Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» в старшей группе

Людмила Яловая
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» в старшей группе

Цель:

Формировать обобщенное представление детей о зиме, о состоянии живой и не живой природы.

Задачи:

Уточнить и расширить представления детей о живой природе родного края: деревья, виды лесов, зимующие птицы, звери. Закреплять правила поведения в природе.

Учить видеть красоту леса и радоваться ей. Учить распознавать и называть деревья.

Закрепление знаний детей об особенностях жизни животного и растительного мира в зимний период времени.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром „Путешествие в зимний лес“ в старшей группе» размещена в разделах

Обогащать и активизировать словарь: лиственный, хвойный, березняк, чечевички, хвоинки, зимующие птицы.

Воспитывать чувство любви к родному краю, бережное отношение к родной природе.

Ход занятия:

Ребята, к нам на занятие за советом пришел Незнайка. Он слышал от своих друзей, как они отдыхали в лесу и говорили о каких –то чечевичках и хвоинках Он просит вас объяснить, для чего люди ходят в лес и что такое чечевички и хвоинки. Ему будет очень интересно.

А для того, чтобы помочь Незнайке, нужно отправиться в Шийлиагач - это лес, который находиться в 20 километрах к югу от Адамовки. Этому лесу дало название степная вишня, в переводе с тюрского «шийли» - вишня, «агаш» - лес – Вишневый лес.

- Скажите, друзья мои, для чего люди ходят в лес и зачем?

Давайте с вами поиграем в игру «Лес – хорошо, лес –плохо» и тем самым ответим на вопрос.

Лес – хорошо (послушать голоса птиц, подышать свежим воздухом, полюбоваться красотой леса, собирать грибы, ягоды, лекарственные травы и т. д)

Лес - плохо (можно встретить диких животных, пораниться ветками деревьев, укусить насекомые, змеи и т. д)

А поедем мы с вами в зимний лес на лыжах. Надеваем лыжи и отправляемся. Ребята, мы приближаемся к лесу Шийлиагаш. (слайд 1) Слышите голоса птиц, послушайте, пожалуйста, полюбуйтесь (включается аудиозапись). Чтобы войти в лес, нам необходимо найти ключ, который находится в отгадке загадок, которые я вам сейчас загадаю, послушайте.

1. Заготовила она

Краски все для всех сама:

Полю - лучшие белила,

Зорям - алые чернила.

Всем деревьям – чистые,

Блестки серебристые. (Зима)

2. Весной веселит,

Летом холодит.

Осенью кормит,

Зимой согревает. (Лес)

3. Летом одевается,

К зиме раздевается. (Дерево)

Молодцы, друзья мои. Вот вы, наконец, нашли ключ к лесу Шийлиагаш. (Проходят по лесной опушке, осматривают деревья, обращают внимание на кормушку, на птиц.) Посмотрите, дети, какой-то волшебник или добрый человек повесил кормушку на ветку. А какой гостеприимный лес, к нашему приходу приготовил нам место для отдыха (усаживаются на приготовленные пни, поваленное дерево). А сейчас, друзья, я хочу с вами побеседовать.

- А скажите, дети, не холодно зимой деревьям? (деревья защищает снег).

- Правильно, дети, чтобы не замерзали корни, их защищает слой снега. Ребята, все деревья зимой спят. В зимние дни ветки деревьев и кустов очень хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо оберегать, не ломать, не стучать по стволу.

Давайте, пройдем вглубь леса Шийлиагаш и узнаем, какие деревья растут в лесу.

Поиграем в игру с мячом “ Назови дерево ”.

- Я загадаю вам загадку, а вы найдете дерево, о котором в ней говорится:

«Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке

В белом сарафане». (Береза)

- Правильно, это береза.

- У березы ствол белый с черными черточками, - Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы? (БЕЛОСТВОЛЬНАЯ береза)

- Береза - единственное в мире дерево с белой корой. (слайд 2)

- Для многих людей символом России является белоствольная берёза. Символ красоты, нежности и чистоты.

А вы знаете, сколько важных дел у березы?

Первое дело – мир освещать,

Второе дело – скрип утишать,

Третье дело – больных исцелять. (слайды 5-15)

В старину главным источником света служили березовые лучины. Дегтем из березовой коры смазывали оси колес у телеги, чтобы не скрипели. Березовыми почками лечили разные хвори. А как приятно попариться в баньке с березовым веником, а потом утолить жажду березовым соком! Отличные метелки делали из березовых прутьев. Но дел у березы гораздо больше, чем в стихотворение. Вместо бумаги в древности писали на бересте -березовой коре. А веточками березы украшали православные храмы на праздник Святой Троицы.

Берёза –любимое дерево народа, не об одном дереве не сложено столько много стихов.

Белая берёза.

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром

И стоит берёза

В сонной тишине

И горят снежинки

В золотом огне.

Красавицу берёзу можно встретить в лесу, в поле, у нас на участке, она украшает городские парки. Приятно гулять в берёзовой роще в любое время года.

- Ребята, как вы думаете, для чего березке черные черточки? (Варианты детских ответов). (слайд 2)

- Оказывается, береза через них дышит, и называются они ЧЕЧЕВИЧКИ.

- У березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса есть у березы. (слайд 3) Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветки у березы, как косы, заплетаются.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок – подружек. Такой лес называют БЕРЕЗОВОЙ РОЩЕЙ или БЕРЕЗНЯКОМ. (слайд 4)

Повторите, пожалуйста.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющие листву, называется ЛИСТВЕННЫМ.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На ветвях этих деревьев растут листочки.

ФИЗМИНУТКА:

«Наступило утро,

Солнышко проснулось,

И березки к солнцу потянулись.

(руки вверх, встать на носочки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны.

(наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь дню новому.

(руки вверх, помахать ими).

- Идемте дальше по нашему лесу Шийлиагаш. И на пути нашем - ХВОЙНЫЙ ЛЕС. (слайд 16) Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу? (Сосны, ели)

- Кто знает загадку про ель и сосну?

«Зимой и летом одним цветом».

- Почему эти деревья стоят зеленые? (Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листву)

- Какой ствол у сосны? (Светлый, золотистый). Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола голая.

- Какие хвоинки у сосны? (Длинные, мягкие, светлые)

- Хвоинки сосны растут парочками

- Лес, где растут одни сосны, называется СОСНОВЫЙ БОР или СОСНЯК.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Засиделись мы с вами на опушке, давайте поиграем в игру «Каждое дерево в свой лес».

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите по одной карточке и найдите каждому дереву свой лес. (В процессе игры спрашиваю, почему дети поместили то или иное дерево именно сюда).

- Красивый лес Шийлиагаш в любое время года!

- Как сберечь такую красоту? (Не ломать ветви, не рвать листья, засыпать снегом молодые березки и елочки в нашем уголке ЛЕСА, чтобы они хорошо перезимовали).

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы. И тогда не придется заносить деревья в Красную книгу нашего района только потому, что их очень мало осталось или они погибли.

(Прошу ребенка прочитать стихотворение).

«Мне по нраву только тот,

Мир лесной кто бережет,

Тот, кто веток не сломает,

Тот, кто птичку не спугнет,

Мухомор сшибать не станет,

И костер не разведет,

Кто всегда, всегда в лесу

Уважает тишину».

-Лес является домом для животных и птиц.

«Будем по лесу гулять,

Свежим воздухом дышать.

На носочках, по тропинке,

Друг за другом мы пойдём,

К птицам зимним подойдём»

«В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей». Что это? Правильно, кормушка. Ведь зимой птичкам холодно и голодно, поэтому их надо подкармливать. Сегодня мы поиграем в игру «Птички на кормушках» и вспомним, какие птицы прилетали на наши кормушки и чем мы их кормили.

1. в понедельник мы положили в кормушки крошки хлеба, сало, семечки подсолнуха и веточку рябины. Прилетели небольшие серенькие птички, крошки и семечки склевали, а рябину не тронули. Кто это (воробьи)

2. во вторник прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябину не трогали, но сало и семечки склевали. Кто это (синица)

3. в среду прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они сидели, нахохлившись, и клевали ягоды рябины. Кто это (снегири)

4. в четверг на кормушке обедали большие птицы. Они встречаются у нас очень часто. Бывают белые, серые, черные, с синим отливом. Птицы съели крошки и семечки. Кто обедал на кормушке в четверг (голуби)

5. в пятницу прилетело много птиц. Отгадайте кто это?

Чернокрылый, красногрудый

И зимой найдет приют,

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут.

(снегирь)

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку.

Кто узнал ее?

(синичка)

Уличный мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает,

По полям кочует,

Коноплю ворует.

(воробей)

Гладенький, аккуратненький.

Урчит, воркует,

Дружка целует

(голубь)

Каких еще птиц мы можем увидеть в лесу? (коршун, ястреб, сокол, кукушка, дрозд, дятел, сорока, ворона и т. д)

Ребята, смотрите, что это (следы).

- Чьи следы (зайца, лисы, волка и птицы).А чьи следы можно встретить еще в лесу (кабана, косули, лося)

- Давайте поиграем в игру, которая называется «Чьи следы». Я буду показывать карточки с изображением следов животных и птиц. А вы будете отгадывать, чьи это следы и под музыку выполнять движения.

Молодцы, ребята, справились с заданием.

- Чьих следов мы с вами не встретим в зимнем лесу (медведя, ежа).

- Почему (они на зиму впадают в спячку до весны).

- Ребята, мы называли сегодня животных, которые живут в нашем районе.

- А знаете ли вы животных, которые живут в других областях и у нас их не встретить (белые медведи, олени, пингвины и т. д.).

Дорогие друзья, подошло время нам расстаться с лесом Шийлиагаш. Мы сегодня с вами от души попутешествовали по лесу и объяснили Незнайке, для чего люди ходят в лес и зачем. Вы, оказывается, очень любите природу, о которой рассказали и узнали много интересного, поиграли, отгадывали загадки о птицах, узнали следы лесных зверей.

Но, дети, природу любить мало, ее надо беречь и охранять. Мы не должны быть равнодушными к тем, кто ломает деревья, кусты, разоряет птичьи гнезда. А теперь мы возвращаемся из леса.

Публикации по теме:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник»Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Наш цветник» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида№ 29» Конспект непосредственной образовательной.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группеКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Наш помощник пылесос» в старшей группе Цель : вызвать интерес к прошлому предметов, подвести к тому, что человек создает разные предметы приспособления для облегчения труда.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Путешествие в мир химии» Цель: - познакомить детей с наукой о превращения – химией. Задачи: Развивающие: - развивать социальные навыки: работать в группе, - учитывать.

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим «Пейте, дети, молоко!» в старшей группе Программное содержание: 1. Расширять представление детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма. 2. Формировать.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Осень»Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с окружающим миром «Осень» Образовательная деятельность в средней группе по ознакомлению с окружающим природным миром на тему «Осень» с использованием технологии «Лэпбук».

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Воздушное путешествие» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема: «Воздушное путешествие». Елена Владимирова Цель: Закрепление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду»Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в Антарктиду» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,.

Проект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группеПроект по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие на Северный полюс» в старшей группе Вид проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы. Тип проекта: краткосрочный (1 неделя).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в зимний лес» в старшей группе
Опубликовано: 19 февраля 2023 в 19:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД