Любовь Давыдова
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с искусством «Посещение картинной галереи»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: познакомить детей с понятием «живопись»; дать представление о том, что пейзаж, натюрморт, портрет являются жанрами живописи, и о средствах выразительности живописи: цвете, позе, жесте, мимики, композиции; дать представление о разных видах пейзажа в зависимости от их содержания (сельский, городской, морской); развивать умение понимать состояние человека по выражению его лица; развивать у детей эмоционально-эстетические чувства, оценки, суждения, интерес к живописи; совершенствовать умение строить своё высказывание кратко или распространённо, точно и правильно использовать слова, обозначающие признаки, качества предметов, особенности явлений.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с искусством „Посещение картинной галереи“» размещена в разделах
Оборудование: репродукции картин известных художников (пейзажи, натюрморты, портреты, аудио записи.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: У меня есть карандаш
Разноцветная гуашь.
Акварель, палитра, кисть,
И бумага, плотный лист
А еще мольберт-треножник
Потому что я ….
Ответы детей (Художник.)
Воспитатель: А как вы думаете кто такой художник?
Ответы детей (Художник это тот, кто рисует картины)
Воспитатель: Про художников говорят, что они картины пишут. Где можно увидеть картины? (Ответы детей)
Воспитатель: Дети, сегодня я приглашаю вас посетить выставку картин в картинной галерее. (Звучит музыка, входит королева Кисточка).
Кисточка: Здравствуйте, дети! Я узнала, что вы очень любите рисовать красками. Это особый вид искусства – живопись. Слово «живопись» образовано от слов «живо» и «писать», то есть изображать кистью и красками живо, верно, точно, во всём многообразии цветов и оттенков. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создаёт мир, видимый нами как бы через окно. Под его кистью оживают деревья, цветы люди. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют, третьи вызывают тревожные ощущения.
Воспитатель: Уважаемая королева Кисточка! Мы собираемся посетить выставку картин в картинной галерее. Может быть ты отправишься с нами и поможешь получше разобраться в жанрах живописи, понять разнообразие выставленных полотен?
Кисточка: Я с удовольствием пойду с вами. Ведь это моё царство-живопись. Сейчас я взмахну своей волшебной палочкой, и мы окажемся в картинной галерее. (Взмахивает палочкой.)
Волшебной палочкой взмахну,
Картины детям покажу,
Пусть увидят, пусть узнают,
В галерее побывают!
Но перед тем, как мы войдём в зал, я загадаю вам загадку и вы отгадаете, какие картины вы здесь увидит
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас
Или вроде верхолаз
Летчик, или балерина
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется… (Портрет.)
Кисточка: то человек или группа людей, это и взрослые, и дети. На картине художники изображают не только лица, позу, одежду, но и их настроение грустное или радостное, спокойное или взволнованное.
Дидактическая игра «Нарисуй портрет»
Сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру. Я буду художником, а вы – портретами, которые я рисую. Только рисовать я буду словами я буду называть какое-нибудь чувство, например радость, грусть, злость, а вы попытаетесь это чувство изобразить. (Педагог говорит Радость! Злость! грусть! Страх! Спокойствие! Растерянность! Дети изображают)
Воспитатель: А может ли художник изобразить себя? (Дети отвечают.)
Кисточка: Да, может. Тогда такая работа будет называться автопортретом. Посмотрите, какие портреты выставлены в нашей галерее. Художник обычно изображает на портрете дорогого ему человека, стремится в своей работе показать то хорошее, что есть в нём. Как вы думаете, что особенное хотел показать художник в портрете этой женщины? Какая у неё улыбка? Что особенного в её позе? Как она одета? (Ответы детей.)
Кисточка: А сейчас нам пора переходить в следующий зал, но чтобы перейти, я вам загадаю волшебную загадку!
Если видишь на картине чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине, или розу в хрустале.
Или бронзовую вазу, или грушу или торт,
Или все предметы разом, знай что это… (Натюрморт)
Воспитатель: Найдите самый вкусный натюрморт?
Сейчас я загадаю загадки, а отгадки найдите на этих картинах :
1. Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)
2. На столе стоит она
Полевых цветов полна.
Я добавлю маков цвет-
Запылает весь букет.
Догадаться можно сразу -
На столе мы видим … вазу.
3. Само с кулачок, красный бочок.
Тронешь пальцем гладко,
А откусишь сладко. (Яблоко)
4. На сучках висят шары,
Посинели от жары. (Сливы)
Воспитатель: В своих картинах художники используют разные предметы для создания композиции натюрморт.
Кисточка: Натюрморты запечатлевают красочность, пышность, богатство и роскошь плодов земли, воды, красоту мира вещей, творений рук человеческих. Какое впечатление произвели на вас все эти полотна? Кто хочет высказать своё впечатление о натюрморте с плодами и цветами? Что особенно вам понравилось на этих полотнах?
(Отвечают дети.)
Кисточка: Художники любят обращаться в своём творчестве к натюрморту. Особенно начинающие. Потому что здесь неподвижная натура, можно составить любую композицию, разместить предметы на свой вкус. Вы, юны любители живописи, тоже можете составить свои композиции, а потом зарисовать их. А я вам помогу устроить выставку ваших работ в картинной галерее. Посмотрите, здесь приготовлены для вас различные предметы, которые могут вам для этого пригодиться.
Дидактическая игра «Составь свой натюрморт».
(В ходе игры детям предлагается составить свой натюрморт, используя различные плоскостные детали.)
Кисточка: Приглашаю вас перейти в следующий зал нашей картинной галереи. Что изображено на этих картинах?
Дети. Деревья, лес, речка.
Воспитатель: А как, одним словом можно назвать все, что вы мне сказали?
Дети. Природа.
Кисточка: Если видишь на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака
Или снежная равнина, или поле и шалаш.
Обязательно картина называется … (Пейзаж)
Воспитатель: Посмотрите на картину и скажите, какое время года изобразил художник? (Ответы детей)
Воспитатель: С помощью чего художники передают свое настроение?
Дети. С помощью красок.
Воспитатель: Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть. Давайте с вами найдем радостный пейзаж, грустный.
Дети. Зима. Краски холодные синие темные. У меня эта картина вызывает грусть.
Лето. Здесь тоже яркие краски лета. Эта картина вызывает радость.
Осень. На этой картине яркие краски желтые, красные. Настроение вызывает радостное и немного грустное, так как скоро эти красивые листья опадут.
Релаксационное упражнение на снятие мышечного напряжения «Осенний лист» или «Вьюга и сугроб» (в зависимости от времени года, когда проводится занятие)
Кисточка: Неисчерпаемое многообразие природы породило разнообразные виды пейзажа. Вы, наверное, заметили что-то общее для всех этих картин? (Ответы детей.)
Кисточка: А чем эти полотна отличаются друг от друга?
(Ответы детей.)
Кисточка: Вы очень хорошо рассказали мне о том, как вы понимаете изображение на полотнах. И вы во всём правы. Действительно, между полотнами много общего – на всех изображены картины природы, но и многое их различает. Если на картине изображены лес, село, поле, река, то пейзаж называется сельским. Попробуйте отгадать, как называется пейзаж, на котором изображены улицы города?
(Ответы детей).
А если на картине моря, корабли?
Кисточка: Мне очень понравилось гостить у вас, ребята. Но мне пора в мастерские художников, ведь без меня у них не будет спориться работа. Я к вам ещё обязательно загляну. На прощание я хочу оставить вам подарок (передаёт детям пакет). До свидания, ребята! (Дети прощаются с Кисточкой.)
Воспитатель: Дети, давайте посмотрим, что подарила нам королева Кисточка! Это репродукции с картин известных художников. Здесь представлены разные жанры живописи: портрет, натюрморт, пейзаж. А ещё в пакете лежат три конверта. На них есть эмблемы: дерево, ваза и лицо человека. Как вы думаете, зачем королева Кисточка положила их в пакет? (Ответы детей.)
Воспитатель: Я думаю, что королева Кисточка своим подарком решила проверить, как вы ребята, запомнили её рассказ о жанрах живописи, и желает, чтобы вы разложили эти репродукции в конверты по жанрам.
Дети выполняют задание, обосновывают свой выбор, называют виды пейзажа. Воспитатель проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Дети, вы узнали много нового и интересного о живописи и о её жанрах из рассказа королевы Кисточки. В картинной галерее мы полюбовались замечательными полотнами современных художников, получили от этого истинное наслаждение. А теперь нам пора возвращаться из картинной галереи в наш детский сад. Там мы покажем подарок королевы Кисточки своим друзьям, вместе с ними полюбуемся работами замечательных мастеров.