Ольга Ставинова
Конспект ОД по обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [д] — [д’]. Буква Д. «Речевые забавы нашего Терема»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовили воспитатель
высшей квалификационной категории:
Ставинова Ольга Леонидовна
Учитель-логопед
высшей квалификационной категории:
Сидоренкова Екатерина Геннадьевна.
2024
Цель: Познакомить со звуками [д] - [д’], буквой д. Научить детей использовать карты В. Я. Проппа, как опорные модели для составления сказки.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить дифференцировать согласный звук по твёрдости –мягкости, звонкости – глухости.
Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте подготовительная группа „Звуки [д] — [д’], Буква Д, „Речевые забавы нашего Терема“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине, конце слова.
3. Познакомить детей со схематическими изображениями событийного пространства сказок (с картами Проппа).
4. Формировать умения продумывать замысел, следовать ему в пересказе.
Развивающие:
1. Развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, координацию движений.
2. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения;
3. Развивать память, внимание, мышление;
Воспитательные:
1. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность, любовь к сказкам.
2. Способствовать, через сказку, развитию общения со сверстниками;
3. Воспитывать желание в дальнейшем самостоятельно применять конструктор сказок «Карты Проппа» при пересказывании сказки.
Предварительная работа с детьми.
Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Чтение сказки «Как дуб свинью проучил».
Проведение игр для знакомства с конструктором сказок «Карты Проппа»
Индивидуальная логопедическая работа.
Знакомство со звуками раннего онтогенеза в рамках кружковой работы по методике Г. А. Каше.
Работа по обогащению словарного запаса (прилагательные, антонимы) игры: «Парашют», «Хвастунишка», «Скажи наоборот», «Противоположности»
Материала и оборудование: зеркала, карандаши цветные, набор для звукового анализа, иллюстрации: змея и змейки, мнемосхемы для характеристики звука, макет дома, клубок, кукла- бабушка «Би-Ба-Бо»; иллюстрации: ступа, метла, избушка на курьих ножках; мяч; аудиозапись для хороводной игры; конструктор сказок «Карты Проппа»
Вводная часть.
Организационный момент:
Логопед:
Сегодняшнее занятие мы будем проводить совместно с Ольгой Леонидовной и присутствием педагогов. Ведь детский сад «Колокольчик» наш общий дом. Встречаясь, вежливые люди всегда здороваются. Поприветствуйте гостей.
Логопед:
Дети проговаривают слово Здрав-ствуй-те.
Вопросы для детей.
Из скольких слогов состоит это вежливое слово здравствуйте?
Как проверить?
Логопед даёт инструкцию.
Удобную руку прикладываем к подбородку. На неудобной руке зажимаем пальцы на каждый скачок подбородка.
Дети выполняют задание.
Какое правило мы знаем? Как связано количество гласных с количеством слогов?
В слове столько гласных, столько и слогов.
Демонстрация мнемосхемы на мольберте.
Основная часть:
Логопед: Мы продолжаем путешествие в удивительную страну звуков и город букв. Присядьте на свои места, поставьте зеркала в режим работы. Начинаем выполнять артикуляционные упражнения под счёт. Не забывайте одновременно зажимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с большого)
Артикуляционная нейрогимнастика:
Один – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем
(Рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту)
Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки
(Вытягивание губ вперёд «трубочкой»)
Три – на губы посмотри, улыбаемся на три
(Растягивание губ в улыбке)
На четыре – ротик шире, барабаним на четыре
Кончик поднятого языка «стучит» по альвеолярным бугоркам.
Логопед: Достаточно. Какой звук мы произносим многократно, на счёт четыре, когда «барабаним» кончиком языка по «бугоркам»?
Какой секрет мы узнаем, если приложим ладонь к горлу?
Какую фамилия у звука Д?
Каким бывает звук? Как мы дразним его настроение?
След звука – это буква. Что вам напоминает буква Д? Буква Д похожа на дом? Да! Сейчас вы сможете в этом убедиться!
Ответы детей.
Логопед:
Буква Д – уютный дом
Крыша, пол и две ступеньки в нём.
Предлагаю вам выложить на столе букву из атрибутов, имеющихся в ваших стаканчиках. Какую букву вы будете выкладывать?
Логопед демонстрирует алгоритм выкладывания буквы Д.
Ответ детей.
Дети выкладывают на столе букву Д из карандашей и пробок.
Логопед: Поставьте в стаканы карандаши и крышки.
Логопед: На листах с заданием найдите звуковые рельсы. Возьмите карандаш в удобную руку, вспоминая правило:
Удобной рукой я карандаш беру
На средний пальчик я его кладу
Большим я прижимаю
А указательным – веду.
Печатание буквы на доске. (демонстрация)
Логопед:
Буква Д – уютный дом : крыша, пол и две ступеньки в нём.
Обведите букву по пунктиру, сверху вниз, слева направо. Обратите внимание, что расстояние между буквами один указательный палец. Обведите все буквы на верхних звуковых рельсах.
Положите листы в верхний угол стола и подвиньте к себе подносы.
(Выполнение звукового анализа.)
Логопед: Слово мы можем сравнить со змеёй, да не простой, а звуковой. Познакомьтесь с новым жителем города букв – звукозмея Зуня. Звук, с которым мы подружились, может спрятаться на её голове, в животе или приземлиться на хвостик. Таким образом, мы узнаем место звука в слове. Заданный звук находится в начале слова, середине или в конце. Возьмите с подноса карточку с изображением змеи и положите её перед собой. Послушайте слово и возьмите круг синего цвета, если услышите в слове твёрдый звук Д, или зелёного цвета, если услышите мягкий звук ДЬ. Разместите символ-круг на голове змеи, если слышите звук в начале, на середину (живот) если услышите звук в середине, на хвост, если услышите звук в конце. Готовы!
Логопед произносит слова: дом, холодильник, код.
Где находится звук?
Дети анализируют звук и находят его место в слове с помощью выкладывания цветных символов.
Верните змею на поднос. Выйдите из-за столов и пройдите в центр группы.
Физкультминутка подготовительной группы
Мы руками, как крыльями машем (выполнять махи руками)
Станут руки –сильными наши (показываем мускулы)
Мы растём, растём, растём (встаём на носочки)
Скоро в школу мы пойдём (шаги и хлопки одновременно)
При повторном выполнении хлопки по коленям перекрестными движениями рук
Воспитатель: в некотором царстве, в сказочном государстве в небольшой избушке, живет бабушка Забавушка (макет дома +кукла Би-Ба-Бо). Больше всего на свете бабушка Забавушка любит рассказывать сказки. А помогают ей в этом ее верные карты - сказочные действия. Живут они дружно и весело. К ней часто приходят гости сказки слушать.
Бабушка Забавушка (печально) : «Как- то раз пришла в гости Баба-Яга и заколдовала карты-сказочные действия, оставив наказ «Кто будет выполнять мои задания, тот и расколдует карты- сказочные действия. Если отыщите, то, без чего я не могу обойтись, дам вам волшебный клубок, который укажет вам на задания».
Воспитатель: вспомните как называется дом Бабы – Яги? В чем она перемещается по небу? Что у нее вместо руля? (Ответы детей). В групповом пространстве ищут иллюстрации: ступа, метла, избушка на курьих ножках, к ним прикреплены задания.
Воспитатель: (иллюстрация ступа) Вот и первое задание «Узнай сказку по загадке»
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка).
Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт!
А Емеля на печи
Ест большие калачи!
Чай сам наливается
По его хотению.
А сказка называется … (По щучьему велению)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием и освободили первую карту «сказочное действие». Она означает: жили – были, особое обстоятельство. Демонстрация карты.
Воспитатель: Шагаем за клубком. Вот второе задание - хороводная игра «Теремок» (музыкальная)
При помощи голоса, мимики и жестов дети демонстрируют движение животных и голос: лягушки, мышки и медведя.
Воспитатель: Благодаря перевоплощениям вы освободили карту «герою дают сложное задание, герой выполняет задание». Демонстрация карты.
Воспитатель: отправляемся в путь за клубком. В третьем задании от Бабы-Яги нам нужно назвать противоположности.
Игра с мячом «Антонимы»
Воспитатель бросает мяч и произносит слово, ребенок подобррав противоположное слово, бросает мяч воспитателю.
Слова для игры:
(добрый - злой, смелый – трусливый, мудрый – глупый, жадный – щедрый, трудолюбивый – ленивый, большой – маленький, болтливый – молчаливый, толстый – худой, высокий – низкий)
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием и освободили карту-сказочные действия. Они означают: «герою дается новый облик, мораль» (смысл и чему учит сказка). Демонстрация карты.
Воспитатель:
Все задания выполнили успешно, клубок укажет нам путь к бабушке Забавушке (возвращаются к домику)
Бабушка Забавушка : спасибо, ребята, что расколдовали карты-. В благодарность я дарю вам волшебный мешочек
Дети прощаются с бабушкой Забавушкой.
Воспитатель: Ребята, присядьте на ковер, чтобы рассмотреть, что в волшебном мешочке? Бабушка-Забавушка подарила вам книгу и карты- сказочные действия. Садитесь удобнее, я прочитаю вам сказку. Называется сказка «Как дуб свинью научил» ( первый раз чтение текста с выявлением основных моментов: зачин, основная часть, концовка;
Воспитатель:
Ребята, займите места за столом, сейчас, сказочные карты вам помогут стать настоящими сказочниками.
На столах лежит индивидуальные комплекты карт Проппа на каждого ребенка.
Второй раз воспитатель читает сказку с расстановкой карт- сказочных действий объяснение значений и убирает карточки.
Воспитатель: Попробуйте рассказать сказку, выкладывая карты в правильном порядке.
Заключительная часть:
Воспитатель:
Расскажете, что же у вас получилось?
(Пересказ детьми сказки по картам друг за другом. Помощь воспитателя при возникновении затруднения).
Эти карты теперь ваши, дома перескажите сказку своим родителям.
Логопед: Сегодня вместе с вами пойдут домой дракон Дук и динозавр Дик. А как их можно оживить, я расскажу в чате группы «РЕЧиПАЛЬЧИКИ».
Самоанализ занятия по обучению грамоте и развитию связной речи на тему:
Звуки [д] - [д’]. Буква Д. «Речевые забавы нашего Теремка».
При планировании открытого занятия нами были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне с учётом их интересов. Структура занятия соответствовала поставленным задачам ФОП, построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Темп занятия выбран оптимальный.
Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой ситуации. При проведении ОД большое внимание уделялось соблюдению требований СанПин. Осуществлялась смена динамических поз (сидя, стоя, передвижением) обеспечена безопасность жизнедеятельности обучающихся.
В ходе занятия нами использовался комплексный подход, включающий в себя следующие методы и приемы:
словесный метод (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, поощрение);
наглядный (демонстрация мнемосхем, карты Проппа)
игровой (путешествие в сказку)
Учтены следующие требования: умственная, физическая, эмоциональная нагрузка детей. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи. Целесообразно распределено время по этапам занятия.
При выявлении ошибок и трудностей оказывали помощь, привлекая активных детей к сотрудничеству. Рационально применяли приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей, игровые приёмы для обеспечения эмоциональности, интереса детей. На занятии использовались как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Для каждого участника занятия был создан психологический комфорт
В ходе реализации основного этапа занятия осуществляли индивидуально - личностный подход к воспитанникам. На протяжении всего занятия осуществляли контроль за речью детей, добивались полных и точных ответов. Преобладающая форма – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.
На заключительном этапе заинтересованность детей прослеживалась в самостоятельном пересказе с использованием карт Проппа.
Открытый конец занятия позволил сохранить заинтересованность обучающихся.
Считаем, что выбранная форма сотрудничества педагогов была достаточно эффективной.