия, пусть возьмет красное перышко. А кто считает, что было не интересно и эти знания ему не пригодятся в жизни, пусть возьмет желтое перышко. У детей, которые выбрали красное перышко, спрашиваю, что полезного они узнали на занятии, что им понравилось. У детей с желтым перышком, спрашиваю, почему они выбрали именно это перышко.
Ребята, вы со всеми заданиями справились?
С какими трудностями столкнулись?
Вы умные, грамотные, находчивые, талантливые. Большое спасибо.