МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста»

Светлана Масакова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста»

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию. Развитие речи в группе общеразвивающей направленности для детей 6-7лет № 6 на тему: «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста».

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Формирование навыков связного последовательного пересказа текста“» размещена в разделах

] Выполнила: Масакова С. А. - воспитатель 1 кв. категории МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №18».

Тема: Пересказ сказки Л. Толстого «Белка и волк».

Мотивация: Помочь детям узнать, кто подарил шкатулку и для чего.

Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа текста.

Задачи:

Образовательные :

-совершенствовать навык чтения;

-закрепить умение правильного произношения звука в слове;

-формировать навыки развернутого высказывания;

- систематизировать представления детей об образе жизни и повадках диких животных;

-активизировать и обогащать словарь за счет слов и словосочетаний;

-совершенствовать навык детей высказываться полными предложениями, последовательно излагать мысли;

- активизировать в речи антонимы;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей используя здоровьесберегающие технологии;

- способствовать умению образовывать однокоренные слова.

Развивающие :

-развивать связную монологическую речь, формировать навыки пересказа сказки;

-развивать навыки анализа содержания и языкового оформления текста;

-развивать слуховое внимание, память, мышление;

-развивать творческие способности, мелкую моторику рук;

-развивать правильное дыхание.

Воспитательные:

- воспитывать читательский интерес;

-воспитывать любознательность, умение слушать товарища, не перебивать, говорить спокойным доброжелательным тоном.

Методы и приемы:

- словесные (диалог, чтение литературного произведения,

анализ текста)

- наглядные (иллюстрации, фигурки, графические схемы, название сказки)

- практические (моделирование сказки пи помощи схем, игра «Скажи наоборот»).

ППРС:

Портрет Л. Н. Толстого, текст со сказкой Л. Н. Толстой «Белка и волк», шкатулка в стиле городецкая роспись, мольберт, фигурки диких животных, бумажные снежинки, мяч, графические схемы для составления текста, листы бумаги, карандаши, название сказки, загадки,пальчиковые игрушки из фетра.

Предварительная работа:

-изучение лексической темы «Дикие животные»;

-рассматривание картинок, иллюстраций по изучаемой теме;

-рисование: «Звери в зимнем лесу»;

-отгадывание загадок «Дикие животные»;

-разучивание физминуток на тему: «Животные».

Ход занятия:

Вводная часть.

Дети стоят полукругом.

В: Ребята, эту шкатулку передала мне сегодня утром красивая незнакомка, как вы думаете кто это может быть? (ответы детей). А каким образом мы с вами узнаем, для чего нам передали шкатулку? (ответы детей). Посмотрим, что в ней лежит? (да, здесь бумажные снежинки).

В: Предлагаю поиграть с ними (упражнение на дыхания) :

Держим снежинку за краешек и дуем легким ветерком, вдыхаем воздух носом, а выдыхаем ртом. Так надо правильно дышать, особенно в холодную погоду, чтобы не простудиться. Молодцы, а теперь положите снежинки рядом с собой.

В: Посмотрим, что еще лежит в шкатулке.

Воспитатель открывает и достает животное.

В: Ребята назовите животное (волк, лиса, медведь, белка, заяц).

В: Подумайте, как одним словом можно назвать этих животных? (дикие).

В: А почему они дикие? (живут в лесу и сами добывают пищу).

В: Посмотрите здесь есть еще загадки (подготовка к восприятию текста. Развитие слухового внимания, мышления) :

Леша, прочитай пожалуйста

Не умеет он дружить

Оттого так скучно жить.

Все зубами щелк, да щелк

Бегает по лесу…

Ева, прочитай другую загадку

По веткам скачет и играет

Никого не обижает

Известна добротой своей

Шубка рыжая на ней.

В: Не случайно загадки загадки из шкатулки были про белку и про волка. Мы сегодня познакомимся со сказкой Л. Н. Толстого, а название сказки нам поможет прочитать Арсений Л. (на доске висит название сказки). «Волк и белка» (демонстрация портрета писателя) и попробуем ее пересказать.

Основная часть.

Чтение рассказа (развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти).

Краткая беседа по сказке. Развитие диалогической речи. (напоминаю детям говорить полными предложениями).

В: Про кого эта сказка? (эта сказка, про белку и волка)

В: Что произошло с героями сказки? (белка прыгала с ветки на ветку и сама упала на волка.) (показываю схему).

В: Что волк хотел сделать с белкой? (Волк хотел ее съесть.)

В: О чем она попросила волка? (Белка попросила отпустить ее.)

В: Что ей ответил волк? (Сказал, что отпустит, если она ответит на его

вопросы.)

В: Что спросил волк у белки? (Почему белки такие веселые,а волку всегда скучно) (показываю схему)

В: Как ответила белка: почему волку всегда скучно? (Потому что он злой, злость ему сердце жжет.)

В: Почему белки такие веселые? (Потому что они добрые и никому зла не делают.) (показываю схему)

В: Ребята, послушайте как по-разному можно назвать беличье веселье: веселые белки, белки веселы, белки веселятся, белкам весело. (знакомство с однокоренными словами).

Белки веселые, а волк совсем не веселый, а какой? (грустный).

В: Белки веселятся, а волк? (грустит).

В: Белкам весело, а волку? (грустно).

В: Послушайте, сколько разных слов вы сказали о волке: грустный, грустит, грустно. Слова разные, но связаны по смыслу и звучат они похоже – это слова родственники.

И слова веселый, весело, веселиться – тоже родственные, они звучат похоже и тоже связаны по смыслу.

В: А теперь подберите слова, родственные слову радостный.

