Папки-передвижки

Конспект ОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Русские посиделки»

Ольга Пряникова
Конспект ОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Русские посиделки»

Цель: Гармоничное духовно – нравственное развитие личности дошкольника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско – патриотических, культурно – исторических традиций нашей большой и малой Родины.

Задачи:

Обогащать представления детей о жизни русского народа в старину : специфике быта и труда, русской народной культуре (традициями, обычаями, обрядами);

Способствовать возрождению национального самосознания;

Публикация «Конспект ОД по гражданско-патриотическому воспитанию „Русские посиделки“» размещена в разделах

Обогащать словарь за счёт существительных, обозначающие предметы быта (прялка, коромысел, веретено, пяльцы, самовар, свеча, изделия народных промыслов (ложки, трещотки, свистульки, доски, названия ремесел (кузнец, гончар, плотник, охотник, ткачиха, видов крестьянского труда (земледелие, животноводство, элементов городецкой росписи (купавка, бутон, розан, оживка); прилагательных, характеризующие физические и нравственные качества людей (трудолюбивые, рукодельные, сильные, выносливые, гостеприимные, хлебосольные).

Развивать творческие способности детей через средства русского фольклора : народной музыки, танцев.

Закреплять умение расписывать деревянные доски, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для городецкой росписи.

Воспитывать интерес, ощущение причастности к истории родного края, стремление участвовать в коллективном действие и проявлять полученные знания и умения в речи (точной лексике, конструкции фраз с элементами фольклора, применении пантомимических изобразительно-выразительных средств);

Воспитывать у детей духовно - нравственные чувства посредством приобщения к культурному наследию, мотивировать на совершение добрых поступков во благо других людей;

Состав группы воспитанников : дети подготовительной группы.

Место занятия в программе дошкольного образования: Занятие по теме: «Русские посиделки» контекстно накладывается на программное содержание, обозначенное в ООП ДО нашего МАДОУ, обогащает его и позволяет достичь большей результативности в воспитании духовно-нравственных ценностей детей старшего дошкольного возраста.

Форма проведения занятия: занятие – диалоги с практической частью

Виды деятельности: социально – коммуникативная, речевая, познавательная, физическая, музыкальная, продуктивная

Предполагаемый результат: У детей имеются расширенные представления:

• о жизни русского народа в старину, его традициях (приглашать гостей в избу, встречать их с хлебом с солью);

• о специфике труда;

• о русской избе, её внутреннем убранстве и предметах быта.

• об обычаях русского народа – посиделках, после тяжёлого и долгого труда, фольклоре – песен, танцах, заготовке квашеной капусты на зиму.

• о хороших качествах русской души – гостеприимство, хлебосолье, вера, открытость, доброта, взаимопомощь.

Обогащен словарь за счёт существительных, обозначающие предметы быта (прялка, коромысел, веретено, пяльцы, самовар, свеча, изделия народных промыслов (ложки, трещотки, свистульки, доски, названия ремесел (кузнец, гончар, плотник, охотник, ткачиха, видов крестьянского труда (земледелие, животноводство, элементов городецкой росписи (купавка, бутон, розан, оживка); прилагательных, характеризующие физические и нравственные качества людей (трудолюбивые, рукодельные, сильные, выносливые, гостеприимные, хлебосольные).

Проявляют творческие способности при исполнении русских народных песен и танцев.

Расписывают деревянные доски, используя для этого цветовую гамму и элементы узора, характерные для городецкой росписи.

Проявляют дружеские отношения в общении между сверстниками и доброжелательное отношение к окружающим людям.

Дидактическое оснащение и оборудование:

• Медиапроектор (интеративная доска, ноутбук.

• Презентация к занятию.

Музыкальное сопровождение: р-н песня «Посею лебеду на берегу», р-н танец.

• Атмосфера русской избы (посуда, домашняя утварь, элементы народного костюма);

• Текст рассказа воспитателя о жизни нижегородцев;

Художественное слово: потешки, загадки, пословицы о труде, гостеприимстве, мастерстве русского народа

• Иллюстрации с изображением предметов труда, ремесел, городецких изделий; карта Нижегородской области.

• Материал для рисования «Городецкие узоры» : гуашь, кисти, палитра, деревянные доски

• Народные музыкальные инструменты (деревянные ложки, трещотки, свистульки, бубен) и музыкальный ряд с мелодиями р. н. песен.

Мотивационно – ориентировочная часть.

Воспитатель и дети входят в группу, останавливаются в полукруге.

Воспитатель : Пожалуйте, люди добрые, в мою избу. У нас сегодня горница полна гостей. Как же нам их поприветствовать?

Ответы детей: Здравствуйте, привет, доброе утро.

Воспитатель : А я предлагаю по старому русскому обычаю : поклоном, да словом добрым.

Воспитатель и дети совершают поклон и произносят слова: Здравствуйте, гости дорогие!

1 ребенок: Много гостей – много новостей.

2 ребенок: Для доброго гостя и ворота настежь.

Воспитатель : По обычаям российским всем поклон мы шлем вам низкий. С добрым словом и любовью, с хлебом, солью. И гостям преподносили - хлеб да соль! (Воспитатель берёт каравай на рушнике и обращается к гостям)

Примите соль, примите хлеб, живите долго и без бед.

Пусть дом ваш будет полным, приветливым и хлебосольным

Воспитатель вручает каравай гостям.

Организация детской деятельности.

Воспитатель : А теперь, честной народ, заходите в светелку, да на лавочки присаживайтесь. Будем беседы вести, да разговоры разговаривать. Загадаю вам загадку, а вы найдите и покажите отгадку.

Воспитатель и дети присаживаются на лавочки, у лавочки стоит печка, ухват, коромысло, корыто, тяпка.

Загадывание загадок.

1. Сесть на нее - сядешь, а не везет. Внутри огонь горит, из трубы дым валит.

Кашу варит, блины жарит (печка).

Ответы детей: это печка

Воспитатель : Верно, ребята. Самое главное в избе – печка. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер, а у печки тепло и уютно. Русская печка дом отопит, пищу сварит, хлеб испечет, а раньше в ней даже мылись.

Воспитатель : Еще одну загадку загадаю

2. Бычок рогат, в руках зажат, еду хватает, а сам голодает (ухват)

Ответы детей: это ухват.

Воспитатель : Верно, ребята. Возьмет хозяйка в руки ухват, подденет горшок с молоком и крупой, в печку посадит, а обратно кашу вкусную достанет (имитирует движения)

Воспитатель : Слушаем третью загадку

3. Оно, ложась на чьи – то плечи, носило воду в дом из речки.

Потом в один прекрасный год в дом провели водопровод.

И вот теперь оно, ребята, лежит в музее экспонатом (коромысло).

Ответы детей: это коромысло

Воспитатель : Правильно, ребята, молодцы. Наденет девица ведерки на крючки коромысла, да по воду пойдет. А если тяжело, то можно на два плеча (показывает, как ходили с коромыслом).

Воспитатель : А это что за предмет? (обращает внимание на корыто и тяпку) Это корытце было всегда под рукой у хозяйки. А мы в нем капусту порубим.

Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим»

Мы капусту рубим, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

Мы морковку трем, Трут ладони друг об друга.

Мы капусту солим, Указательный и средний палец трутся большой.

Мы капусту жмем. Хватательные движения обеими руками.

Мы капусту нарубили, Ритмичные удары ребром ладоней по столу.

Перетерли, Трут ладони друг об друга.

Посолили, Указательный и средний палец трутся о большой.

И набили плотно в кадку Удары обеими руками по столу.

Все теперь у нас в порядке. Отряхивают руками.

Воспитатель и дети подходят к интерактивно доске, презентация, слайд 1 «Земледелие»

Воспитатель : Богат наш Нижегородский край землями плодородными, лесами богатыми и умельцами народными. В тех областях, где земля плодородная, занимались люди земледелием и животноводством. Как вы думаете, что это такое земледелие?

Ответы детей: Земледелие - обработка земель для получения урожая.

слайд 2 «Животноводство»

Воспитатель : А что такое животноводство?

Ответы детей: Животноводство - разведение животных для своей пользы (мясо, шкуры, шерсть, яйца, пух).

слайд 3 «Ремесла»

Воспитатель : А в тех местах, где земля была бедная, да леса были непроходимые, занимались люди разными ремеслами. Какие ремесла вы знаете?

Ответы детей: делали изделия из металла, дерева; расписывали игрушки глиняные и деревянные; ткали, вышивали.

слайд 4 «Карта Нижегородской области», дидактическая игра «Что нужно для работы? Что получится?»

По ходу называния ремесел воспитатель на карте Нижегородской области значками обозначает те места, где это ремесло наиболее было развито.

Воспитатель : Правильно, ребята, а теперь подойдем к карте Нижегородской области, скажите – ка мне, чем занимался плотник? Что же он делал?

Ответы детей: избы строил, мебель делал да разные диковинные вещицы из дерева выдалбливал, выстрагивал

Воспитатель : Какой инструмент ему помогал?

Ответы детей: верстак, молоток, гвозди, пила, топор, рубанок

Воспитатель : Правильно, ребята. А что получалось у него в работе, найдите и приложите к мастеру. Присаживайтесь за столы (столы расставлены на 2 команды). Дети выкладывают картинки с предметами ремесла плотника (дидактическая игра «Что нужно для работы?»)

слайд 5 «Деревня Елховка» - обозначение на карте - Деревня ЕЛХОВКА.

Воспитатель : Ребята, чем занимался охотник?

Ответы детей: охотился на зверей, добывал мясо, шкуру на одежду.

Воспитатель : А какие инструменты ему были нужны?

Ответы детей: ружье, лук и стрелы, сети.

Воспитатель : Выберите картинки, на кого охотился охотник

Дети выбирают и прикладывают картинки с животными (дидактическая игра «Что нужно для работы?»)

слайд 6 «город Заволжье» - обозначение на карте - город ЗАВОЛЖЬЕ

Воспитатель : Ребята, чем гончар занимался?

Ответы детей: из глины делал, мастерил посуду, игрушки, свистульки.

Воспитатель : А что ему было необходимо для его работы?

Ответы детей: глина, песок, гончарный станок, печь для обжига.

Воспитатель : Выложите картинки с теми предметами, которые мог сделать гончар.

Дети выполняют задание (дидактическая игра «Что нужно для работы?»)

слайд 7 «Починки» - обозначение на карте - ПОЧИНКИ.

Воспитатель : Ребята, чем занимался кузнец? Что ему было необходимо для его работы?

Ответы детей: ковал из железа оружие, инструменты, предметы быта.

Воспитатель : Выложите картинки с теми предметами, которые мог сделать кузнец.

Дети выполняют задание (дидактическая игра «Что нужно для работы?»)

слайд 8 «город Павлово» - обозначение на карте - город ПАВЛОВО.

Воспитатель : (показывая на народ. муз. инструменты) Ребята, какой мастер сделал эти муз. инструменты?

Ответы детей: эти музыкальные инструменты сделали плотник, гончар, художник

Воспитатель : Мы их в руки возьмем да подыграем песне веселой. Вставайте ребята, выходите на коврик.

слайд 9 «Русско-народная песня»

Р. н. песня «Посею лебеду на берегу» (дети подыгрывают в ритм на муз. инструментах)

Воспитатель : Ай да молодцы, весело у нас вышло. Положим музыкальные инструменты на место, присаживаемся на стульчики.

Холодными зимними вечерами собирались девицы в светелке, да рукоделием занимались.

слайд 10 «город Балахна»» - обозначение на карте – город Балахна

Воспитатель : Ребята, вспомните, чем прославился город Балахна?

Ответы детей: Девицы пряли, ткали, вязали, вышивали.

Балахна прославилась кружевоплетением.

слайд 11 «город Семенов, Богородск» - обозначение на карте – город Семенов, Богородск.

Воспитатель : Девушки – мастерицы и посуду расписывали так, что диву все давались. А чтобы не скучать песни распевали. На такие посиделки и парни приходили со своей работой. Чем прославился город Семенов, Богородск?

Ответы детей: Лапти плели, ложки да матрешки вытачивали, сбрую конскую делали, игрушки мастерили.

слайд 12 «поселок Ковернино» - обозначение на карте – поселок КОВЕРНИНО.

Воспитатель : Правильно, ребята. А я валенок возьму, да подошву подошью, чтобы к милой на свидание не холодно бежать.

слайд 13 «Сказки»

Воспитатель : А по ходу дела и сказки рассказывали. А какие отгадайте.

Игра «Угадай что за сказка?» (Эпизоды – драматизации из рус. нар. сказок: «Колобок», «Волк и 7козлят», «Лиса и волк», «Маша и медведь»)

Воспитатель : молодцы, всё отгадали. Не только сказки сказывали, но и весело плясали. Выходите, да попляшите.

слайд 14 «Русско – народные танцы»

Физкультминутка под рус. нар. песню (по показу)

слайд 15 «Мастерская г. Городец»

Воспитатель : А теперь глаза закроем, где же мы оказались?

Если взглянешь на дощечки, то увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит — вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают, и кувшинки расцветают.

Распускаются букеты, ярко красками горя,

Чудо-птицы там порхают, будто в сказку нас зовя!

И превратились в мастеров городецкой росписи.

Ответы детей: в мастерской г. Городец

Роспись Городецкой доски.

Воспитатель : Правильно, сейчас мы с вами превратимся в мастеров. Закрываем глазки и говорим вместе: раз, два, три – в мастера превратись! (дети и воспитатель закрывают глаза и говорят слова)

Сейчас мы в роли Городецкого мастера, приготовим своё рабочее место и присаживаемся. Будем с вами расписывать доску. Каждый подумает: какой городецкий узор хочется нанести, как украсить? И приступаем к самостоятельной работе. (По ходу выполнения работ воспитатель напоминает о приемах создания нужного цвета, технике оживки, названии элементов, расположении композиции, техники рисования концом кисти).

Рефлексивно – оценочная часть

Воспитатель : Нашим доскам подсохнуть надо. А как подсохнут, отвезет их купец на Ярмарку. А пока мы доски расписывали, самовар вскипел, к чаепитию приглашает. Но сначала мы уберем своё рабочее место (дети убирают рабочее место)

Воспитатель : Вот и молодцы, а теперь закрываем глазки и говорим вместе: раз, два, три – в ребят превратись! (дети и воспитатель закрывают глаза и говорят слова)

Воспитатель : Ребята, подошло к концу наше занятие. Мне было очень интересно с вами путешествовать по Нижегородской области. Что вам понравилось и запомнилось?

Ответы детей: нам было интересно вспомнить ремесла, кто чем занимался, и что

у него получается. Например, город Павлово славится кузнецами.

Нам понравилось играть в игру «Что нужно для работы?», мы справились со всеми заданиями.

Нам понравилось рисовать, городецкие узоры не простые, но очень красивые.

Воспитатель : А теперь, нас ждет самовар, он давно вскипел, будем чай пить.

Список рекомендуемой литературы:

1. Алешина Н. В. Знакомтсво дошкольников с родным городом и страной (патриотическое воспитание). Конспекты занятий. – М. : УЦ Перспектива, 2011 г., 296 с.

2. Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателя детского сада / В. Р. Попова, М. В. Коробова, Ю. П. Каманина: Нижегородский институт развития образования, 2014 г., 174 с.

3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа. - . М: МОЗАИКА -СИНТЕЗ, 2017 г. ,112 с.

4. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет : методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. - Москва : Сфера, 2007

5. Шорыгина Т. А. Литературные сказки. Беседы с детьми о прозе, поэзии и фольклоре. – Москва. : Творческий центр «Сфера», 2015.

Публикации по теме:

Фольклорный праздник «Русские посиделки»Фольклорный праздник «Русские посиделки» СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА «РУССКИЕ ПОСИДЕЛКИ» (для детей 4-7 лет) Музыкальный руководитель Елена Анатольевна Анохина, город Приморско-Ахтарск.

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Конспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группеКонспект итоговой НОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Растим патриотов России» в подготовительной группе Программное содержание: 1. Воспитывать любовь и уважение к своей Родине, станице, детскому саду. 2. Развивать внимание, память, мышление,.

Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей российского флага» Конспект занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в старшей группе «Ознакомление с историей Российского флага» Программное содержание.

Летнее развлечение «Русские посиделки» Программное содержание: формировать представление о быте, традициях русского народа, развивать интерес к истории Родины. Обогащать словарный.

Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию «Достопримечательности города Ставрополя» Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Цель: гражданско-патриотическое воспитание детей дошкольного.

Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!»Проект по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Проект по духовно – нравственному и гражданско – патриотическому воспитанию детей. Тема: "Родной свой край люби и знай!" Структура проекта.

Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России»Проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников «Я частичка России» Долгосрочный проект по гражданско-патриотическому и военно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему"Я частичка России" Актуальность.

Тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗТематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию для 9 группы детей с ОВЗ Раздел I. Введение – 2 часа. 1Тема: Вводное занятие «Я - человек, патриот, гражданин» Цель:Актуализация имеющихся знаний. 2Тема:Диагностика.

Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс)Введение к воспитательной программе по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ОВЗ II ступени (5–10 класс) Экономические преобразования в стране, расслоение общества, коснувшееся семьи, привели к тому, что в настоящее время меняются мироощущения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по гражданско-патриотическому воспитанию «Русские посиделки»
Опубликовано: 29 января 2021 в 19:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД