Андреева Мария
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о зиме; закрепить характерные признаки зимы в неживой природе, зимние явления природы.
Развивающие задачи:
- Познакомить со старинными названиями зимних месяцев.
- Учить определять по признакам зимние месяцы.
- Развитие моторики рук.
Образовательные задачи :
- Активизировать и обогатить словарь детей существительными, - прилагательными, глаголами.
- Закрепить знания о свойствах снега, показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.
- Учить декорировать валенки в стиле граттаж.
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитательные задачи:
-Воспитывать бережное отношение к природе.
Материал и оборудование к занятию: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, стеклянная емкость, мяч.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, зимних пейзажей, картин; беседа с детьми о времени года, о зимних забавах; чтение художественной литературы о зиме.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие»
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня, мы с вами отправимся в удивительное зимние путешествие. У нас есть волшебный экран, с его помощью можно попасть в любое время года. (Слайд 1)
-Какое время года изображено на экране? (Зима)
-Какая бывает зима (холодная, снежная, морозная, и. д.)
-Какие признаки зимы вы знаете? (Идет снег, становится холодно, дует холодный ветер, день становится короче, солнце и т. д.)
Воспитатель: Ребята как называются зимние месяцы? Я буду называть месяцы всех времен года, а вы громко хлопните в ладоши, когда услышите зимний месяц. (Игровое упражнение «Угадай месяц»)
Воспитатель: Спасибо, что вы мне помогли вспомнить названия зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Ребята, какой из зимних месяцев приходит к нам первым? Какой праздник мы встречаем в этом месяце? (декабрь) (Слайд 2)
Воспитатель: Ребята, раньше на Руси декабрь называли студень, студеный, хмурый. Как вы думаете, почему? (На улице морозы. Дни хмурые. Студено.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите на наш экран, и скажите какой месяц следует за декабрем. (Слайд 3) (январь)
Воспитатель: Месяц январь называли сечень, так как он рассекает зиму на две половины, а еще лютый. Кто ответит почему? (В январе ударяют сильные морозы).
Воспитатель: Давайте снова посмотрим на наш экран и скажите, какой следующий зимний месяц (Слайд 4) (февраль)
Воспитатель: Февраль называли снеговей. Потому что в феврале вьюжит, выпадает много снега, часто бывают метели.
Но иногда зимой случаются оттепели (Слайд 5). Посмотрите, на экран с изображением оттепели. Как выдумаете, что такое «оттепель»?
(Сильнее греет солнце, появляются сосульки, подтаивает снег и т. д.)
Воспитатель: Да, когда пригреет солнышко и с юга налетит ветер, он принесёт к нам оттепель. Снег подтает, станет влажным, будет легко лепиться в комки. А на крышах появятся сосульки.
Воспитатель: Ребята, а сейчас, пойдёмте посмотрим, что стало со снегом, который мы утром принесли в группу? Что с ним произошло? Почему? (Педагог помогает сделать вывод о превращении снега в воду под воздействием тепла.)
Давайте рассмотрим воду от растаявшего снега. Как вы думаете, эта вода чистая? Почему вы так считаете? Что может быть в этой воде? Каким был снег, когда мы его принесли в группу?»
( Обобщая высказывания детей воспитатель уточняет: вода от растаявшего снега стала грязной от частичек автомобильных выхлопов, дыма из трубы и того мусора, который люди бросают на землю. Помогает сделать вывод о том, что даже если снег кажется чистым и белым вода при его таянии получается грязной. Поэтому, брать снег в рот небезопасно.)
Воспитатель: Ребята, подумайте, что произойдет с водой, если ее вынести на улицу? Предлагаю сделать это и проверить свои предположения на вечерней прогулке.
Воспитатель: После оттепели ударит мороз и на снегу образуется твёрдая корочка – «наст», на дорогах образуется гололедица. На деревьях и проводах появляется пушистая снежная бахрома – изморозь. (Слайд 6). Удивительно красивым становится при этом всё вокруг, особенно красивы деревья.
Воспитатель: «А сейчас поиграем в дидактическую игру «Подбери слова».
Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то сильный мороз, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы постарайтесь ответить.
Мороз (что делает) — трещит, щиплет, кусает … Метель (что делает) — вьется, бушует, воет, метет … Снег (что делает) — идет, летит, падает, кружится …
Молодцы ребята, все явления природы назвали правильно.
Воспитатель: А сейчас проведем физминутку.
- Дети, все в кружок вставайте,
Игру скорее начинайте (Дети встают в кружок)
«Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в стороны)
Стали белые дома, (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)
И играем все в снежки. (Летят и бросают снежки)
В кругу
Ну и вновь у нас игра.
Поиграем, дети?
Дети: - Да!
Игра «Назови ласково». С мячом
- Хоть зима все заморозила и замела, но мы любим ее и ласково называем как? (Зимушка)
Мороз – Морозец,
Лед – Ледок,
Холод – Холодок,
Снег – Снежок,
Елка – Елочка,
Санки – Саночки,
Горка – горочка.
Ветер – ветерок
Сугроб – сугробик
Снежинка - снежиночка
Воспитатель: Ребята, сейчас я буду называть предмет или природное явление, а вы попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос – какой, какая? Мяч передаём по кругу
Зима какая? (холодная, снежная, морозная,)
Снег какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий, хрустящий, блестящий) День какой? (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный)
Ночь какая? (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная)
Лед какой? (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий)
Сосулька какая?» (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая)
Воспитатель: Ребята, а сейчас присядьте на стульчики и скажите, что делают зимой дикие животные? Впадают в спячку и меняют шубку! Какие звери зимой впадают в спячку? (еж, медведь). (Слайд 7).
Какие животные меняют свои шубки на более теплые: зайцы, волки и лисы. У зайчика летняя серенькая шубка меняется на белоснежную. Белая шубка не только помогает зайчику согреться, но и делает его незаметным на снегу и помогает спрятаться от хищников. (Слайд 8)
Зимой у белки шубка становится серенькой, а летом была ярко рыжая (слайд9) У лисы и волка шерсть меняется на более пышную. (слайд 10) Молодцы, все правильно сказали.
- А теперь посмотрите на фотографии птиц (Слайд 11) (воспитатель обращает внимание детей на иллюстрации на интерактивной доске). Каким одним словом можно назвать этих птиц? (зимующие). Перечислите их. Как же мы помогаем птицам, чтобы они не погибли? Мы сделали для них кормушки, подкармливаем птиц.
- Ребята, а что меняется в жизни людей с наступлением зимы? (надевают теплую одежду и обувь). Какую теплую обувь мы с Вами делали на той недели? (Слайд 12) Из чего? Как?
Воспитатель: Сегодня мы с Вами будем украшать валенки с помощью волшебных кисточек и пополним ими наш мини музей валенка. Прежде чем приступить, давайте обсудим нашу предстоящую работу (ответы детей). Дети украшают валенки под музыку П. И. Чайковского из цикла «Времена года»
Воспитатель: Вот и закончилось наше зимние путешествие, наш волшебный экран отключается, а мы возвращаемся в наш детский сад.