Ольга Фомичева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие по родному Подмосковью»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие».
Цель:
Формировать у детей чувства любви и гордости, путём осмысления таких понятий как «Родина», «Россия», «Край родной».
Программное содержание:
Обучающие задачи:
- знакомство детей с городами, расположенными в Московской области;
- закрепить знания детей о мастерах-ремесленниках, которые жили и работали в Подмосковье;
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Путешествие по родному Подмосковью“» размещена в разделах
- формировать знания о родном крае;
- пополнение активного словаря;
- введение в словарь детей существительных обозначающих профессию;
- закрепить пословицы о труде.
Развивающие задачи :
- развивать познавательные процессы;
- совершенствовать интонационную выразительность речи;
- формировать умение участвовать в беседе и отвечать на вопросы;
- развивать внимание и наблюдательность.
Воспитательные задачи:
- формировать у детей нравственно-патриотические чувства, воспитывать патриотическое отношение к культуре на основе ознакомления с Подмосковьем;
- воспитывать ценностное отношение к труду других людей;
- воспитывать уважение друг к другу в процессе совместного познания.
Материалы и оборудование:
- Карта Подмосковья
- Жостовские подносы
- Гжель (посуда)
- Богородские игрушки
- Павловопосадские платки
- Сергиево-Посадские матрёшки
- Видеозапись танца «Сударушки»
- Семейные фотографии детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по родному краю.
- Скажите, как называется наша страна?
Дети: Наша страна называется Россия.
Воспитатель: А что такое Родина?
(Дети читают стих о Родине)
Родина – слово большое, большое!
Пусть не бывает на свете чудес.
Если сказать это слово с душою –
Глубже морей оно, выше небес!
В нё м умещается ровно полмира:
Мама и папа, соседи, друзья,
Город любимый, родная квартира,
Бабушка, детский сад, котенок… и я.
Зайчик солнечный в ладошке,
Куст сирени за окошком
И на щёчке родинка – это тоже Родина!
Воспитатель: А как называется город, в котором мы живём?
Дети: Домодедово.
Воспитатель: На территории какой области находится наш город?
Дети: На территории Московской области.
Воспитатель: А какое наше Подмосковье?
(Дети читают стихотворение В. С. Степанова «Наше Подмосковье»)
В нашем светлом Подмосковье
Как моря шумят леса.
И глядят на нас с любовью
Луговых цветов глаза.
Хоровод берёз на взгорье
Древний город над рекой…
Никогда мы Подмосковье
Не расстанемся с тобой!
Здесь у нас под небом синим,
Возле каждого крыльца
Начинается Россия
Звонкой песенкой скворца.
Воспитатель: На территории Московской области находится много городов и деревень. Сегодня мы побываем с вами в некоторых из них.
Начинаем своё путешествие… Город Коломна. Это очень красивый город со своей историей. В этом городе у Насти живёт бабушка. Настя с родителями её часто навещает. И сегодня нам Настя расскажет, что же ей запомнилось в этом городе?
(Рассказ Насти о городе по фотографиям из семейного альбома)
Воспитатель: Путешествие продолжается…
Дальше лежит наша дорога в село Жостово, которое расположено на берегу канала имени Москвы. Живут в селе кузнецы, куют изделия из металла.
Что это за изделия? Что вы знаете об этом промысле? (Ответы детей).
Воспитатель: Верно, кузнецы куют подносы, художники их расписывают, лаком покрывают. На подносах цветут сказочные букеты,
(Дети рассматривают подносы, выделяют характерные особенности: форма, фон.)
Воспитатель: Обратите внимание, какие цветы рисуют художники на подносах? (Ответы детей).
Наши подмосковные луговые и садовые цветы. Сначала подносы и тарелки делали из папье-маше. А в 1830 году подносы стали делать из металла. Основателем этого промысла был купец Филипп Вишняков.
Воспитатель: Продолжаем путешествие… Недалеко от Москвы находится село под названием - Гжель. Когда-то там жили умелые, весёлые мастера.
Собрались они однажды и стали думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Нашли они глину белую-белую, и стали лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков.
Почему синяя? Да потому, что мастера любили свой родной край, и считали, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И в наше время мастера расписывают кобальтом по белому фону узоры из цветов, капелек, волнистых линий, сеточек.
Чудо с синими цветами,
Голубыми лепестками,
Синими цветочками,
Нежными виточками.
На белом фарфоре,
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели,
Вы не слышали о Гжели?
(Показ посуды)
Воспитатель: А теперь наша дорога лежит в город Павлов Посад. Это старинный город, который расположен на зелёных берегах реки Клязьма. Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки. Платки носили и простые люди, и важные персоны. Платки расписывают пышными букетами из садовых цветов: розы, георгины, пионы, ромашки и много листьев. Платки бывают самых разных расцветок и размеров. По краям платка - бахрома.
(Дети рассматривают платки).
Воспитатель: Как вы думаете, для чего делаются такие платки? (Предположения детей).
Раньше платки доставали из сундуков в праздничные дни, украшая ими свою одежду. В холодные дни в них было тепло. Девушки водили хороводы с платками. Танец «Сударушки» (Показ видео).
Испокон веков платки были обязательным атрибутом традиционного костюма русской женщины. И сегодня платки из Павловского Посада – дорогой подарок для женщины.
Разноцветные платки, набивные шали
Скольких женщин на Руси в праздник украшали.
Научились мастера Павлова Посада
Рисовать узор из трав, леса луга, сада.
Нитей переплёт в узелки вязали,
Бахромою из кистей кромку украшали!
(Показ платков)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «Наш платочек».
(Дети образуют круг, передают платочек по кругу и произносят слова.
У кого платочек оказался на последнем слове, тот выходит в круг и пляшет.)
Наш платочек голубой,
Поиграть хотим с тобой!
Ты беги платок по кругу –
Выбирай скорее друга.
Покружись, попляши и платочек покажи!
(Дети садятся на свои места)
Воспитатель: Продолжаем наше путешествие. В Подмосковье есть старый, красивый город Сергиев Посад. В этом городе побывала Варя со своей семьёй. Что же она интересного увидела в этом городе?
(Рассказ Вари)
Воспитатель: А ещё в Сергиевом Посаде изготавливают матрёшек.
Сергиев Посад святой –
Для матрешек дом родной!
Куклы более 100 лет радуют весь белый свет!
Так матрё шечка одета:
Сарафан любого цвета.
На головушке платок –
Весь в цветочках уголок.
И с узором фартук яркий,
Светлая рубашка, куколка-милашка!
(Показ матрёшек)
Воспитатель: Путешествие продолжается. Село Богородское. Живут здесь интересные мастера - в игрушки всё играют. Игрушки не простые. Из чего они сделаны? (Ответы детей). Игрушки вырезают из мягких пород дерева – липа. осина.
Что вы знаете о богородской игрушке? (Рассматривание игрушек. Рассказы детей).
Два толстопятых медвежонка
Качались на бревне,
И так им было весело,
Что захотелось мне
Почаще в детство возвращаться,
Чтоб на качелях там качаться.
Воспитатель: Ребята, чтобы создать все эти предметы, мастерам необходимо было приложить умение, старание, терпение. А вы знаете пословицы о труде?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте проверим.
- «Делу время, а потехе….(час)»
- «Без труда не вытащишь….(и рыбку из пруда)»
- «Сделал дело….(гуляй смело)»
Воспитатель: Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель: Ну вот и закончилось наше путешествие по Подмосковью. Вы увидели, как богата наша подмосковная земля талантами, какие чудо - мастера живут на ней.