Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Тюменского края»

Светлана Заборских
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Тюменского края»

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Тюменского края»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №162 города Тюмени

Конспект

образовательной деятельности

в подготовительной группе

«Птицы Тюменского края».

Воспитатель:

Заборских

Светлана Анатольевна

Тюмень, 2018г.

Задачи по образовательным областям:

«Познавательное развитие»

-Познакомить детей с картой, учить ориентироваться на ограниченной территории.

-Расширять представления о родном крае.

-Углублять и уточнять представления о птицах Тюменской области, занесенных в Красную книгу.

-Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах.

«Речевое развитие»

-Совершенствовать речь как средство общения.

-Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей.

-Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком.

«Социально-личностное развитие»

-Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

- Формировать умение объединяться для совместной игры, договариваться, помогать друг другу.

-Продолжать учить детей играть в различные дидактические игры.

Оборудование: конверт, в котором лежит перо, письмо со словом SOS и карта групповых помещений; фото птиц Тюменской области из Красной книги, карточки со снежинками и солнышками, карточки с перелетными и не перелетными птицами (3 набора, шапочки птиц для инсценировки, дидактические игры «Кто лишний?», «Кто чем питается?», «Где чей домик?», «Составь слово», фломастеры.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами на участке, дидактические игры: «Запомни, назови»; «Улетают – не улетают», «Кто, где и как зимует», электровикторина «Мир зверей и птиц» и др., чтение стихов, рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц, работа с пособием для занятий по краеведению «Путешествие по Тюменской области» (авторский коллектив Ирина Ульянова, Екатерина Фролова, Николая Токарчука, Ольги Швецовой).

Ход образовательной деятельности

(примерный)

(Воспитатель вместе с детьми заходит в группу,

дети приветствуют присутствующих.

Нечаянно находят письмо в открытом окне приемной.

В письме находится перо, слово SOS, карта.)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, от кого эти предметы? (дети высказывают свои соображения: от птицы)

Воспитатель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово SOS?

Дети: Это слово обозначает, что кто-то в опасности.

Воспитатель: Ребята, птицы в опасности. Они просят нас о помощи. Поможем им?

Дети: Поможем.

Воспитатель: Рассмотрите рисунок. Что это?

Дети: Это карта нашей группы (дети рассматривают карту и решают, где они находятся – в приемной (цифра 1, цифрами указаны на карте групповые помещения, по которым предполагается движение детей).

Воспитатель: А давайте с вами пройдем по карте и поможем птицам, которые находятся в беде.

Воспитатель: Кто напомнит нам, что такое Красная книга?

Дети: Это книга, в которую занесены редкие виды животных и птиц.

Воспитатель: Итак, отправляемся в путешествие (в ходе выполнения работы дети будут собирать фотографии птиц Красной книги Тюменской области, а потом составят альбом «Редкие птицы Тюменской области».)

Воспитатель: Идем по карте (дети переходят в групповое помещение, на карте цифра 2). Проходите, рассаживайтесь на ковре (дети садятся на ковер).

Воспитатель: А где мы можем увидеть и услышать птиц?

Дети: В лесу, в парке, во дворе.

Воспитатель: В какое время года больше всего птиц?

Дети: Летом, весной.

Воспитатель: Как называют птиц, которые на зиму улетают в тёплые края?

Дети: Перелетные птицы.

Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру «Раздели на группы» (работа по подгруппам). Задание: необходимо разложить птиц на 2 группы: к снежинке - птицы, которые зимуют с нами, а к солнышку - те, которые прилетают к нам с юга.

(дети делятся на 2 подгруппы, им даются одинаковые наборы карточек птиц, а 2 ребенка делают это задание на доске: каждый свой столбик).

Воспитатель: Каких птиц поместили рядом со снежинкой, как этих птиц назвать одним словом? Почему? (дети сверяются с доской)

Дети: Зимующие, т. к. зимуют рядом с человеком.

Воспитатель: Каких птиц отнесли к перелетным? Почему?

Дети: Осенью многие насекомые исчезают, птицам нет корма, им нечем прокормиться. Они вынуждены улететь в те края, где тепло, а там много корма.

Воспитатель: Зима, это испытание для птиц. Одни птицы могут справиться, а другие улетают от нас в теплые страны. А почему они все же возвращаются обратно? Ведь каждый перелет очень труден и опасен для птиц? Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают?

Дети: Птицы летят домой.

Воспитатель: Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать о чем разговаривают птицы, когда встречаются после длительной разлуки? Давайте посмотрим сценку.

Выходят дети в шапочках птиц (скворец, грач, синичка, дятел) и

представляют инсценировку о птицах

Скворец к синичке:

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел: Расскажите, птицы, где вы побывали?

Расскажите, птицы, что вы повидали?

Скворец:

В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья и лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Синичка: Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили в странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревне

По звенящему ручью

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Синичка: Мы очень рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

Ребёнок:

Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране.

Встречать любовью птичьи стаи

Всем сердцем радуясь весне!

Воспитатель: У каждого из нас есть Родина, а как же называется наша Родина?

Дети: Наша Родина называется Россия.

Воспитатель: А как же называется наша Малая Родина?

Дети: Тюмень.

Воспитатель: Тюменская область велика и просторна. На всей территории обитают около 460 тысяч разновидностей птиц. Одними из перелетных птиц к нам в Тюменскую область прилетают Глупыши, Савки (показ иллюстраций). Но, к сожалению этих птиц стало так мало, что они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу Тюменской области (дети берут картинки птиц с собой и идуют дальше по карте – цифра 3).

Воспитатель: Ребята, назовите, самую красивую и изящную перелетную птицу? (ответы детей)

Воспитатель: Это лебеди. Прилет лебедей означает, что пришла настоящая весна.

Воспитатель: Я предлагаю вам поиграть в хороводную игру «Лебедь».

Лебедь белый, лебедь смелый

Улетает далеко,

В страны жаркие, где пищу

Он найдет зимой легко.

Лишь весна настанет, лебедь

Вновь на Родину летит

И у озера родного

Приземлиться он спешит.

«Здравствуй, лебедь!

С возвращением,

Где так долго пропадал?»

«Был в далеких жарких странах,

Зиму там пережидал.»

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лебедь относится к водоплавающим птицам? Сейчас Марк нам расскажет об этом (заранее подготовленный ребенок делает сообщение).

Сообщение ребенка (примерное) Жизнь многих птиц тесно связана с водоемами, в которых они добывают корм. Водоплавающие птицы, как показывает само название, способны плавать, а многие из них еще и ныряют. В связи с приспособлением к плаванию и нырянию у водоплавающих птиц развиты перепонки между пальцами ног, а сами ноги отставлены далеко назад.

По земле большинство водоплавающих птиц передвигаются медленно и неуклюже. Оперение водоплавающих птиц предохраняется от намокания главным образом строением перьевого покрова. Плотное переплетение перьевых и пуховых бородок образует густой слой с водоотталкивающей наружной поверхностью. Кроме того, водонепроницаемости способствуют бесчисленные пузырьки воздуха, заключенные в тончайших полостях слоев оперения. Смазывание перьев выделениями копчиковой железы тоже имеет значение для защиты от воды: оно сохраняет естественную структуру, форму и эластичность перьев, образующих водонепроницаемый слой.

Воспитатель: Оказывается, Лебедь шипун и Утка – пеганка - это водоплавающие птицы из Красной книги. Они встречаются на озерах Тюменской области, Ярковского района (показывает иллюстрации этих птиц, дети берут картинки птиц с собой и идут дальше по карте – цифра 4).

Воспитатель: Ребята, мы оказались в игровой комнате, предлагаю вам пройти за столы (на столах задания).

Воспитатель: Первая группа будет выполнять задание на карточках «Кто лишний?» (Детям выдаются карточки – заламинированные, на них изображены птицы, дети должны найти лишнюю птицу в ряду и зачеркнуть ее фломастером (по какому-либо признаку) (7-8 человек)- Приложение 1.

Воспитатель: Вторая группа будет выполнять задание «Кто чем питается?» (соединить птицу и корм, которым она питается) (7-8 человек).

Воспитатель: Третья группа будет выполнять задание «Где чей домик?» соединить птицу и домик, в котором она живет) (7-8 человек)- Приложение 2.

Воспитатель: А 3 человека (читающие) получают задание «Составь слово» и составляют названия птиц на доске (Приложение 3).

(детям дается 4 - 5 минут на выполнение одного из заданий)

Воспитатель: Ребята, давайте попросим наших гостей проверить вас.

(дети подходят со своей карточкой к гостю,

тот проверяет правильность работы)

Воспитатель обращает внимание на работу у доски:

Воспитатель: Назовите птиц, названия которые у вас получились (дети зачитывают названия, воспитатель показывает картинки этих птиц).

Воспитатель: Ребята, эти птицы хищники. Они проживают в Тюменской области и находятся под охраной государства. Они занесены в Красную книгу (детям даются картинки с изображением этих птиц).

Воспитатель: Посмотрите на картинки, что их объединяет?

Дети: Это птицы, все они проживают в Тюменском крае, они занесены в Красную книгу.

Воспитатель: Да, это, наверное, они и прислали нам письмо с просьбой о помощи, давайте создадим в группе Красную книгу птиц нашей области, запомним их и будем беречь.

(воспитатель с детьми вкладывает карточки птиц в альбом А5 и предлагает оформить обложку).

Список используемой литературы

1. Кайгородов Г. К. Мир птиц. (Детская энциклопедия в стихах и прозе). Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 2013.-84 с.

2. Пришвин М. М. Рассказы о животных/Михаил Пришвин; рис. В. Н. Белоусова, М. В Белоусовой. -М.: Эскимо, 2010.-136с.: ил.

3. Тихонов А. В. Детская энциклопедия леса: Науч-поп. издание для детей. -М.: ЗАО «РОСМЭН- ПРЕСС», 2005.-80 с.

4. Полная хрестоматия для дошкольников с методическими подсказками для педагогов и родителей: кн. 1./Сост. С. Д. Томилова. - Екатеринбург: Фактория, 2005.-704 с., 10 л. ил.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.

6. Тихонов А. В. Животные России. Красная книга. – М.: ЗАО «РОСМЭН_ПРЭСС», 2011.-240с. - (Красная книга)

7. Путешествие по Тюменской области. Пособие для занятий по краеведению. Авторский коллектив: Ирина Ульянова, Екатерина Фролова, Людмила Караваева.

Публикации по теме:

Конспект фрагмента занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной группе «Птицы нашего края» Паспорт Группа: подготовительная Место проведения: групповая комната Продолжительность: 30 минут Образовательная область «Познавательное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию мира в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект непосредственно образовательной деятельности по познанию мира в старшей группе «Зимующие птицы» в соответствии с ФГОС. Подготовила.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы» Цели: -пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению.

Конспект образовательной деятельности в средней группе по ознакомлению с миром природы «О чем поют птицы весной?» Цель: сформировать представление детей о перелетных птицах в весенний период. Задачи: 1. Уточнить сведения о сезонных изменениях в природе.

Конспект образовательной деятельности в средней группе «Птицы в городе» Конспект образовательной деятельности в средней группе «Птицы в городе». Подготовила: Козлова Светлана Николаевна г. Ярославль. Образовательные.

Конспект образовательной игровой деятельности в младшей группе: «Птицы, птички» Конспект образовательной игровой деятельности в младшей группе: «Птицы, птички» Цель: Закрепить знания о зимующих птицах. Интеграция образовательных.

Конспект организации образовательной деятельности детей во второй младшей группе по теме: «Птицы зимой» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми средней группы «Осень нашего края» Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя Глушенковой Н. Г. с детьми средней группы «Ягодки» 07.10.2014 По теме «Осень.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Птицы нашего края» Птицы нашего краяПрограммное содержание:Расширять знания детей о разнообразии мира пернатых. Учить узнавать и правильно называть птиц, живущих.

Конспект организованной подвижной деятельности в подготовительной группе «Птицы» Базовая область: Физическое развитие Цель: закрепление названий диких птиц, развитие двигательной активности. Оборудование: персонаж Птаха,.

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Птицы Тюменского края»
Опубликовано: 17 января 2018 в 19:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Моя Лента на МAAM. Добавляйте авторов!
На МААМ добавлена Лента Пользователя, показывающая только публикации авторов, добавленных пользователем.
23 ноября. Международный день акварели

Появлению такого праздника в календаре мы обязаны мексиканскому ходожнику Альфредо Гуати. Будучи превосходным акварелистом он стремился возродить интерес к этой технике. Гаути основал Общество...

22 ноября. День торцевания на МААМ

Торцевание – один из колоритного видов бумажного рукоделия. Данная техника относится одновременно и к аппликации, и к квиллингу (бумаговерчения). В основе этой техники лежит создание изображений и...

Деревья нашего участка осенью
Уважаемые коллеги! Кажется, что совсем недавно в нашем детском саду на новых участках не было ни одного дерева. И вот три года подряд мы сажаем и "растим"...
Отчет о проведении Недели ресурсосбережения
Мы с детьми второй год участвуем в Международной Неделе Ресурсосбережения. Каждое утро начинала с беседы о сохранении тепла, воды или электроэнергии....
Мастер-класс изготовления поделки из солёного теста «Новогодний домик» для детей от...
Осень подходит к своему логическому завершению. Скоро декабрь и новогодние праздники. Мы с ребятами решили заранее готовить сувениры и памятные подарки к...