Елена Мешкова
Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой» для детей старшего дошкольного возраста
Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества.
Задачи:
Воспитательные:
- Пробудить чувство любви к Родине через изучение традиций народной культуры.
- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с русской народной куклой“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу.
- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости.
Развивающие:
- Обеспечить развитие внимания.
- Обеспечить развитие творческих способностей детей.
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук.
- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.
Обучающие:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси.
- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы.
Ход НОД.
I. Вводная часть
Дети свободно играют в групповой комнате.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какую необычную куклу принесла. Чем необычна кукла, чем она отличается от современной куклы? (Обсуждение)
А что вы знаете о старинных куклах?
А хотели бы вы узнать больше о старинных куклах? (Ответы детей) Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. А поможет нам в этом волшебный клубочек.
Ты клубочек нас веди,
Старину нам покажи
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. (входят дети в музей)
Звучит русская народная мелодия.
Бабушка: Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие, добры молодцы да красны девицы!
Дети: Здравствуйте, бабушка Матрона.
Бабушка:
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла потрудиться,
Знаниями поделиться!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
- Как я люблю гостей! (Воспитатель из сундучка-шкатулки достает загадку).
Сегодня я хочу вам рассказать что-то интересное. Но сначала отгадайте загадку.
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно (кукла).
Вы совершенно правильно отгадали загадку.
Народная кукла, ещё в древности, считалась не просто какой-нибудь игрушкой. Люди считали, что кукла оберегает семейное счастье, помогает в продолжении рода. Кукла оберегала детский сон, отгоняла нечистые силы вкладывая всю свою душу и любовь. С некоторыми народными куклами я вас познакомлю сегодня.
Бабушка: Вот они мои дорогие и любимые куколки (показывает выставку народных кукол). И расскажу я вам о самых любимых.
Давайте сядем рядком, и поговорим ладком
Пусть глазки все видят
Пусть ушки все слышать
Пусть голова запоминает,
А ротик им не мешает.
Ребята, на Руси было много разных куколок.
Названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом не живым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.
Другие нужны были для обрядов.
Хозяйка достает из корзинки куклу Берегиню.
Бабушка: Эту куклу называют Берегиня. Ее ставят напротив входной двери, чтобы она встречала всех входящих и не пускала злые силы в дом. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, мочало, береста). Иногда куклу помещали в верхнем проеме двери, приговаривая: «Повернись с добром, отвернись со злом».
Существовал в русской семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня.
Русские люди считали, что эту куколку можно попросить о чем-то, поставить ей задачу, связанную с защитой дома. Она принесет в Ваш дом удачу и богатство, а также создаст хорошие отношения между детьми и родителями. Охраняет и приносит благополучие дому. Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
Для того, чтобы в доме всегда были добро и мир, нужно жить дружно и не ссориться. А вы дружите между собой?
Бабушка: Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний.
Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало.
Бабушка: куколка любит, когда дети веселятся, давайте поиграем.
Музыкальная игра «У Маланьи у старушки.»
Бабушка: А еще у меня есть кукла. Она называется крупеничка.
Куклы Крупенички считались главными куклами в доме, поскольку являлись хранительницами того, во что был вложен нелегкий труд целого семейства. В таких куклах хранилось лучшее отборное зерно с собранного урожая, которое весной использовалось для посева. Куклы Крупенички были показателем благосостояния: гость, заходивший в дом, по этим куклам мог легко определить, в достатке ли живет семья.
Бабушка: Представьте себе. Позади трудовой день. Огороды вскопали, картошку посадили, даже рыбки наловить успели. А кончено дело – гуляй смело! Делу время – потехе час!
Ребята, я хочу вас познакомить с русской народной потешкой.
Потешка «Мы с тобой шли…»
- Мы с тобой шли?
- Шли.
- Пирожок нашли?
- Нашли.
- Я тебе его дал?
- Дал.
- Ты его взял?
- Взял.
- А где же он?
- Кто?
- Пирожок.
- Какой?
- Ну, мы с тобой шли?
Бабушка: Были куклы, которыми не играли, это обереги. Они оберегали дом, семейный очаг.
«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.
А если в доме все ладится, то почему бы песни не спеть, хоровод поводить?
Хоровод «Во поле берёза стояла»
Бабушка проводит игру «Угадай по запаху».
Бабушка: Но у меня в корзинке еще что-то есть. Давайте посмотрим, что там? (Достает оттуда пеленашку). На кого похожа эта кукла (на младенца? Почему у нее такое название (ребенок в пеленках, запеленован). Как же она называется? Куколка Пеленашка на вид очень простая куколка - младенчик в платочке, запеленованный в пеленку. Пеленашка шилась перед рождением ребенка, с молитвой, с мыслями о будущем дитятке; ткани для изготовления были родные - от сарафана, от рубахи отца, деда. Эта кукла была самой первой игрушкой ребенка. Ее клали в колыбель к ребенку до его крещения, как оберег от злых духов.
Бабушка: А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку (дети подходят к небольшому столику)
Д/и «Собери картинку»
Воспитатель: Дети, что у вас получилось?
Дети: Колокольчик.
Бабушка: (достает куколку, звенит) Кукла «колокольчик» - обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Колокола звонили всегда по самым большим праздникам. А какой у нас скоро праздник? Звон колокола оберегал людей от разных болезней.
Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только приятные известия и быть всегда в веселом настроении.
Бабушка: Спасибо вам, гости, порадовали вы меня. А теперь пора нам с вами прощаться. На прощание я хочу вам пожелать следующее:
Прекрасный мир вещей
Накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте выполнять и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Ну, а нам пора возвращаться.
Клубочек нас вернет обратно,
В пути не будем мы скучать,
Преодолеем все преграды,
Нам куклы будут помогать!
Дети выходят из музея. (Возвращение в группу и подведение итога путешествия)