МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие народы живут в России»

Кривко Алевтина Владимировна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие народы живут в России»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста

«Какие народы живут в России».

Программное содержание: познакомить детей с многонациональным составом населения России; воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Какие народы живут в России“» размещена в разделах

Предварительная работа: беседы на темы «Моя Родина-Россия», «С древних времен до наших дней», «Народы России», «Праздники России», «Большая и малая Родина», чтение сказок народов России.

Материалы и оборудование: интерактивная доска;

Ход ЗАНЯТИЯ.

Дети под музыку входят в зал под музыку «Я, ты, он, она», садятся на стулья. На экране этническая карта народов России.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна эта не только леса, поля, реки, города и села. Страна- это прежде всего люди, которые живут в ней. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, ее населяющих. А народов этих очень много. Каждый народ говорит на своем языке.

-На каком языке говорят татары?

-На каком языке говорят башкиры?

-На каком языке говорят осетины?

-А русские?

Но люди разных народов нашей страны знают 2 языка: свой национальный и русский. Потому что русский- это государственный язык и на нем общаются все народы нашей страны.

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми народами нашей страны. И начнем мы свое знакомство с самой дальней стороны нашей огромной Родины- Севера.

На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди- чукчи, эскимосы, эвенки.

Воспитатель показывает фотографии людей Севера в национальных костюмах.

Давайте рассмотрим их одежду. Одежда у этих народов очень теплая. Как вы думаете, почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Верно, потому что на севере холодно. На севере долгая зима и короткое холодное лето. Одежда сделана из оленьих шкур и шкур морских животных, таких как моржей, тюленей. Прежде всего одежда должна быть теплой и удобной: меховые рубахи с капюшоном- кухлянки и малицы. Давайте все вместе повторим эти новые для вас слова.

Дети вместе с воспитателем повторяют слова КУХЛЯНКИ и МАЛИЦЫ.

Посмотрите, национальная одежда этих народов украшена мехом и бисерной вышивкой. Часто на одежде вышивали узоры, обозначающие рыб, оленей и птиц. Как вы думаете, почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Молодцы! Потому что у этих народностей основной промысел- это рыболовство и оленеводство. Давайте ненадолго отправимся с вами на Север и посмотрим какими танцами чукчи встречают весну.

На экране слайды и музыка.

Собачьи упряжки,

Оленьи упряжки,

Сверкают на малицах

Медные бляшки.

Шаманского бубна

Удары слышны,

Сегодня здесь праздник-

Начало весны!

Танец «Северная весна» (девочки в национальных костюмах)

А теперь давайте отправимся в европейскую часть России. Итак, вы уже знаете, что одежда (или национальный костюм) народа зависит от климата и от основного занятия населения. Народы, которые живут южнее, где больше солнечных дней и одеваются по- другому.

На экране народы европейской части страны: мордва, русские, татары в национальных костюмах.

Эти народы в основном занимаются земледелием, выращивают рожь, пшеницу, лен, овощи. Традиционные одежды этих народов сшиты из льна и хлопка, они многослойны, т. е. одна одежда надевалась на другую. Например, русские женщины надевали рубаху, а сверху- сарафан; у мужчин- рубахи- косоворотки, на ногах-лапти, под лаптями- вместо чулок- онуги-это кусок ткани, обернутый на ногах.

Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие головных уборов этих народов.

Шапочка в форме рогов, т. к. рог- это символ плодородия. Одежду шили и вышивали долгими зимними вечерами. Ребята, а как вы думаете, почему?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Верно, потому что с началом весны начинается трудовой год. Весной нужно засеять землю, летом ухаживать за посевом, осенью убирать урожай. Поэтому в свободное от работ время было только зимой.

Давайте повторим новые слова «Косоворотка, порты, онуги». А какие красивые танцы у русского народа.

Танец «Россия»

А сейчас мы, ненадолго, заглянем на юг России. Посмотрим на национальные костюмы горцев и их быт. Это чеченцы, ингуши и другие народности. Черкеска-одежда в виде длинного пиджака. Черкески у мужчин украшены газырями- в них носили заряды для огнестрельного оружия.

Бурка- непромокаемый плащ из волока.

Папаха- головной убор из меха.

На ногах ноговицы- сшиты из кожи или войлока.

У женщин- красивые длинные платья, халаты, под ними- корсет, на ногах- ичиги. На голове- шали поверх шапочек.

А как выдумаете, ребята, почему эти народности называют одним словом- горцы?

ОТЕТЫ ДЕТЕЙ

Правильно, потому что они живут в горах. Занимаются чеканкой по серебру и выращивают виноград, чай.

Давайте повторим новые слова: черкеска, папаха, бурка, ноговицы, ичиги, газыри.

Ребята, мы внимательно рассмотрели национальные наряды некоторых народов России. Скажите, а что общего во всех этих костюмах?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Все верно, все одежды нарядные. А эту одежду можно носить повседневно?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Да, эти костюмы надевают только по большим праздникам!

А сейчас мы поиграем и посмотрим насколько вы были внимательны.

Д/Игра «Найди свою пару»

Каждый народ имеет свою историю, культуру, традицию. А что такое традиции?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Это то, что передается из поколения в поколение. Например, традиция встречать Новый год. Многие народы встречали Новый год весной. Они считали, что Новый год наступает тогда, когда просыпается земля. А некоторые- осенью, когда заканчивается трудовой год. Но с годами эти традиции поменялись. Сейчас все празднуют Новый год зимой.

У каждого народа есть свои национальные игры. Сейчас мы с вами поиграем в две игры: первая- Башкирская УЕН-БАЛАЛАР-БЕГЕН.

Проводится игра.

И вторая игра, в которую мы поиграем Удмуртская «Ручеек».

Проводится игра

Вот мы и поиграли. А теперь подумайте и скажите, что общего в этих играх?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Подвести детей к тому, что это- коллективные игры, в которые могут играть как взрослые, так и дети.

Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наше занятие.

О чем мы сегодня говорили с вами?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

В какие игры играли?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

С какими народами нашей страны познакомились?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Какие новые слова выучили?

ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности»Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию «Азбука безопасности» Цель: закрепить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Какие народы живут в России»
Опубликовано: 25 сентября 2021 в 11:19
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД