Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство со звуком [Ы] и буквой «Ы»

Любовь Воликова
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство со звуком [Ы] и буквой «Ы»

Актуальность темы

Работа по развитию звуковой культуры речи очень важна и нужна. Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а также предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по речевому развитию „Знакомство со звуком [Ы] и буквой „Ы“» размещена в разделах

Путь дошкольника к грамоте, выработке чутья к звуковой оболочке слова, умению слышать и особым образом произносит отдельные звуки в словах лежит через игры в звуки и слова. Важно также организовывать индивидуальную работу с разноуровневыми заданиями.

Для мотивации деятельности детей использовали голосовое письмо из страны сказочных звуков.

Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)

I. Организационная информация Примечание (дополнительная информация к конспекту)

1. Доминирующая образовательная область Речевое развитие Согласно ФГОС ДО

2. Вид деятельности детей Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная

II. Методическая информация

1. Тема образовательной деятельности Знакомство со звуком и буквой "Ы"

2. Методы и приемы реализации содержания занятия Беседа с детьми, голосовое письмо; упражнение на развитие фонематического слуха; работа с предметными картинками,

знакомство с буквой Ы; упражнение "Один- много"; упражнение "Образуйте новое слово"; звуковой анализ слова ; чтение и деление слов на слоги; работа по карточкам.

3. Интеграция образовательных областей Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

4. Возрастная группа: 6-7 лет

5. Цель: Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах.

6. Задачи:

6.1 Познакомить с буквой Ы

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Формировать навык определять место звука в слове.

6.2 Развивать зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти. Развивать навыки учебной деятельности.

6.3 Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательных Отношений, навыков сотрудничества.

7. Планируемые результаты:

7.1 Сформировано представление о звуке и букве Ы.

Научился определять место звука Ы в словах.

7.2 Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

7.3 Принимает активное участие в выполнении определенных упражнений

Проявляет интерес в получении новых знаний; свободно общается со сверстниками во время совместной деятельности

8. Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности) Набор предметных картинок, пеналы с буквами, мольберт ноутбук, голосовое письмо, звуковые домики, полоски для раздаточного материала, карточки со словами, листки с индивидуальными заданиями, карандаши, цветные ручки.

9. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты Знакомство с звуковыми домиками, работа по алфавиту, чтение слогов и слов, знакомство со звуками и буквами А. О. У., печатание букв и слов, звуко-буквенный анализ слов

Конспект занятия (образовательной деятельности)

I. Вводная часть

1.1

Введение в тему (создание проблемной ситуации) Прослушивание голосового письма. 1 мин.

1.2 Мотивация деятельности детей Отправится в гости в страну сказочных звуков, чтобы познакомиться со звуком и буквой Ы 1 мин

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Освоить умение различать и четкому произносить звук [Ы] в слогах, словах. Помочь детям сформировать навык определять место звука в словах.

Упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Закрепить знания детей о гласном звуке О

Формировать умение работать в коллективе. 3 мин

II. Основная часть:

2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний Беседа о временных представлениях

Упражнение на развитие фонематического слуха,

закрепление знаний о звуке О.

Упражнение "Один- много".

Чтение и деление слов на слоги. 7мин

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания Работа с предметными картинками.

Артикуляция звука (Ы)

Упражнение на словообразование "Образуйте новое слово"

Звуковой анализ слов.

Знакомство с буквой Ы.

Коллективное обсуждение заданий.

13 мин

2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания Физкультминутка «Листья осенние тихо кружатся»

Работа по карточкам с разноуровневыми заданиями:

Упражнение "Заштрихуй букву",

Упражнение "Составь слово",

Упражнение "Напечатай слова, в которых есть звук Ы"

8 мин.

III. Заключительная часть

3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей - У какого звука вы побывали в гостях в стране сказочных звуков

- Какие слова со звуком вы запомнили?

Как вы думаете, где вам это может пригодится?

- А какое задание на ваш взгляд было самым сложным?

- А самым лёгким?

- Для чего сегодня вы старались и проявляли свои знания?

2мин.

IV. Дальнейшая разработка темы

4.1 Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т. д., вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т. п.) Заучивание стихотворения М. Мышковской"Мышка мыла мылом нос"

Игры и упражнения по различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах.

4.2 Упражнение "Найди место звука"

Примечание

При составлении конспекта была использована следующая литература:

- Т. И. Гризик "Речевое развитие детей 6-8 лет"Методическое пособие для воспитателей. М. "Просвещение" 2016.

- Развитие речи. Конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста/ сост. Л. Е. Кыласова. Волгоград, 2017.

- Тематические недели в детском саду/ сост. Т. Н. Сергеева. М. : Планета, 2016.

Ход ОД

Части Содержание Области

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Мотивация деятельности детей

Дети стоят в кругу с воспитателем.

- Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

- Какой месяц?

- Какое сегодня число?

- А день недели?

Какое занятие проходит в среду?

Из чего состоит наша речь? (из звуков)

Что можно составить из звуков? (слова)

А из слов можно составить? (предложения)

Воспитатель:

Сегодня к нам пришло голосовое письмо.

Послушайте его.

"Уважаемые, ребята!

Я приглашаю вас в страну сказочных звуков

Вас ждет много интересного

С уважением звук Ы"

Воспитатель:

Вы согласны ребята?

Дети: Да, согласны.

Воспитатель: Отправляемся в путь!

Речевое развитие

Познавательное развитие

Социально – коммуникативное развитие

2. Основная часть.

Заключительная

часть

Оценка деятельности детей

и самооценка.

Подведение итогов.

1. Упражнение на развитие фонематического слуха

(в приемной)

Мы шагаем по дорожке,

Разминаем наши ножки.

Ветер звуки нам приносит

И тихонечко нас просит:

" Звуки все вы пропустите.

Только звуки "О"- ловите"

Дети хлопают в ладоши, если слышат звук О.

В звуковом ряду : а, у, и, о, е, у, о, а, ы,о;

В слоговом ряду: ок, ик, ко, кы, па, ти, по, ты, от, ип, их, ох, ха.

В словах: пол, пила, конь, аппетит, дом, рис, сон, книга. косы.

2. Характеристика звука.

Работа с предметными картинками.

Сегодня мы в гостях у очень интересного звука.

Он никогда не слышится в начале слова.

Он любит прятаться среди других звуков.

Мы рассмотрим картинки и определим какой одинаковый звук в этих словах?

Дети рассматривают картинки (Мышь, часы, рысь, сыр, лыжи, дым.)

И произносят хором, определяют одинаковый звук в этих словах? (Ы)

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали- это звук [ы].

Необходимо определить место звука в словах (середина или конец)

3. Артикуляция звука

Воспитатель: Молодцы, правильно назвали- это звук [ы].

Чтобы научиться произносить этот звук правильно, давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют.

Приготовьте "ниточку"- поем звук (Ы)

(ниточка не рвется, звук поется)

Звук Ы- гласный.

4. Упражнение "Один- много"

(образование существительных множественного числа)

Воспитатель: Звук Ы очень зажиточный.

Словарная работа: зажиточный- значит богатый.

У его соседей только один сад, а у звука Ы- сады.

(Далее множественное число образуют дети)

У соседей выросла груша, а у звука Ы-. (груши)

У соседей ягода, а у звука Ы-. (ягоды)

У соседей перед домом клумба, а у звука Ы-. (клумбы)

У соседей на клумбе цветок, а у звука Ы-. (цветы)

5. Упражнение "Образуйте новое слово"

(Словообразование)

Звук Ы очень любознательный, с удовольствием знакомится с новыми словами

Скажите, ребята, какие бывают часы?

На руках-. наручные,

На стене-. настенные,

На улице. уличные,

На столе-. настольные.

Машины тоже бывают разные.

Одни стирают, значит это. стиральные машины,

На других шьют. швейные машины,

Убирают улицы. уборочные машины,

Перевозят грузы. грузовые машины.

6. Знакомство с буквой Ы :

Предлагаю вам пройти и сесть за столы

Воспитатель: Я вам покажу букву, которой обозначается звук –

это буква Ы (показ буквы)

Эта буква всегда маленького роста, живет она в красном домике.

-На что похожа эта буква?

-Из каких элементов состоит?

-Давайте карандашом в воздухе напишем эту букву.