(Образец : Можно сказать: белки веселятся, а можно сказать, что они… радуются. Можно сказать: им весело, радостно; они веселы, радостны; у белок веселье, радость.)

В: Устали? Я предлагаю вам поиграть. Эта игра называется «Скажи наоборот». Я буду бросать вам мяч и начинать предложение, а вы, поймав мяч, продолжите его (развитие антонимии).

-Волк злой, а белка (добрая). Ему всегда грустно, а ей (весело). Волк белку схватил, а потом (отпустил). Волк сидит внизу, а белка (наверху). Волк сидит под деревом, а белка (на дереве). Волк спрашивает, а белка (отвечает). Белка говорит, а волк ее (слушает).

В конце игры педагог просит детей вспомнить названные ими слова.

В: Вспомните названные вами слова? (Злой — добрая, грустно — весело, схватил — отпустил, внизу — наверху, под деревом — на дереве, спрашивает — отвечает, говорит — слушает).

Словарная работа (Лексический разбор словосочетания, сложного по семантике. Оживление личного опыта детей).

В: Белка сказала волку: «Тебе злость сердце жжет». А чем можно обжечься? (Огнем, кипятком, паром, горячим чаем.) Кто из вас обжигался? (дети говорят у кого был ожог) Это больно (да. очень). А когда больно, хочется веселиться или плакать (грустить, плакать)

В: Оказывается, можно поранить даже плохим, злым словом. Тогда сердце болит, как будто его обожгли. Вот и волку всегда скучно, грустно, потому что его сердце болит, злость его жжет.

А теперь мы немного отдохнем и проведем физ. минутку:

Сильный ветер сосны крутит (поворот корпусом вправо, влево)

Словно самый тонкий прутик.

Елки ветер клонит тоже

Мы с тобой на них похожи (вращение корпусом вправо, влево)

Вот по веткам белка мчится

Белка ветра не боится. Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка. (прыжки на месте)

Ну а нам пора садиться,

Заниматься не лениться.

В: Присядьте на стульчики. Я прочитаю сказку еще раз, а вы послушайте внимательно для дальнейшего пересказа. (повторное чтение сказки. Развитие долговременной слухо-речевой памяти).

Моделирование рассказа. Развитие памяти, мышления, диалогической речи.

В: На нашем мольберте разложены схемы, необходимые для составления рассказа. Посмотрите на эти схемы. Давайте, мы вместе разложим их по порядку. С чего начался наш рассказ (Белка прыгала с ветки на ветку).Что было дальше?

В: А Костя, Рустем, Гусейн, Ваня попробуют изобразить сказку в виде рисунка. (подгрупповая работа с гиперактивными).

Педагог вместе с детьми составляет план рассказа и выставляет графическую мнемодорожку. Пересказ по плану с наглядной опорой в виде графических схем (развитие связной речи).

Заключительная часть (рефлексия) :

Положительная оценка каждого рассказа.

В: Ребята, как вы думаете, зачем Л. Н. Толстой рассказал нам

эту сказку? Чему она учит (Когда человеку сердце жжет злоба, он не видит радости в жизни, его раздражают люди вокруг, он делает плохие поступки, не чувствует жалости и творит недобрые дела)

В: На кого бы вы хотели быть похожими? Почему (на белку,потому что она добрая веселая).А почему вы не хотите быть похожими на волка? (не хотим потому, что его «сердце жжет злоба».

В: Чему вы сегодня на занятии научились? (что не надо бояться и нудно преодолевать страх, быть добрыми, тогда будет весело и хорошо).

А легко ли вам было пересказывать сказку (ответы детей).

В: Мне очень понравилось, как вы работали. Молодцы! Я надеюсь, вы никогда не будете такими злыми как волк, вам никогда не будет скучно и грустно.

В: Ребята, посмотрите как Рустем изобразил сказку, скажите какой это эпизод сказки? (ответы детей).

В: А как вы теперь думаете, кто же нам передал шкатулку? (Сказочница). Для чего она нам принесла эту шкатулку (ответы детей) Да, это была Сказочница. И она нам с Вами оставила в подарок вот таких ( достаю из шкатулки сказочных героев: лису и волка из фетра) сказочных героев, чтобы мы могли рассказать эту сказку по ролям.

Закрепление изучаемого материала вне занятия:

Упражнять детей в умении пересказывать текст по графическому плану, театрализация сказки, индивидуальный пересказ детьми, изображение сказки в виде рисунка.

Публикации по теме:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию «Город мастеров» Название работы: Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию "Город мастеров. " Автор: воспитатель - Казакова.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема. Пересказ рассказа Л. Н. Толстого «Хотела галка пить.».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе ДОУ. Задачи: 1. Развивать диалогическую речь.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Осень» Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе. Задачи: Образовательные: • уточнить и расширить знания детей об осенних явлениях.

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «По страницам книги» Цель: развитие связной речи, познавательно-речевой и творческой активности детей. Образовательные: углублять, расширять и закреплять знания.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Спасение коровы» Тема: «Спасение коровы». Цель: обогащение словаря, развитие связной речи и грамматического строя, знакомство со звуками М, М', тренировка.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по речевому развитию «Богатый урожай» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 43 г. Липецка Конспект образовательной.

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к леснику» Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «В гости к леснику» Задачи : 1. Обучающая Учить различать на слух.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Способы построения связного текста» Цели: - Продолжать обучать детей различным способам построения связного текста. - Развивать навыки рассказывания. Развитие словаря: проталинки,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию «Калейдоскоп сказок» средняя группа «Буратино» воспитатель: Малютина Л. Л. 2017-2018 учебный год. Программное содержание: - дать первоначальное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Формирование навыков связного последовательного пересказа текста»
Опубликовано: 1 апреля 2018 в 19:36
+38Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД