Ольга Короткова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Звуки [т], [т’] — [д], [д’]. Буквы Т — Д»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по «Речевому развитию» (занятие по формированию фонетико-фонематических средств и обучению грамоте)
для детей с общим недоразвитием речи комбинированной группы (6-7 лет)
Тема: «Звуки [т], [т’] – [д], [д’]. Буквы Т – Д»
Цель: дифференциация звуков [т], [т’] – [д], [д’], букв Д – Т.
Коррекционно-образовательные задачи :
Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Звуки [т], [т’] — [д], [д’], Буквы Т — Д“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
- закрепить навыки различения и четкого произношения звуков[т], [т’], [д], [д’] в слогах, словах, предложениях.
Коррекционно-развивающие задачи :
- закреплять знания о согласных звуках [т], [т’], [д], [д’], умение давать характеристику этим звукам;
- развивать фонематическое восприятие, упражнять в звуко-буквенном анализе;
- совершенствовать навыки чтения для профилактики вторичных нарушений (дислексии, дисграфии);
- упражнять ;
- упражнять ;
- упражнять ;
- развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать самоконтроль за речью, усидчивость, терпение при выполнении задания;
- работать над формированием положительной мотивации к занятиям.
Методы и приемы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Оборудование: карточки со слогами (ТА, ТО, ТИ, ДА, ДУ, ДИ, плоскостные изображения героев мультфильма «Лунтик и его друзья», два ведра синего и зеленого цвета, удочка с магнитом, голубой фланелеграф, плоскостные изображения рыбок с картинками (тачка, тюльпан, дом, ботинки, удочка, бант, диваны, схема слова (З-К-С-К-С-К, плоскостные изображения листьев дерева с написанными примерами из слов и букв на одной стороне (дом-м+чка, туман-ман+чка, ток-к+чка, дама-ма+чка, танк-нк+чка, мох-х+чка, кот-т+чка) и словом-ответом на другой (дочка, тучка, точка, дачка, тачка, мочка, кочка, карточки со словами, в которых пропущены буквы Т и Д, наклейки с изображением героев мультфильма «Лунтик и его друзья»
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед с детьми входит в кабинет.
Логопед: – Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь. Гости улыбаются вам в ответ. Мы улыбнулись друг другу, чтобы вокруг стало светлей и теплей.
- У нас будет необычное занятие. Я уверена, что у вас всё получится. Начинаем.
Логопед раздает детям слоги. (ТА, ТО, ТИ, ДА, ДУ, ДИ)
Логопед: – Прочитайте свой слог. Придумайте имя мальчика или девочки, которое будет начинаться с вашего слога.
Дети придумывают имена: Таня, Толя, Тоня, Тихон, Тима, Даня, Дарина, Дуня, Дима, Диана.
Логопед: – Назовите согласные буквы из прочитанных слогов.
Дети: – Т, Д.
Логопед: – Сколько звуков обозначает буква Т?
Дети: – Буква Т обозначает два звука.
Логопед: – Назовите их.
Дети: – [т], [т’].
Логопед: – Правильно. Сколько звуков обозначает буква Д?
Дети: – Буква Д обозначает два звука [д], [д’].
Логопед: – Правильно. Звуки [т], [т’], [д], [д’] очень похожи. Дети их часто путают. Сегодня мы научимся эти звуки различать.
Логопед: – Расскажите, чем похожи звуки [т], [т’]?
Дети: – Звуки [т] [т’] согласные, глухие.
Логопед: – А чем отличаются эти звуки?
Дети: – Звук [т] - твердый, а [т’] - мягкий.
Логопед: – Правильно. А чем похожи звуки [д], [д’]?
Дети: – Звуки [д], [д’] согласные, звонкие.
Логопед: – Чем отличаются?
Дети: – Звук [д] твердый, а [д’] мягкий.
Логопед: – Правильно. Звуки [т], [т’] обозначают буквой Т, а звуки [д], [д’] обозначают буквой Д.
Логопед выставляет на доску изображения букв Т и Д. (Приложение ….)
II. Основная часть.
1. Логопед: – К нам на занятие сейчас придет необычный гость. Отгадайте о нем загадку.
Знают взрослые и дети,
Он упал с другой планеты –
Фиолетовый зверек,
Детям маленьким дружок.
Дети: – Это Лунтик.
Логопед: – Правильно. К нам на занятие пришел Лунтик с друзьями.
Логопед выставляет плоскостное изображение Лунтика.
Логопед: - Оказывается Лунтик и его друзья много знают о буквах и звуках и в свободное время с ними играют. Сегодня они приготовили для вас несколько заданий и предлагают их выполнить. Выполним?