(Вертикальную линию, затем полукруг и еще одну вертикальную линию) Запомнили эту букву? Отыщите её в пенале.

7. Звуковой анализ слова усы

-Сколько звуков? (3)

- Назовите первый звук. (У)

- Какой он? (гласный)

- Каким цветом обозначим? (красным)

-Назовите второй звук (с)

- Какой он? (согласный)

- Каким цветом обозначим? (синим)

-Назовите третий звук (ы)

- Каким цветом обозначим? (красным)

(дети - из букв выкладывают слово из пенала, а воспитатель на доске)

8. Чтение и деление слов на слоги

Воспитатель: -А теперь почитаем слова с этой буквой

(Открыть слова на доске) дым, бык дубы, ноты, батоны.

Звук Ы - великий математик, он очень любит все делить. Он может разделить апельсин, яблоко, арбуз и даже маленькую конфетку, но больше всего он любит делить слова на части, которые называются слоги.

А вы хотите попробовать поделить прочитанные слова на части- слоги с помощью хлопков.

Приготовили ладоши и делим слова на части: дым, бык дубы, ноты, батоны.

Физкультминутка

Листья осенние тихо кружатся (дети на носочках кружатся)

Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают)

И под ногами шуршат, шелестят (движения руками вправо- влево)

Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся)

9. Разноуровневые задания.

1 уровень- штриховка контура буквы Ы

2 уровень- напечатать ране разобранное слово усы и нарисовать

звуковые бусы

3 уровень- напечатать несколько слов со звуком Ы, выделяя гласные и согласные по выбору детей.

Дети: выполняют задания, затем выходят из-за столов и встают полукругом

Воспитатель: Ребята, наше путешествие в Сказочную страну звуков подошло к концу.

- У какого звука мы побывали в гостях?

-Дайте характеристику звуку Ы

(Звук ы- гласный- он поется, обозначается красным цветом).

-Назовите слова со звуком Ы?

- Какие задания вызвали у вас затруднения?

- Где вам это может пригодится?

Речевое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Речевое развитие

Физическое развитие

Речевое развитие

Социально – коммуникативное развитие

Речевое развитие

Публикации по теме:

Фотоотчёт: знакомство с буквой У и звуком [У] на занятии кружка «Абвгдейка»Фотоотчёт: знакомство с буквой У и звуком [У] на занятии кружка «Абвгдейка» Задачи: уточнить и закрепить правильное произношение звука У (в словосочетаниях, словах, учить долго и плавно на одном выдохе произносить.

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой Ы и звуком [Ы]» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство со звуком [Ы]». Задачи: Учить детей выделять звук [Ы]. Определять наличие.

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Знакомство с буквой з и звуком [З]» с презентацией Задачи: Учить детей выделять звук [З]. Определять наличие или отсутствие звука [З] в слове. Совершенствовать умение делить слова на слоги.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в средней группе «Звук [Ы]» Дорогие друзья и коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия по речевому развитию. Это открытое занятие я показывала недавно.

Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Продукты питания»Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Продукты питания» Конспект образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе Тема: «Продукты питания» Цель: обогатить словарный запас.

Конспект занятия по грамоте в старшей группе «Знакомство со звуком [А] и буквой А» Ягоды лесные и садовые Материал: демонстрационный материал, Презентация «Звук и буква Аа», рабочие тетради 1 часть, цветные карандаши,.

Фотоотчет о занятии «Знакомство с буквой и звуком [а]»Фотоотчет о занятии «Знакомство с буквой и звуком [а]» Знакомство дошкольников с буквами и звуками должно быть интересным и увлекательным. Наша знакомство с буквой и звуком "А", в группе "Ягодка".

Знакомство с буквой и звуком [Г] Стихи БУКВА «Г» «Г» похожа на мотыгу. В огород пошла она: Там на грядке у гороха Густо выросла трава. Буква «Г», буква «Г», Загудело в голове.

Знакомство со звуком и буквой д Цель: познакомить детей со звуком и буквой Д, развивать речь, учить отгадывать загадки; пересказывать сказку; развивать выразительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по речевому развитию «Знакомство со звуком [Ы] и буквой «Ы»
Опубликовано: 15 ноября 2022 в 18:52
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД