Папки-передвижки

Конспект ОД по обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [д] — [д’]. Буква Д. «Речевые забавы нашего Терема»

Ольга Ставинова
Конспект ОД по обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [д] — [д’]. Буква Д. «Речевые забавы нашего Терема»

Подготовили воспитатель

высшей квалификационной категории:

Ставинова Ольга Леонидовна

Учитель-логопед

высшей квалификационной категории:

Сидоренкова Екатерина Геннадьевна.

2024

Цель: Познакомить со звуками [д] - [д’], буквой д. Научить детей использовать карты В. Я. Проппа, как опорные модели для составления сказки.

Задачи:

Образовательные:

1. Учить дифференцировать согласный звук по твёрдости –мягкости, звонкости – глухости.

Публикация «Конспект ОД по обучению грамоте подготовительная группа „Звуки [д] — [д’], Буква Д, „Речевые забавы нашего Терема“» размещена в разделах

2. Упражнять в правильном нахождении звука в начале, середине, конце слова.

3. Познакомить детей со схематическими изображениями событийного пространства сказок (с картами Проппа).

4. Формировать умения продумывать замысел, следовать ему в пересказе.

Развивающие:

1. Развивать фонематическое восприятие, мышление, общую и мелкую моторику, координацию движений.

2. Развивать у детей коммуникативные способности, умение высказать свою точку зрения;

3. Развивать память, внимание, мышление;

Воспитательные:

1. Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность, ответственность, любовь к сказкам.

2. Способствовать, через сказку, развитию общения со сверстниками;

3. Воспитывать желание в дальнейшем самостоятельно применять конструктор сказок «Карты Проппа» при пересказывании сказки.

Предварительная работа с детьми.

Чтение детям русских народных и авторских сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Чтение сказки «Как дуб свинью проучил».

Проведение игр для знакомства с конструктором сказок «Карты Проппа»

Индивидуальная логопедическая работа.

Знакомство со звуками раннего онтогенеза в рамках кружковой работы по методике Г. А. Каше.

Работа по обогащению словарного запаса (прилагательные, антонимы) игры: «Парашют», «Хвастунишка», «Скажи наоборот», «Противоположности»

Материала и оборудование: зеркала, карандаши цветные, набор для звукового анализа, иллюстрации: змея и змейки, мнемосхемы для характеристики звука, макет дома, клубок, кукла- бабушка «Би-Ба-Бо»; иллюстрации: ступа, метла, избушка на курьих ножках; мяч; аудиозапись для хороводной игры; конструктор сказок «Карты Проппа»

Вводная часть.

Организационный момент:

Логопед:

Сегодняшнее занятие мы будем проводить совместно с Ольгой Леонидовной и присутствием педагогов. Ведь детский сад «Колокольчик» наш общий дом. Встречаясь, вежливые люди всегда здороваются. Поприветствуйте гостей.

Логопед:

Дети проговаривают слово Здрав-ствуй-те.

Вопросы для детей.

Из скольких слогов состоит это вежливое слово здравствуйте?

Как проверить?

Логопед даёт инструкцию.

Удобную руку прикладываем к подбородку. На неудобной руке зажимаем пальцы на каждый скачок подбородка.

Дети выполняют задание.

Какое правило мы знаем? Как связано количество гласных с количеством слогов?

В слове столько гласных, столько и слогов.

Демонстрация мнемосхемы на мольберте.

Основная часть:

Логопед: Мы продолжаем путешествие в удивительную страну звуков и город букв. Присядьте на свои места, поставьте зеркала в режим работы. Начинаем выполнять артикуляционные упражнения под счёт. Не забывайте одновременно зажимать пальцы на обеих руках одновременно, начиная с большого)

Артикуляционная нейрогимнастика:

Один – мы ротик открываем, будто кошечки зеваем

(Рот широко открыт, язык спокойно лежит во рту)

Два – подуем в дудочки, губки, словно трубочки

(Вытягивание губ вперёд «трубочкой»)

Три – на губы посмотри, улыбаемся на три

(Растягивание губ в улыбке)

На четыре – ротик шире, барабаним на четыре

Кончик поднятого языка «стучит» по альвеолярным бугоркам.

Логопед: Достаточно. Какой звук мы произносим многократно, на счёт четыре, когда «барабаним» кончиком языка по «бугоркам»?

Какой секрет мы узнаем, если приложим ладонь к горлу?

Какую фамилия у звука Д?

Каким бывает звук? Как мы дразним его настроение?

След звука – это буква. Что вам напоминает буква Д? Буква Д похожа на дом? Да! Сейчас вы сможете в этом убедиться!

Ответы детей.

Логопед:

Буква Д – уютный дом

Крыша, пол и две ступеньки в нём.

Предлагаю вам выложить на столе букву из атрибутов, имеющихся в ваших стаканчиках. Какую букву вы будете выкладывать?

Логопед демонстрирует алгоритм выкладывания буквы Д.

Ответ детей.

Дети выкладывают на столе букву Д из карандашей и пробок.

Логопед: Поставьте в стаканы карандаши и крышки.

Логопед: На листах с заданием найдите звуковые рельсы. Возьмите карандаш в удобную руку, вспоминая правило:

Удобной рукой я карандаш беру

На средний пальчик я его кладу

Большим я прижимаю

А указательным – веду.

Печатание буквы на доске. (демонстрация)

Логопед:

Буква Д – уютный дом : крыша, пол и две ступеньки в нём.

Обведите букву по пунктиру, сверху вниз, слева направо. Обратите внимание, что расстояние между буквами один указательный палец. Обведите все буквы на верхних звуковых рельсах.

Положите листы в верхний угол стола и подвиньте к себе подносы.

(Выполнение звукового анализа.)

Логопед: Слово мы можем сравнить со змеёй, да не простой, а звуковой. Познакомьтесь с новым жителем города букв – звукозмея Зуня. Звук, с которым мы подружились, может спрятаться на её голове, в животе или приземлиться на хвостик. Таким образом, мы узнаем место звука в слове. Заданный звук находится в начале слова, середине или в конце. Возьмите с подноса карточку с изображением змеи и положите её перед собой. Послушайте слово и возьмите круг синего цвета, если услышите в слове твёрдый звук Д, или зелёного цвета, если услышите мягкий звук ДЬ. Разместите символ-круг на голове змеи, если слышите звук в начале, на середину (живот) если услышите звук в середине, на хвост, если услышите звук в конце. Готовы!

Логопед произносит слова: дом, холодильник, код.

Где находится звук?

Дети анализируют звук и находят его место в слове с помощью выкладывания цветных символов.

Верните змею на поднос. Выйдите из-за столов и пройдите в центр группы.

Физкультминутка подготовительной группы

Мы руками, как крыльями машем (выполнять махи руками)

Станут руки –сильными наши (показываем мускулы)

Мы растём, растём, растём (встаём на носочки)

Скоро в школу мы пойдём (шаги и хлопки одновременно)

При повторном выполнении хлопки по коленям перекрестными движениями рук

Воспитатель: в некотором царстве, в сказочном государстве в небольшой избушке, живет бабушка Забавушка (макет дома +кукла Би-Ба-Бо). Больше всего на свете бабушка Забавушка любит рассказывать сказки. А помогают ей в этом ее верные карты - сказочные действия. Живут они дружно и весело. К ней часто приходят гости сказки слушать.

Бабушка Забавушка (печально) : «Как- то раз пришла в гости Баба-Яга и заколдовала карты-сказочные действия, оставив наказ «Кто будет выполнять мои задания, тот и расколдует карты- сказочные действия. Если отыщите, то, без чего я не могу обойтись, дам вам волшебный клубок, который укажет вам на задания».

Воспитатель: вспомните как называется дом Бабы – Яги? В чем она перемещается по небу? Что у нее вместо руля? (Ответы детей). В групповом пространстве ищут иллюстрации: ступа, метла, избушка на курьих ножках, к ним прикреплены задания.

Воспитатель: (иллюстрация ступа) Вот и первое задание «Узнай сказку по загадке»

Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка.

Хороша, малютка просто!

С дюйм была малышка ростом.

Если сказку вы читали,

Знаете, как дочку звали. (Дюймовочка).

Удивляется народ:

Едет печка, дым идёт!

А Емеля на печи

Ест большие калачи!

Чай сам наливается

По его хотению.

А сказка называется … (По щучьему велению)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вы справились с первым заданием и освободили первую карту «сказочное действие». Она означает: жили – были, особое обстоятельство. Демонстрация карты.

Воспитатель: Шагаем за клубком. Вот второе задание - хороводная игра «Теремок» (музыкальная)

При помощи голоса, мимики и жестов дети демонстрируют движение животных и голос: лягушки, мышки и медведя.

Воспитатель: Благодаря перевоплощениям вы освободили карту «герою дают сложное задание, герой выполняет задание». Демонстрация карты.

Воспитатель: отправляемся в путь за клубком. В третьем задании от Бабы-Яги нам нужно назвать противоположности.

Игра с мячом «Антонимы»

Воспитатель бросает мяч и произносит слово, ребенок подобррав противоположное слово, бросает мяч воспитателю.