Дети: - Да.
2. Логопед: – Вместе с Лунтиком мы отправляемся в гости к Кузе. А кто такой Кузя?
Дети: – Кузя – это кузнечик.
Логопед: – Правильно.
Логопед с детьми подходят к столу, на котором стоят два ведра синего и зеленого цвета, фигурка Кузи, лежит удочка, голубой фланелеграф с рыбками. Рыбки лежат картинками вниз. (Приложение)
Логопед: – Кузя пришел на пруд. Он просит вас помочь ему поймать рыбок. Посмотрите, на рыбках есть картинки. Кузе нужны только те, в названии которых слышатся звуки [т], [т’]. Кузнечик принес два ведра: синее и зеленое. Поймайте нужных рыбок и положите в соответствующие ведерки. Если в названии картинки слышится звук [т], то в какое ведерко вы ее определите?
Дети: – В синее.
Логопед: – А если в названии картинки слышится звук [т’], то в какое ведерко?
Дети: - В зеленое.
Логопед: - Правильно. Берите удочку, начинаем ловить рыбу.
Дети по одному берут удочку, ловят рыбу, называют изображенную на ней картинку и помещают в соответствующее ведерко. В конце игры на фланелеграфе остались лежать рыбки с перевернутыми вверх картинками (диваны, удочка, дом).
Логопед: - Молодцы! Кузя благодарит вам за помощь.
3. Логопед выставляет плоскостное изображение генерала Шера и схему слова (З-К-С-К-С-К). (Приложение)
Логопед: - Вот к пруду пришел генерал Шер. Он принес вам схему слова и просит подобрать к ней нужную картинку, с оставшихся в пруду рыбок.
Посмотрите на схему, скажите, сколько всего звуков должно быть в нашем слове?
Дети: - В нашем слове должно быть 6 звуков.
Логопед: - Сколько будет слогов в слове?
Дети: - В слове будет 3 слога.
Логопед: - А как вы узнали, что в слове 3 слога?
Дети: - На схеме 3 гласных звука, значит, 3 слога.
Логопед: - Правильно. Сколько согласных звуков в нашей схеме?
Дети: - В схеме 3 согласных звука.
Логопед: - Правильно. С какого звука должно начинаться слово?
Дети: - Слово должно начинаться с мягкого согласного звука.
Логопед: - Вы, наверное, догадались, какая картинка подходит к схеме генерала Шера?
Дети: - Да. Диваны. (Приложение)
Логопед: - Генерал Шер очень рад, что вы справились с его заданием. Молодцы!
4. Логопед и дети встают в центре кабинета.
Логопед: - Лунтик предлагает вам немножко отдохнуть и поиграть в игру «Жук-кузнечик-бабочка». Если я скажу слово «жук», то вы присядете. Если скажу «кузнечик» - будете прыгать, если скажу «бабочка», то вы будете махать руками. Понятно?
Далее логопед играет с детьми.
5. Логопед: - Следующее задание от Пчелёнка. А вы знаете, кто такой Пчеленок?
Дети: - Пчеленок – пчела.
Логопед и дети подходят к доске, около которой стоит стол с плоскостным изображением Пчеленка. (Приложение)
Логопед: - Правильно. Пчеленок просит вас «решить» эти примеры, которые он написал на листочках дерева.
Логопед выставляет на доску по одному листочку с примером.
ДОМ – М + ЧКА =
Дети: - Дочка.
Логопед переворачивает листок и дети читают слово-отгадку «дочка». Далее логопед и дети «решают» остальные примеры. (Приложение)
Логопед: - Пчеленок хвалит вас за выполненное задание. Он говорит, что вы очень сообразительные. Молодцы!
6. Дети садятся за стол, на котором стоит плоскостное изображение Милы и Вупсеня, маркеры, подносы с карточками, на которых написаны слова.
Логопед: - Следующее задание приготовила для вас Мила. Она принесла вам слова, но вредный Вупсень стер в них буквы Т и Д. Впишите буквы и прочитайте слова. (Приложение)
Дети вписывают пропущенные буквы и читают слова.
Логопед: - Мила говорит вам спасибо.
III. Итог.
Логопед: - Вот и подошло к концу наше занятие. Вам оно понравилось? Вы справились со всеми заданиями Лунтика и его друзей. Молодцы! Какое из заданий вам понравилось больше всего? Что было сложно выполнять?
Дети высказываются.
Логопед: - Лунтику очень понравилось, как вы играли, он приготовил вам подарки.
На плоскостном изображении Лунтика, сзади есть кармашек, в котором лежат наклейки. Логопед раздает их детям.
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение
Приложение