Ксения Харечко
Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной компенсирующей группе «Знакомство с буквой п и звуком [П]»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи. Знакомство с буквой Пп. Буква П и звук [п]. Формирование умения находить ее среди других букв алфавита, навыка чтения и составления слогов и двусложных слов с ней.
Развивающие задачи. Развитие речевой активности, фонематических представлений, навыков звукового и слогового анализа и синтеза, зрительного и слухового внимания, осязания, обследовательских навыков, общей и тонкой моторики.
Воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, вза- имодействия, самостоятельности, инициативности, желания быть справедли- выми. Воспитание любви к природе.
Публикация «Конспект ООД по обучению грамоте в подготовительной компенсирующей группе „Знакомство с буквой п и звуком [П]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2021
Оборудование. Магнитные кружки и раздаточный материал для звуково- го анализа, магнитные палочки, пластмассовые объемные буквы, буквы для магнитной доски, предметные картинки для организационного момента, «Мой букварь» и тетрадь № 3 по числу детей, цветные карандаши, сюжетные картин- ки, «волшебный мешочек», цветовые сигналы.
Ход занятия
1. Организационный момент. Ребята, какое у вас сегодня настроение? (Хорошее, веселое, радостное) Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг,
Я твой - друг, и ты –мой друг,
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарите свои улыбки нашим гостям
Психологический настрой
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем мы сейчас опять,
Смотреть, слушать, размышлять,
И друг другу не мешать.
На занятиях, в игре
Спокойно, плавно говорим.
И никуда мы не спешим.
Объявление темы занятия. Развитие памяти, обследовательских навыков, осязания.
Педагог встречает детей с «волшебным мешочком» в руках и предлагает им по очереди опустить в него руку, нащупать в нем и назвать букву. Дети выполняют это задание, а потом садятся за столы. Педагог собирает буквы.
Пе даг о г. Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой, будем учить- ся читать.
2. Рассказывание педагогом стихотворения. Развитие речевого слуха, внимания, фонематических представлений.
Пе даг о г Посмотрите у нас в гостях Паша и Поля (Выставляются картинки с изображением детей). Какой первый звук вы слышите в их именах? Догадайтесь, о каких звуках будем говорить сегодня? Послушайте стихотворение.
Поля Павлу под подушку Положила погремушку.
Какие слова в этом стихотворении начинаются со звука [п]?
Д ет и. Поля, Павлу, под, подушку, положила, погремушку.
Педагог:Произнесите звук [п]. Почувствуйте, как воздух размыкает губы. Как вы думаете, это гласный или согласный звук?
Д ет и. Это согласный звук. Его нельзя петь.
Пе даг о г. Верно. Его нельзя петь, во рту есть преграда. Кружком какого цвета мы будем обозначать звук [п]?
Д ет и. Синим кружком.
Пе даг о г. Правильно. Сейчас я хочу проверить, сумеете ли вы отличить звук [п] от других звуков.
Пе даг о г. Я буду говорить, а вы будете хлопать в ладоши, если услышите звук [п].
Педагог произносит звуки, слоги, слова по порядку: «П, у, т, п, т, и, п, т, ау, оп, ут, уп, суп, рот, стоп». Дети хлопают в ладоши.
Пе даг о г. Отлично. Вы были очень внимательными.
3. Развитие фонематического восприятия.
Пе даг о г. Паша и Поля собираются отправиться в кругосветное путешествие на паруснике (Выставляется картина с изображением парусника). Давайте поможем им собрать в дорогу чемоданы.
Игра «Раздели на слоги»
Предметные картинки: па-лат-ка, пу-го-ви-ца, по-душ-ка, пе-че-нье, пи-ла, пись-мо и др.
Дыхательное упражнение
Логопед: Чемоданы собраны. Пора в путь. Давайте поможем нашему паруснику отправиться в путешествие
Упражнение «Надуваем паруса»
Паруса мы надуваем,
Животик рукой мы проверяем.
Физпауза Упражнение «Кораблик»
Стало палубу качать,
Ногу к палубе прижать!
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Пе даг о г. Отлично. Вы были очень внимательными.
4. Упражнение «Что получится?» Формирование навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Педагог достает магнитные кружки для звукового анализа и синтеза и контейнеры с раздаточным материалом для звукового анализа.
Пе даг о г. В пути ребятам стало скучно и они решили поиграть Давайте поиграем вместе с ними в игру «Что получится?» Если я сначала произнесу звук [а], потом звук [п]. Что получится?
Д ет и. Ап.
Пе даг о г. Верно. Каким кружком я обозначу звук [а], каким — звук [п]? Д ет и. Для звука [а] нужно взять красный кружок, для звука [п] — синий. Педагог выкладывает схему слога на магнитной доске.
Пе даг о г. Если я произнесу [у], потом [п], что получится? Д ет и. Уп.
Пе даг о г. Обозначьте звуки кружками, выложите схему.
Дети выполняют задание.
Пе даг о г. Молодцы. Разберите схему.
Дети выполняют задание.
Пе даг о г. Если я произнесу [п], потом — [а], что получится? Д ет и. Па.
Пе даг о г. Выложите схему.
Дети выполняют задание.
Пе даг о г. Отлично. Разберите схему. Если я произнесу [па], потом — [па], что получится?
Д ет и. Папа.
Пе даг о г. Молодцы. Давайте разделим это слово на слоги. Прохлопайте слово и определите, сколько в нем слогов.
Дети прохлопывают слоговой рисунок слова.
Д ет и. В этом слове два слога.
Педагог убирает материалы для звукового анализа.
5. Работа со счетными палочками. Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, фонематических представлений. Формирование навыка чтения закрытых, открытых слогов и двусложных слов из открытых слогов.
Пе даг о г. Посмотрите на доску. Вы видите букву Пп. Почему она синего цвета?
Д ет и. Она согласная.
Пе даг о г. Верно. Из скольких палочек она состоит? Д ет и. Из трех.
Пе даг о г. А теперь, чтобы Паша и Поля лучше запомнили эту букву, выложите ее Правильно. Сложите у себя на столе буква П из счетных палочек.
Дети выполняют задание.
Пе даг о г. Молодцы!
Упражнение «Самый внимательный». Развитие зрительного внима- ния, фонематических представлений, памяти.
Педагог приглашает детей на ковер.
Пе даг ог: Мы сделали остановку на острове, где я дам вам одну минуту для того, чтобы вы походили по группе, внимательно посмотрели вокруг и увидели как можно больше предметов, названия которых начинаются со звука [п]. Обратите внимание на картинки, которые лежат на полках. На них тоже могут быть изображены пред- меты на звук [п]. Постарайтесь запомнить эти предметы. Потом вы сядете за стол, и мы проверим, кто самый внимательный и увидел больше всех предметов на звук [п].
Дети ходят по групповому помещению и смотрят вокруг, затем называ- ют предметы (полка, папка, платок, пальма, попугай, пушка, пальто, плащ, помидоры, парта, портфель, платье).
Пе даг о г. Молодцы. Вы были очень внимательными, но победителем стала Лера, он увидела и назвала предметов больше всех.
6. Подвижная игра «Жмурки с колокольчиком». Развитие неречевого слуха, формирование умения определять направление звука.
Педагог: С ребятами на острове произошла беда, на них напали аборигены, и чтобы они их отпустили нужно поиграть с ними в игру
Педагог предлагает детям поиграть в знакомую игру.
Дружно встали дети в круг. Слева друг и справа друг. Колокольчик друг от друга Принимаем мы по кругу.
Раз, два, три, четыре, пять, Начинай его искать.
Дети образуют круг. В центре круга стоит водящий с завязанными глазами.
Дети произносят текст и передают коло- кольчик по кругу, звеня им.
На слово «искать» водящий должен пока- зать, у кого из детей колокольчик. Это и бу- дет новый водящий.
7. Работа в тетради. Развитие тонкой моторики, совершенствование навы- ка печатания.
Педагог приглашает детей к столам, раздает им рабочие тетради, ста- вит на столы контейнеры с простыми и цветными карандашами.
Пе даг о г. Ребята благополучно прибыли домой и хотят, чтобы мы помогли научиться им писать букву. На страничке слева вы видите большую и маленькую буквы Пп.
Каким карандашом вы обведете и раскрасите их?
Д ет и. Синим.
Пе даг о г. Почему?
Д ет и. Буква П — согласная.
Пе даг о г. Выполняйте задание.
Дети выполняют задание. Педагог следит за тем, чтобы они сидели пра- вильно, не опускали низко голову, правильно держали карандаш.
Пе даг о г. Какие предметы нарисованы у вас в тетради? Д ет и. Пальма, попугай, помидор.
Пе даг о г. С какого звука начинаются эти слова? Д ет и. Со звука [п].
Пе даг о г. Верн. Мы будем писать новую букву. Посмотрите, как я «пишу» ее в воздухе.
Педагог поворачивается к детям спиной и «пишет» новую букву в воздухе.
Затем дети «пишут» новую букву вместе с педагогом.
Пе даг о г. Теперь я напишу новую букву на доске. Педагог пишет новую букву на доске.
Пе даг о г. Попробуйте сделать то же самое в тетрадях.
Дети пишут букву в тетради, педагог оказывает им помощь.
8. Организация окончания занятия. Оценка работы детей.
Педагог собирает тетради и предлагает детям подвести итог занятия.
Пе даг о г. Давайте вспомним, что нового вы узнали на занятии?
Д ет и. Мы познакомились с буквой П и узнали, что она согласная.
Пе даг о г. Какие слова на звук [п] вы запомнили?
Д ет и. Пальма, папа, помидор, попугай, платье, платок.
Пе даг о г. Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.