Слова для игры:

(добрый - злой, смелый – трусливый, мудрый – глупый, жадный – щедрый, трудолюбивый – ленивый, большой – маленький, болтливый – молчаливый, толстый – худой, высокий – низкий)

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Вы справились и с этим заданием и освободили карту-сказочные действия. Они означают: «герою дается новый облик, мораль» (смысл и чему учит сказка). Демонстрация карты.

Воспитатель:

Все задания выполнили успешно, клубок укажет нам путь к бабушке Забавушке (возвращаются к домику)

Бабушка Забавушка : спасибо, ребята, что расколдовали карты-. В благодарность я дарю вам волшебный мешочек

Дети прощаются с бабушкой Забавушкой.

Воспитатель: Ребята, присядьте на ковер, чтобы рассмотреть, что в волшебном мешочке? Бабушка-Забавушка подарила вам книгу и карты- сказочные действия. Садитесь удобнее, я прочитаю вам сказку. Называется сказка «Как дуб свинью научил» ( первый раз чтение текста с выявлением основных моментов: зачин, основная часть, концовка;

Воспитатель:

Ребята, займите места за столом, сейчас, сказочные карты вам помогут стать настоящими сказочниками.

На столах лежит индивидуальные комплекты карт Проппа на каждого ребенка.

Второй раз воспитатель читает сказку с расстановкой карт- сказочных действий объяснение значений и убирает карточки.

Воспитатель: Попробуйте рассказать сказку, выкладывая карты в правильном порядке.

Заключительная часть:

Воспитатель:

Расскажете, что же у вас получилось?

(Пересказ детьми сказки по картам друг за другом. Помощь воспитателя при возникновении затруднения).

Эти карты теперь ваши, дома перескажите сказку своим родителям.

Логопед: Сегодня вместе с вами пойдут домой дракон Дук и динозавр Дик. А как их можно оживить, я расскажу в чате группы «РЕЧиПАЛЬЧИКИ».

Самоанализ занятия по обучению грамоте и развитию связной речи на тему:

Звуки [д] - [д’]. Буква Д. «Речевые забавы нашего Теремка».

При планировании открытого занятия нами были учтены возрастные особенности детей. Материал подобран на доступном для детей уровне с учётом их интересов. Структура занятия соответствовала поставленным задачам ФОП, построено в логической последовательности и взаимосвязи частей занятия. Все элементы открытого занятия между собой объединены общей темой. Темп занятия выбран оптимальный.

Открытое занятие было направлено на решение познавательно-речевой ситуации. При проведении ОД большое внимание уделялось соблюдению требований СанПин. Осуществлялась смена динамических поз (сидя, стоя, передвижением) обеспечена безопасность жизнедеятельности обучающихся.

В ходе занятия нами использовался комплексный подход, включающий в себя следующие методы и приемы:

словесный метод (беседа, рассказ, пояснение, разъяснение, поощрение);

наглядный (демонстрация мнемосхем, карты Проппа)

игровой (путешествие в сказку)

Учтены следующие требования: умственная, физическая, эмоциональная нагрузка детей. Последовательно представлены основные этапы, которые логически взаимосвязаны. На каждом из этапов решались определенные задачи. Целесообразно распределено время по этапам занятия.

При выявлении ошибок и трудностей оказывали помощь, привлекая активных детей к сотрудничеству. Рационально применяли приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей, игровые приёмы для обеспечения эмоциональности, интереса детей. На занятии использовались как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Для каждого участника занятия был создан психологический комфорт

В ходе реализации основного этапа занятия осуществляли индивидуально - личностный подход к воспитанникам. На протяжении всего занятия осуществляли контроль за речью детей, добивались полных и точных ответов. Преобладающая форма – диалог. Обратная связь прослеживалась через реакцию и ответы детей.

На заключительном этапе заинтересованность детей прослеживалась в самостоятельном пересказе с использованием карт Проппа.

Открытый конец занятия позволил сохранить заинтересованность обучающихся.

Считаем, что выбранная форма сотрудничества педагогов была достаточно эффективной.

Публикации по теме:

«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа)«Игры с Ёжиком. Согласные звуки [с], [с’], буква С». Конспект НОД по обучению грамоте (подготовительная группа) Образовательная область "Коммуникация".Тема НОД: Игры с Ёжиком (согласные звуки [с], [с'], буква С). Цель: ознакомление детей с согласными.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звуки [П] и [П’], буква П» Цель: Закрепить знания детей о звуке П и ПЬ, о букве П. Образовательные задачи: - закреплять навык чтения слов; - закреплять тему «Транспорт»;.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД по обучению грамоте подготовительная группа «Звуки [д] — [д’]. Буква Д. «Речевые забавы нашего Терема»
Опубликовано: 3 марта 2024 в 07:02
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД