Папки-передвижки

Конспект НОД «Вода. Круговорот воды в природе»

Оксана Руднева
Конспект НОД «Вода. Круговорот воды в природе»

Примерная основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы

Возрастная группа: старшая

Тема НОД:«Вода. Круговорот воды в природе»

Ведущая образовательная область: " Познавательное развитие"

Цель: познакомить с явлением круговорота воды в природе.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД „Вода, Круговорот воды в природе“» размещена в разделах

Образовательные: уточнить представления о глобусе, о значении его цветовой гаммы; расширить и закрепить знания об агрегатных состояниях воды; объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; показать, как образуются облака.

Развивающие:развивать логическое мышление; продолжать формировать социальные навыки; совершенствовать навыки экспериментальной деятельности и умения работать в группе; способствовать развитию связной речи, обогащению словаря и активизации познавательного интереса.

Воспитательные: воспитывать экологическое сознание, стремление видеть красоту природного мира, желание участвовать в совместной коллективной деятельности.

Оборудование: сюжетные картинки, глобус, яблоко (разрезанное на 4 части, ноутбук с колонками, флешкарта с шумовыми эффектами, оборудование к опытам и эксперименту, схема «Круговорот воды в природе» со съемными элементами, театральная ширма, собачка, будка, бутылка питьевой воды, пластиковые стаканы по количеству детей.

Предварительная работа:наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность,беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.

Ход непосредственно-образовательной деятельности:

Организационный момент

Дидактическое упражнениена развитие логического мышления «Что общего?»

Вниманию детей предлагаются картинки:

девочка поливает цветок из лейки;

мальчик моет руки из-под крана;

идет дождь;

водопад.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на эти картинки. Как вы думаете, что общего между ними (Варианты ответов детей, в результате которых дети приходят к единому мнению, что это вода.)

Воспитатель: Вы правы, именно о воде мы сегодня и поговорим.

Основная часть

Воспитатель (показывает детям глобус) : Что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Это модель Земли.

Воспитатель: А какой формы наша планета – Земля?

Дети: Круглая.

Воспитатель: Какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: А что означает голубой цвет на глобусе?

Дети: Это вода.

Воспитатель: Да, вода занимает большую часть на Земле, окрашивает нашу планету в голубой цвет. А что означают другие цвета?

Дети: Это суша.

Воспитатель: Правильно. Вода занимает три четверти всей поверхности нашей планеты. Посмотрим, что это значит на примере яблока (воспитатель разрезает яблоко на 4 части, показывает детям). 3 части – это вода, 1 часть – суша.

Давайте с вами посмотрим, где же в природе встречается вода?

Слайд-презентация «Водоемы»

Дети: родник, ручей, река, озеро, болото, лужа, море, океан.

Воспитатель: А помните историю «Как родничок в море попал»? Давайте эту историю изобразим.

Подвижная игра «От родника к морю»

(Звуковыми сигналами к смене действий служит содержание

аудиозаписи шумовых эффектов: родник, ручей, река, море).

«Родник» - дети бегут по одному. «Ручей» - бегут в парах. «Река» - пары объединяются. «Море» - дети становятся в круг, держась за руки, покачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки, не расцепляя рук.

Воспитатель: Скажите, а какую воду пьет человек?

Ответы детей. (Чаще всего они не называют пресную воду. Чтобы добиться нужного ответа, педагог предлагает детям подсказку - показывает слайд, где все водоемы четко разделены на 2 категории: пресные и соленые).

Воспитатель: Так какую же воду пьет человек?

Дети: Пресную.

Воспитатель: Давайте с вами вспомним, как же вода попадает к нам в дома? ( Детям предлагается уже знакомая схема: река – очистная станция – трубопровод –дома).

Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в очистные станции.

Игровое экспериментирование «Очистная станция»

Оборудование для одной станции: 2 воронки, резиновый шланг (трубочка, 2 пластиковых стакана (1 с «грязной» водой, другой с марлей, закрепленной резинкой, вата, прозрачная пластиковая бутылка, тряпочка.

Содержание деятельности для одной станции (количество станций зависит от количества детей).

1-й ребенок наливает «грязную» воду в воронку, к которой подсоединен шланг;

2-й ребенок конец шланга опускает над стаканом с марлей;

3-й ребенок берет стакан с очищенной водой и через воронку с ваткой переливает воду в пластиковую бутылку.

Воспитатель: Ребята, какая вода была в стакане?

Дети: Грязная, мутная.

Воспитатель (показывает бутылку с водой) : А какая вода стала после нашей работы?

Дети: Чистая.

Воспитатель: Замечательно потрудились наши станции!

Опыт.

Оборудование: чайник с водой, 2 зеркальца.

Наш город большой, ему требуется много чистой воды, поэтому из рек мы берем тоже много воды. Почему же тогда вода в реках не кончается? Как река пополняет свои запасы? Давайте вскипятим воду в чайнике. (Дети убеждаются, что в чайнике, кроме воды ничего нет и на безопасном расстоянии наблюдают за процессом закипания). Что выходит из носика чайника при закипании воды?

Дети: Пар.

Воспитатель: Откуда в чайнике взялся пар, ведь там, кроме воды ничего не было?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: При нагревании вода превращается в пар. (Воспитатель подносит к струе пара холодные зеркальца. Дети рассматривают, что с ними произошло).

Воспитатель: Откуда на зеркальце взялись капельки воды, ведь перед опытом оно было чистое и сухое?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель: Когда горячий пар попал на холодное зеркальце, он остыл и опять превратился в воду.

Вот так происходит и в природе (рассматривают схему «Круговорот воды в природе» со съемными элементами: пар, капелька, облако, тучка с дождем). Каждый день солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. Крошечные невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. У поверхности воды воздух всегда теплее. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар остывает и превращается в воду. Капельки воды собираются вместе и образуют облако. Когда капелек накапливается слишком много, они становятся очень тяжелыми и выпадают дождем на землю.

А сейчас узнаем, как образуется облако. Поймаем облако в банку и понаблюдаем за ним.

Опыт «Облако в банке»

Оборудование: 3-хлитровая банка, горячая вода в термосе, поднос со льдом.

В 3-х литровую банку наливаем горячую воду из термоса (2,5-3 см, сверху вместо крышки положим металлический поднос со льдом. Банка запотела.

Воспитатель: Посмотрите, горячий пар внутри банки поднимается, охлаждается, превращается во множество капелек, которые от холода прижимаются друг к другу и образуют облако. Но вот капелек стало слишком много. Что происходит с нашим облаком?

Дети: Капельки падают вниз. Оно превратилось в дождь.

Воспитатель: Правильно, капельки снова возвратились на землю в виде дождя. Такое путешествие капельки называется круговоротом. Давайте мы сейчас попутешествуем, как капельки.

Подвижная игра «Круговорот»

Дети садятся в круг на корточки. По сигналу «жара» дети отпускают руки и медленно поднимаются, начинают хаотичнолетать. По сигналу «холодно» дети прижимаются друг к другу. По сигналу «тучка»дети со словами «кап-кап» становятся в круг, раскачиваются из стороны в сторону и садятся на корточки.

Воспитатель: Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллики-снежинки и падают на землю в виде снега. Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в озера, моря и океаны. Они питают землю и дают жизнь растениям. Затем солнце снова нагревает землю и вода повторяет свой путь. Она словно движется по кругу, поэтому это явление называется круговорот воды в природе.

Заключительная часть.

Сюрпризный момент.

Раздается лай, из-за ширмы появляется пес Бобик: Куда это я попал? Вы кто?

Дети отвечают самостоятельно.

Бобик: А чем это вы тут занимаетесь?

Воспитатель с детьми: Мы здесь говорим о воде.

Бобик: О воде? Это очень кстати. Я вот никак не могу понять, куда делась лужа у моей будки? Мне так нравилось мыть в ней лапки…Вы, случайно, ее не трогали?

Воспитатель предлагает детям рассказать Бобику, как и почему исчезла лужа на основе схемы круговорота воды в природе.

Бобик: Вот спасибо, я теперь всем своим друзьям расскажу, что в природе бывает этот, как его? Как, вы сказали, называется это явление?

Дети: Круговорот воды в природе.

Бобик: Как интересно!Значит, буду ждать, когда снова пойдет дождик и у моей будки опять появится лужа… Ну, ладно, мне пора! Побегу рассказывать друзьям! До свидания! (убегает, оставив бутылочку воды).

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, нам тоже пора немного отдохнуть. Обнаруживает сюрприз от Бобика. Дети пьют воду.

Публикации по теме:

Презентация «Круговорот воды» 1 слайд: "Круговорот воды" 2 слайд: С горы сбегая без труда, Она гремит, как гром. В морозный день она тверда — Руби хоть топором! Нагрей.

Пособие для опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе»Пособие для опытно-экспериментальной деятельности «Круговорот воды в природе» Исследование «Свойства воды». На примере дидактического материала: «Где спряталась вода?» для познания её свойств. Дети по природе своей.

Конспект НОД «Круговорот воды в природе» в подготовительной группе Конспект занятия «Круговорот воды в природе». Подготовительная группа. Гнутова Елена Анатольевна. Цель: познакомить детей с явлением «Круговорот.

Конспект ОД по познавательному развитию в подготовительной группе «Вода. Круговорот воды в природе» 1. Цель: расширять и закреплять представления детей о свойствах воды и круговороте воды в природе. 2. Задачи: уточнить, обобщить и расширить.

«Круговорот воды в природе». Конспект совместной деятельности «День рождения Сосульки» (старший дошкольный возраст) Задачи: Закрепить знания детей о круговороте воды в природе, умение понимать схематическое изображение явления, развивать эмоциональную.

Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Круговорот воды в природе» Конспект занятия непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему «Круговорот воды в природе» ГБОУ "Гимназия №1272".

Конспект занятия по экологическому воспитанию «Круговорот воды в природе» Конспект занятия в средней группе по экологическому воспитанию "Круговорот воды в природе". Образовательная область: познавательное развитие.

Открытое занятие в подготовительной группе «Волшебная капелька. Круговорот воды в природе» Открытое занятие на тему: «Волшебная капелька – круговорот воды в природе» Подготовила и провела Глотова Елена Георгиевна воспитатель БДОУ.

Проект по формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» МБДОУ «Детский сад № 134» Проект По формированию у старших дошкольников представлений о неживой природе «Круговорот воды в природе» Составил.

Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе»Экологические игры для дошкольников «Овощи и фрукты», «Круговорот воды в природе» Дошкольный возраст - это благоприятный период для накапливания детьми конкретных чувственных представлений о предметах и явлениях природы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Вода. Круговорот воды в природе»
Опубликовано: 4 января 2018 в 19:05
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД