Елена Нарышкина
Конспект ООД по музыке для детей подготовительной группы «Страна весенних красок и мелодий»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД
по художественно – эстетическому развитию
тематический модуль «Музыка»
для детей подготовительной группы
«Страна весенних красок и мелодий»
Провела:
музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №3»
Нарышкина Елена Владимировна
Март, 2015 г.
ЦЕЛЬ:
Расширение и обогащение знаний детей о весенней поре средствами различных видов искусств (поэзии, живописи, музыки) на примере пьесы Петра Ильича Чайковского
Публикация «Конспект ООД по музыке для детей подготовительной группы „Страна весенних красок и мелодий“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты музыкальных занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
«Подснежник» из цикла «Времена года».
ЗАДАЧИ:
1. Образовательные:
- Формировать интерес к музыке, пробуждать у детей желание слушать классические произведения.
- Учить внимательно слушать музыку и самостоятельно отвечать на вопросы.
2. Развивающие:
- Развивать музыкальные способности детей посредством исполнения песен, танцев, игры на музыкальных инструментах.
- Обогащать словарь детей за счет слов : вступление, композитор, композиция, мелодия, музыкальное произведение.
3. Воспитательные:
- Воспитывать любовь к природе посредством слушания и исполнения музыкальных произведений.
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: Словесный метод: рассказ педагога, вопросы к детям, пояснения, рассказывания самими детьми, чтение стихов, легенды о подснежнике, загадывание загадки.
Наглядный метод: демонстрация иллюстраций (наглядных пособий, рассматривание искусственных цветов – подснежников, портрета П. И. Чайковского.
Игровой метод: приветствие, комплекс музыкально-двигательных упражнений, игра «на лужайке» (была необходима детям для предупреждения утомляемости).
ОБОРУДОВАНИЕ: фортепиано, ноты, ноутбук, иллюстрации с изображением весеннего пейзажа и танца «полька», портрет П. И. Чайковского, искусственные цветы (подснежники, музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, деревянные ложки, бубны, колокольчики, маленький столик;
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕПЕРТУАР : «Итальянская полька» С. Рахманинова, «Апрель. Подснежник» из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Танец с подснежниками» О. Киенко, «Весна-озорница» З. Роот, «Весенняя полька» О. Киенко;
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- знакомство с творчеством П. И. Чайковского
- разучивание песни З. Роот «Весна – озорница», танца «Весенняя полька», «Танца с подснежниками»
- игра на музыкальных инструментах (оркестр)
Ход ЗАНЯТИЯ
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Организационный момент
Звучит «Итальянская полька» С. Рахманинова
Дети легко вбегают в зал, выполняя движения-подскоки под музыку. Становятся в две колонны, лицом к гостям.
1 Этап: Психологический настрой. Упражнение «Доброе утро». Игра «Привет».
Муз. руководитель. (М. Р) Здравствуйте, дети! Как ваше настроение?
Дети: Здравствуйте, здравствуйте! Просто отличное.
М. р. : Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей на занятии. Давайте поздороваемся с ними.
Дети:
Доброе утро! Разводят руки в стороны
Улыбнись скорее! Легкое покачивание руками
И весь день сегодня «Пружинка»
Будет веселее!
Доброе утро Протягивают руки к гостям
Скажем гостям!
И они улыбнутся Поднимают руки вверх
Тоже нам!
М. р. : А теперь, давайте поприветствуем друг друга. (поворачиваются лицом друг к другу). У меня для вас есть игра. Отвечайте все дружно.
Игра «Привет»
Когда встречаем мы рассвет,
Мы говорим ему. ПРИВЕТ
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылает свой…ПРИВЕТ
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям…ПРИВЕТ
Давайте дружно все в ответ
Друг другу скажем мы…ПРИВЕТ.
М. Р. : Молодцы. Вы хорошо справились с этой игрой. Все отвечали дружно и весело. Ребята, наши гости пришли посмотреть, чему вы уже научились, как вы умеете себя вести и работать на занятии. Давайте это сейчас им покажем!
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2 Этап: Мотивационно – ориентировочный
М. р. : Предлагаю вам поудобней присесть на ковер. Я знаю, что вы в группе очень много говорите о земле-матушке, о жизни на земле, о существовании. А кто-нибудь знает, какое время года наступило на земле? (весна)
- Правильно. Сегодня мы с вами будем разговаривать о весне:
Светлеет небо, тает снег…
Поговорим мы о весне:
Как ручейки бегут, звенят
И хочется, конечно, нам
Пустить кораблик по волнам.
Итак, согласны все?
Начнём беседу о весне.
М. р. : А вы знаете, какой секрет таит в себе весенний сезон? (ответы детей)
Я вам могу его раскрыть, только не сразу. Предлагаю окунуться в красоту предстоящей весны и хочу вас пригласить в страну весенних красок и звуков, и предлагаю в нее переместиться.
Ложитесь удобнее на ковер, закройте глаза и представьте краски наступающей весны.
Минута релаксации (Звучит запись «Звуки весны»)
М. р. : Солнце ярче светит,
Дует теплый ветер.
Вот и кончилась зима,
К нам опять пришла… Весна!
Выглянуло ласковое солнышко, оно улыбнулось деревьям, кустам, птичкам и всем детям. Всё вокруг просыпается, оживает после зимнего сна. Тёплые лучики солнца ласково нас гладят.
С пригорка побежал весенний ручеёк (педагог звенит колокольчиком)
Выбрались из-под коры деревьев жучки и маленькие букашки. Зазвенела звонкая капель (педагог звонит в треугольник). А теперь, открывайте глаза и тихонечко вставайте.
М. Р. : Мы с вами переместились в страну весенних красок и мелодий. Что вы ощутили? Что представили? Какая она весна в ваших представлениях? (ответы детей)
А хотите посмотреть, как на самом деле выглядит весна, пока за нашими окнами грязь и слякоть? (да). Хочу вам сказать, что в нашей стране весенних красок и мелодий есть красивый и загадочный весенний лес. Итак, вы готовы к путешествию? (да)
М. р. : Тогда, отправляемся. А поедем мы с вами на нашем волшебном поезде.
Комплекс музыкально-двигательных упражнений «Путешествие»
Мы едем, едем в поезде
Нас всех и не узнать!
Мы едем в путешествие
Все тайны разгадать!
Светло и чисто в поезде
Нам музыка подстать!
И сколько уж проехали
Нам не сосчитать
Тук тики тук.
Садятся на стульчики
Дыхательная гимнастика
- Ребята, вот мы с вами и оказались в весеннем лесу. В лесу дышится легко, сделайте глубокий вдох носом, а выдохните через ротик. (3 раза)
Как легко дышится весной. Правда? (да)
3 Этап: Расширение имеющихся представлений.
Беседа о весне
М. р. : Итак, начнём беседу о весне.
Ребята, на мой взгляд, весна самое удивительное время года: вся природа словно просыпается от зимнего сна. На душе становится светло, радостно.
-А вы любите весну? (да)
-За что вы любите весну?
-Что вас радует весной?
- Как меняется природа весной?
- Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы?
Что происходит весной?
Дети: Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернеет, тает; звенит капель.
М. р. : Какие сосульки весной?
Дети: Длинные, блестящие, скользкие, таюшие.
М. р. : Какой снег весной?
Дети: Рыхлый, грязный, мокрый, тающий.
М. р. : Снег растает, и что мы увидим?
Дети: Землю.
М. р. : Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (черной, мокрой)
- Что можно заметить еще?
Дети: На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое-где пробивается трава).
- Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна, прилетают птицы, просыпаются животные, распускаются цветы (подснежники, мать-и-мачеха).
- Садитесь, ребята, поудобнее.
М. р. : Я хочу показать вам весенние иллюстрации, посмотрите, какая
разная бывает весна (музыкальный руководитель демонстрирует иллюстрации, читает стихотворение).
М. р. : Ребята, как только в нашем лесу стал таять снег, появилось чудо.
Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба,
Самый чистый, самый нежный,
Чудо- маленький…
Дети: Подснежник.
М. р: Послушайте сказку-легенду о подснежнике:
Фея Цветов раздавала всем цветам костюмы для карнавала и подарила подснежнику белый-пребелый костюм. Но снежинка тоже очень хотела попасть на бал и стала просить цветы поделиться с ней своим нарядом. Из цветов только один подснежник поделился с ней. Танцуя на балу, они так понравились друг другу, что стали неразлучны по сей день.
Расцветая в окружении снега, подснежник и сам похож на снежинку.
Разные народы называют его, то снежной каплей (англичане, то снегосверлителем (французы, то снежным колокольчиком (немцы).
М. р. : Пробуждение природы никого не оставляет равнодушным. Художникам, поэтам и композиторам тоже очень нравится это время года и они посвящают ему свои произведения.
(Показать портрет Чайковского)
М. р. : Посмотрите на портрет. Кто изображён на нём? Весной, в апреле, мы отмечаем день рождения Чайковского. Его музыка очень мелодична. Мелодии близки к народным. Они просты, легко запоминаются и вместе с тем красивы и выразительны.
Вы знаете, что Пётр Ильич Чайковский написал музыку к каждому времени года, к каждому месяцу. У нас сейчас заканчивается месяц март. А какой месяц следует за мартом? (апрель). Какую пьесу Чайковский посвятил апрелю? (подснежник).
М. р. : Верно. Подснежник – это первый весенний цветок, настолько нежный и красивый, что вдохновил на создание музыкального произведения русского композитора П. И. Чайковского, когда он жил в Подмосковье, и мог наслаждаться в подмосковных лесах этим чудом природы.
Посмотрите, какой красивый букет подснежников. (показать букет подснежников). Вот они, подснежники, маленькое зеленое чудо. Нежные, хрупкие, красивые и смелые.
Давайте послушаем, как композитор Петр Ильич Чайковский музыкой изобразил красоту весны. И как мы уже сказали, назвал он свою пьесу «Апрель. Подснежник». Вы послушаете и расскажете о музыке.
Будьте внимательны, и постарайтесь услышать, как композитор изобразил подснежник в музыке.
(Звучит пьеса «Подснежник» П. И. Чайковского. М. р., на фоне музыки читает стихотворение)
В лесу, где березки столпились гурьбой,
Подснежника глянул глазок голубой.
Сперва понемножку зеленую выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил
И тихо спросил: «Я вижу погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда, что это весна?» (П. Соловьева).
М. р. : Ребята, какое настроение у этой пьесы?
-О чём она нам рассказала?
-Что вы представляете, слушая эту музыку?
-Какие чувства передаёт музыка?
- Как звучала музыка? (Нежно, трепетно, легко, воздушно, иногда чуть задумчиво, а иногда взволнованно.)
М. р. : Вы правильно поняли музыку. На смену зиме спешит весна. Оживает лес, молодые, зелёные ростки так и тянутся вверх к самому небу. А подснежники… Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и подарить радость всем.
Музыка звучала спокойно, навевала ощущение свежести, робко пробивается первый росток. Это передал композитор в музыке.
- А теперь, нашим девочкам я предлагаю превратиться в подснежники. А мы все полюбуемся нашими цветами.
«Танец с подснежниками»
(девочки садятся на стулья)
М. р. : Какие замечательные подснежники были. Мальчики, а вам понравился танец девочек? (да)
4 Этап: Практический
М. р. : А сейчас, ребята, я предлагаю вам по музыкальному вступлению узнать название песни.
(Звучит вступление к песне “Весна-озорница» З. Роот)
М. р. : Ребята, кто узнал, как называется песня?
Правильно, это песня «Весна-озорница». О чем она?
Дети: о том, как радуются весне … (ответы детей).
М. р. : Кого мы называем озорником или озорницей? А разве весна, может быть озорницей? Почему ее так называют? (ответы детей)
М. р. : чтобы песня прозвучала радостно, нужно петь ее весело, легким звуком, не выкрикивая слова. Для этого будем хорошо открывать рот, округляя губы и работать язычком и губами. Вот так (показ упражнения).
Но для начала, распоемся:
На дворе у нас весна.
И мы будем песни петь,
Прежде чем начать петь,
Мы должны распеться.
Красиво петь надо всем уметь.
Если хочешь сидя петь -
Не садись ты как медведь.
Спину выпрями скорей
Ноги в пол упри смелей.
Чтоб уметь красиво петь,
Надо упражняться -
Зарядкой голоса уметь заниматься.
Распевание «Эхо»
М. р. : Давайте споем все вместе 1 куплет и припев.
Дети исполняют 1 куплет и припев песни «Весна-озорница»
М. р. : А теперь, мы проведем маленькое соревнование: 1 куплет песни споют девочки, 2 куплет – мальчики, а припев мы споем все вместе.
Дети встают в центре зала полукругом
М. р. : А как надо правильно стоять при пении, вы знаете? (да)
Дети:
Если хочешь стоя петь, головою не вертеть.
Плечи вверх не поднимай, глаза в пол не опускай.
М. р. : На прошлом занятии я вам рассказывала, как можно петь песни цепочкой. В цепочке колечки цепляются одно за другое, и она получается длинной и красивой. Так и в пении: вы должны петь песню без остановки, друг за другом по 1 музыкальной фразе (показ). Важно быть очень внимательными, чтобы наша цепочка не оборвалась. А Елена Вячеславовна вам будет помогать вот этим цветочком - подснежником: показывая, кто поет следующим. Готовы?
М. р. : Ребята, будьте внимательны, так как необходимо будет решить, кто спел лучше – девочки или мальчики.
Песня исполняется подгруппами. Дети оценивают исполнение. Индивидуальные ответы.
М. Р. : Какие вы молодцы! А сейчас, я предлагаю немного отдохнуть и провести небольшую игру (дети строятся в круг).
Игра «На лужайке»
На лужайке поутру - Дети становятся в. круг.
Мы затеяли игру.
Я — подснежник, ты — вьюнок. (сходятся в центр круга)
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре — Расходятся,
Раздвигайте круг пошире.
А теперь мы ручейки, - бегают,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять — снова становятся в круг.
Будем в солнышко играть.
Мы — веселые лучи. – руки поднимают вверх
Мы резвы и горячи. – прыгают с поднятыми вверх руками
М. Р. : Ребята, вам нравится в нашем весеннем лесу? (да) Здесь мы можем услышать и пение птиц, и журчание ручья, и много красивых весенних звуков, радующих нашу душу. Так давайте же с вами поднимем настроение себе и нашим гостям веселым весенним оркестром.
М. Р. : Занимайте свои места. Сейчас мы раздадим каждому из вас музыкальные инструменты. Давайте покажем гостям наш оркестр. Напоминаю вам о том, что нельзя играть на музыкальных инструментах, заглушая музыку, необходимо прислушиваться к звучанию инструментов.
Воспитатель:
Полюбуйтесь на оркестр:
Инструменты хороши!
Виртуозы – музыканты-
Наши с вами крепыши!
Ребё нок: Вот красивый, звонкий бубен!
Он в руках молчать не будет!
Ребё нок: Словно дружные ладошки,
Заиграют наши ложки!
Ребё нок: Это братья – сорванцы-
Колокольцы – бубенцы.
Ребё нок: В колокольчик заиграем,
Радость всем гостям подарим.
Ребё нок: Мы для вас сыграем дружно,
Вам лишь только хлопать нужно!
Исполняется «Оркестр»
(складывают инструменты в корзиночки)
М. Р. : Музыканты из вас получились замечательные, а вот какие вы танцоры? Сейчас проверим…
Давайте с вами вспомним и станцуем наш веселый весенний танец. А называется он?
Дети: Весенняя полька.
Показ иллюстрации и беседа о танце «Полька» (родина танца – Чехия, польку танцуют по одному и в парах, основные движения танца – подскоки, прыжки, хлопки, кружение).
Построение на танец (мальчики приглашают девочек)
Исполнение танца «Весенняя полька»
(встают в два полукруга)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
5 Этап: Рефлексивно-оценочный
М. р. : Вот и закончился наш отдых в стране весенних красок и мелодий, хочется, чтобы вы в памяти унесли что то хорошее, что запомнилось с нашей встречи!
- Что сегодня запомнилось вам больше всего?
М. р. : (дает по очереди нескольким детям цветки подснежника, а они отвечают на вопрос, заканчивая фразу) :
сегодня я узнал…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать.
я научился…
было интересно узнать…
у меня получилось…
я смогла…
я попробую сам…
М. р. : Скажите, чему было посвящено наше занятие? Какому времени года?
Дети: Весне.
М. р: А какое музыкальное произведение вы слушали?
Дети: Подснежник!
М. р. : Молодцы! Скажите, а какой композитор написал эту музыку?
Дети: Петр Ильич Чайковский
М. р. : Правильно! (Ещё раз показывает портрет композитора)
Вы все сегодня молодцы, я очень довольна нашей с вами встречей и хочу вас, ребята, поблагодарить за такое замечательное занятие и приглашаю вас на следующее. Я вас буду ждать.
М. р. : Ну а сейчас, нам пора возвращаться из страны весенних красок и мелодий, из чудесного загадочного весеннего леса обратно в наш детский сад, в свою любимую группу. И в память о нашей встрече, возьмите к себе в группу портрет композитора и весенние иллюстрации в музыкальный уголок.
Я желаю вам, друзья,
Жить в мире музыке всегда!
Музыка нас вдохновляет
И творить нам помогает.
Будьте смелыми,друзья!
Идите, ищите, творите!
Чему научились – дарите!
М. р. : Давайте попрощаемся с нашими гостями и скажем им до свидания.
(под музыку А. Вивальди «Концерт для скрипки с оркестром №1 «Весна» из цикла «Времена года» дети уходят из зала)