Галина Решетняк
Конспект образовательной ситуации по экспериментально-исследовательской деятельности «Воздух и ветер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.
Задачи:
Образовательная - познакомить детей с некоторыми способами обнаружения воздуха;
Развивающая- развивать интерес детей к познавательной деятельности, способствовать развитию зрительному, слуховому, тактильному восприятию;
Воспитательная- вызвать желание проводить эксперименты, опыты, соблюдая правила безопасности; учиться работать в тройке «ребенок- ребенок- ребенок» по типу общего труда (договариваться, распределять работу, уважать мнение друзей)
Продукт: книга – коллаж.
Публикация «Конспект образовательной ситуации по экспериментально-исследовательской деятельности „Воздух и ветер“» размещена в разделах
- Ветер. Изучаем свойства ветра
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Предварительная работа: беседа о воздухе.
Оборудование: емкость с водой, салфетки бумажные, стаканы пластмассовые, стаканы одноразовые с водой, трубочки для коктейля, груша резиновая, фломастеры, листы белой бумаги, схемы последовательных действий эксперимента.
Ход ОС
1. Вводная часть.
1. Дети сидят на стульях полукругом.
Воспитатель:
-Ребята, вчера я увидела рассказ с загадочным названием «Невидимка», и мне стало интересно, кто этот Невидимка»? Может это невидимый человек. Или еще кто - то. Вы хотите узнать? (да)
чтение рассказа А. Низовой «Невидимка».
«Есть на земле Невидимка. Каждому приходилось иметь с ним дело. Вы его не видите, но знаете, что он тут. Вы ощущаете его прикосновение. Вот он захлопнул дверь в комнате, распахнул окно, задел на ходу ветки с куста.
Вы идете по улице и чувствуете, что он за вашими плечами и слегка толкает вас в спину. Он обращается с вами не очень вежливо – срывает с вашей головы шляпу.
Если вы видите, что листочки срываются с места и начинают путешествовать, можно быть уверенным, что их несет Невидимка. Вы не видите его самого, но вам заметно, как на его пути склоняется трава».
-Кто этот Невидимка? (ветер, воздух) .
Проблемный вопрос: Ветер и воздух –это одно и то же?
Гипотезы детей:
1. воздух – это ветер.
2. ветер – это поток воздуха.
Мы с вами должны найти правильный ответ.
- Как мы можем это сделать? (в книге посмотреть, провести опыты, наблюдать, подумать).
2. Основная часть
Воспитатель предлагает детям посмотреть на доску, на которой закреплены схемы экспериментов, для самостоятельной деятельности детей. Проговаривает с ними последовательность действий.
Опыт №1.
- Ребята, если взять пустой стакан, на дно стакана положить бумажную салфетку, аккуратно и ровно опустить стакан горлом вниз, в воду. Что произойдет?
Опыт №2.
- Если взять в стакан с водой опустить трубочку для коктейля. Что увидим?
Опыт № 3.
Взять резиновую грушу, и держать над ладонями. Что почувствуем?
В групповой комнате стоят столы, каждый стол имеет свой «замок» (геометрическую фигуру, лежат схемы последовательных действий. На столе стоят предметы для определенного опыта.
Воспитатель предлагает детям разделиться на тройки, выбрать капитана команды. Каждый капитан берет «ключ» от своей лаборатории.
Дети проводят опыты.
Воспитатель следит за процессом экспериментирования и обсуждением команд.
Опыт №1. Дети увидели, что если ровно опустить стакан в воду, то салфетка остается сухой. Воспитатель задает вопрос: почему? Что надо сделать, чтобы салфетка стала мокрой? Предлагает детям нарисовать схему опыта.
Опыт№2. Дети предполагают, что в трубочке есть воздух, и если ее опустить в воду, то ничего не происходит. Вопрос: как создать поток воздуха в трубочке? Что происходит? Нарисуйте схему.
Опыт №3. Дети считают, что в резиновой груше находится воздух, но если ее держать над ладонью, то ничего не происходит. Нажать на грушу- ощущается ветерок. Воспитатель: «Нарисуйте схему».
После завершения эксперимента дети делегируют капитанам своих команд рассказать по схемам о совместных открытиях, сделать вывод.
Вывод№ 1: если опускать стакан ровно в воду, то салфетка остается сухой, т. к. стакан заполняет воздух. Если в воде наклонить стакан, то воздух выходит (он легкий) и его место занимает вода, поэтому салфетка –мокрая.
Вывод№ 2: в трубочке есть воздух, если подуть, то появляются движущиеся пузырьки – это поток воздуха.
Вывод№ 3: если держать резиновую грушу над ладонями, мы ничего не ощущаем, надавить - чувствуется ветерок. Воздух выходит из груши. Это поток воздуха.
Воспитатель: Ребята, так кто этот Невидимка?
Ветер. Движение воздуха, поток воздуха – это ветер.
Заключительная часть.
Рефлексия. Что умели раньше? Чему сейчас научились? Как работали в тройке?