Приложение МААМ

Конспект ОДД по познавательному развитию «Поющий родник» в старшей группе

Булякбаева Ильгиза
Конспект ОДД по познавательному развитию «Поющий родник» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить детей с башкирским музыкальным инструментом - курай, как символом духовной красоты башкирского народа.

Задачи:

Образовательные : познакомить детей с башкирским музыкальным инструментом курай. Познакомить легендой о «Курае».

Развивающие: развивать образную речь, познавательный интерес, любознательность.

Воспитательные: воспитывать интерес к башкирским музыкальным инструментам, к истории своего народа.

Оборудование: курай-инструмент, картинка цветка курая звукозапись Р. Юлдашева «Волшебный курай».

Ход ООД

Публикация «Конспект ОДД по познавательному развитию „Поющий родник“ в старшей группе» размещена в разделах

Воспит. Ребята, отгадайте загадку.

Голос птиц, мелодия рассвета,

Все передаёт тростинка эта.

Он слов не говорит, наверняка,

Хотя и голос есть, да нету языка. (Курай).

Восп. Правильно, ребята. Это курай. Курай - башкирский музыкальный инструмент. (Фото)

Восп. Курай изготавливается из стебля растения, который называется реброплодник уральский. Посмотрите, это растение похоже на зонтик. Летом оно цветет, а осенью высыхает. Как раз в это время его делают, обхватывая стебель руками поочередно, отмеряют от 8 до 10 раз ширины ладони, затем подрезают. Чистят от стебельков. Отверстия вырезаются начиная снизу. 4 отверстия украшают лицевую сторону корпуса, 1 – тыльную. Длина курая от 570 до 810мм. Сейчас для изготовления курая используют различные материалы: металлические, пластмассовые, деревянные трубки.

Восп. Про курай написано очень много стихов, сказок и легенд. Одну из легенд о том, как появился курай, я хочу вам рассказать.

Легенда о курае.

В стародавние времена за семью лесами, будто черное пятно на белом снегу, жил, говорят, коварный и злой хан. И было у того хана странная привычка- брить голову наголо. И для этого дела каждую неделю приглашал он молодого егета. Но ни один из них не возвращался обратно: едва очередной из них обривал ханскую голову, как владыка повелевал снести ему голову. Вся округа жила в страхе и трепете, не зная, как противостоять этим проделкам хана. И никто не мог перечить злой его воле.

В тех места, за семью лесами, жили старик со старухой, которые пробавлялись чем могли. И было у них трое сыновей-егетов. Сначала хан велел прибыть старшему из братьев. Тот, как и все другие, не вернулся обратно в отчий дом. Спустя неделю пришла очередь среднего из сыновей. Он тоже не воротился назад. Наконец, дошел черед и до самого младшего из трех братьев.

Старик со старухой впали в большом горе. Все что было съестного в доме, забрали с собой старшие из сыновей, так что младшему на дорогу и дать-то нечего. Но мать придумала, что делать, чем снабдить младшенького: замесила из лебеды теста на своем грудном молоке и испекла из того теста лепешку. Положил егет ту лепешку в свою котомку и вышел в путь дорогу.

Поднявшись на вершину Ирендыка, он в последний раз оглянулся назад, чтобы взглянуть на те места, где родился и вырос. Душа его сжалась от волнения и печали. Глядел он на холодные прозрачные ручьи, на шумные леса, на тихую груду Ирендыкских гор, и сам не заметил, как запел полным голосом.

Преодолев высокие горы, пройдя сквозь густые леса, перейдя вброд глубокие реки, добрался он, наконец, до дворца хана. Ханские слуги тут же повели его к своему владыке. Тот вручил егету острый нож и велел побрить его наголо.

Стоило хану снять с головы сво корону, как егет замер в изумлении: на макушке той головы возвышался козлиный рог!

Все же он не растерялся- споро и аккуратно обрил голову хана. Когда дело было сделано, хан сказал егету:

-Ты подожди здесь,- и вышел в другую комнату.

Егет был очень голоден с дороги. Недолго думая, он вынул из котомки положенную туда матерью лепешку и принялся его есть. В это время появился хан. Увидев в руках егета старинную лепешку, жадный хан тут же подумал: «Наверное, очень вкусно то, что ест»,- и у него сами собой потекли слюнки.

-Что ты там ешь?- спросил он. - Отломи и мне кусочек от своей лепешки. Егет послушно отломил кусок и подал хану. Съел хан поданный хлеб и воскликнул в изумлении:

- И в самом деле вкусный хлеб, оказывается! Из чего он сделан?

-Это лепешка из лебеды,- ответил ему егет. - Мать замесила ее на своем грудном молоке.

Растерялся тут хан, думает про себя: «Я съел лепешку, которую его мать замесила на своем молоке. Выходит, я стал его молочным братом и поэтому не имею права проливать кровь. Но если я его не убью, он будет направо и налево рассказывать о моем роге. Что же теперь делать? Как выйти из такого положения?».

И решил хан отправить егета в такое место, которое никогда глаз человеческий не видел, ухо людское не слышало, ничья нога туда не ступила: «Пусть сам умрет своей смертью!»

Ханские слуги связали егета по рукам и ногам, завязали черной тряпкой ему глаза, взвалили на лошадь и отвезли в непролазную чащу леса.

Жил там егет, питаясь этлеком, саранкой и всякими прочими ягодами. Потом он смастерил себе лук со стрелами и стал охотиться на дичь. Из шкуры зверей сшил себе шубу.

Но как бы там ни было, смертельно тоскливо было ему в том лесу, куда никогда не ступала нога человека. Особенно сильно тосковал он по родительскому дому, по родному Ирендыку. Трудно было ему хранить тайну хана. Иногда в отчаянии он кричал на вес лес: «На лбу у хана есть рог!» Но голос его слышали только звери и птицы. Так и бродил егет, не находя обратной дороги.

Однажды, когда усталый он лежал под деревом, положив камень под голову, а под себя траву, стала вдруг струиться какая0то дивная мелодия. Он живо поднялся на ноги и пошел в ту сторону, откуда слышалась та мелодия.

Голос привел на вершину серой горы, и тут увидел он стебель сухого курая. Оказывается, это он испускал под ветром ту удивительную мелодию.

Оторвал егет стебель, дунул его в полый ствол, и та мелодия стала еще более сильной и напевной. Очень обрадовался егет. Дуя в тот стебель, он постепенно научился играть на нем знакомые мелодии. И сам стал сочинять новые напевы. И развеялись его мрачные мысли. Ему казалось, что развеялась и та ханская тайна, которая ни на минуту не давала ему покоя. И душа его обрела спокойствие. Однажды, играя на курае, егет и сам не заметил, как оказался в родных местах- это певучий росток привел его туда! Радости его не было предела. Сел он склоне горы и заиграл на курае.

Услышав музыкальный его рассказ, приободрились люди, воспламенился их гнев на злого хана, поднялись они вместе пошли на его дворец. Отец егета, потерявший двух сыновей, держал хана за рог, остальные били чем придется. Так и забили до смерти.

С тех пор превратился курай в народный инструмент, способный повествовать о радостях и горестях людской жизни.

- Ребята, почему хан решил не убивать егета?

- Как егет выжил в в темной чаще леса?

- Что случилось однажды, когда он усталый лежал под деревом?

Восп. Давайте ребята мы отдохнем поиграем в игру

«Курай».

В центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, бегут, выполняют притопы на слова:

Услыхали наш курай

И собрались все сюда.

Наигравшись с кураистом,

Разбежались кто куда.

Хай, хай, хай, хай

На зеленом, на лугу

Мы попляшем под курай,

Дети разбегаются врассыпную по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:

Ты, курай задорный, веселей играй.

Тех, кто лучше пляшет, выбирай.

Ребенок- кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов.

Восп. Вот так появился башкирский народный духовой музыкальный инструмент из тростника. С древнейших времен сопровождал курай башкирских джигитов и в труде, и в сражении, разделял с ними радость и горе, переезжал с кочевья. Мы знаем, что долгое время башкиры вели кочевой образ жизни.

Восп. А теперь, давайте послушаем, как звучит курай. Р. Юлдашев «Волшебный курай».

Восп. Искусство игры на курае передается из поколения в поколение. Целые семьи, отец, сын, владеют искусством игры на курае. Того, кто играет на курае, называют «кураист». (фото)

Восп. Искусный кураист своей игрой может облегчить настроение любого человека. Как в сказке "Легенда о курае".

Восп. И в заключение я хочу прочитать стихотворение

«Курай». Абдулхак Игебаев

Когда я слушаю курай,

То радость льется через край.

Неприхотлив и невелик

Курая песенный родник.

Тростинку срежу я в лесу,

Домой с собою унесу.

И только дуну в свежий срез -

Как зашумит уральский лес.

И зажурчит, наверняка,

В ней мелодичная река.

Держу курай… В родном краю

Я песни звонкие пою.

Публикации по теме:

Конспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группеКонспект беседы по познавательному развитию «Танкист» в старшей группе Цель: создать условия для развития познавательной и речевой инициативы дошкольников в процессе знакомства с профессией "танкист". Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как зимуют звери» Образовательная область: «Познавательное развитие» Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Речевое развитие». Задачи:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Во саду ли, в огороде» в старшей группе Конспект непосредственно образовательной деятельности познавательное развитие «Во саду ли в огороде» в старшей группе Программное содержание.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Зима» Тема: «Зимушка - зима» /итоговое занятие/. Цели: - Закрепить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна»Конспект занятия по познавательному развитию детей в старшей группе «Весна» Интеграция ОО :"Социально-коммуникативное развитие", "Художественно-эстетическое", "Речевое развитие". Задачи :- продолжать знакомить.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта»Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Как устроена шахта» Задачи: дать детям представление о шахте и как она устроена изнутри; познакомить с шахтерскими профессиями, рассказать о их работе; воспитывать.

Автор публикации:
Конспект ОДД по познавательному развитию «Поющий родник» в старшей группе
Опубликовано: 12 декабря 2021 в 17:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОДД по познавательному развитию «Поющий родник» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Булякбаева Ильгиза (УИ 2754298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД