люда швейкерт
Конспект ОД «Тропинки в математику» в подготовительной к школе группе
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 53 «Огонек» комбинированного вида» г. Орска
Конспект ОД «Тропинки в математику»
в подготовительной к школе группе.
Воспитатель I кв. к.
Швейкерт Л. И.
г. Орск
2020г.
Цель: Обобщение и систематизация знания о геометрических фигурах, о расположении тела в пространстве, о направлении в пространстве, посредством игры.
Задачи:
Создать условия для закрепления знаний детей по теме «Числа и цифры» в пределах от 1 до 10 с учётом дифференцированного подхода через дидактическую игру;
Формировать умение производить арифметические действия: сложение и вычитание в пределах 10;
Закрепить знания детей о геометрических фигурах.
Способствовать закреплению навыков ориентации в пространстве, определяя расположение предметов в пространстве.
Уточнить представление детей о времени года.
Учить решать логические задачи: развивать слуховое внимание, мышление, память;закрепить умение различать понятия: вправо-влево, прямо.
Развивающие задачи:
Развивать: познавательный интерес к учебной деятельности, сообразительность, воображение через игровую ситуацию; логическое мышление, используя наглядные приёмы.
Способствовать формированию навыка самоконтроля и самооценки и умения оценивать ответы своих товарищей.
Обеспечить развитие конструктивных и творческих способностей, фантазии, творческого воображения.
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
Формировать организованность, целеустремлённость, самостоятельность;
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Содействовать воспитанию доброжелательности по отношению друг к другу, желания помочь;
Учить детей взаимодействовать друг с другом на доброжелательной основе, партнерстве (работа в парах, в команде)».
Методические приёмы:
Игровой (использование сюрпризных моментов).
Наглядный (использование иллюстрации).
Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Реализация образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие -
Формировать умение соблюдать правила поведения в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
Воспитывать приветливость и заботливость;
Формировать поддерживать речевое общение;
Формировать организованность, целеустремлённость, самостоятельность;
Содействовать развитию игровой деятельности, действовать в соответствии с игровой задачей.
Познавательное развитие -
Закрепить умения конструирования из простых геометрических фигур ;
Создать условия для логического мышления, сообразительности, внимания;
Совершенствовать навыки прямого и обратного счёта;
Закрепить умения отгадывать математические загадки;
Речевое развитие -
Совершенствование речи как средства общения;
Учить более точно характеризовать объект, ситуацию;
Высказывать предположения и делать простейшие выводы;
Излагать свои мысли понятно для окружающих.
Художественно-эстетическое развитие -
Совершенствовать умение детей на слух отсчитывать заданное количество клеток в определенном направлении, прорисовывая их в результате достигая определенной цели.
Физическое развитие -
Развитие психических процессов (память, мышление, воображение, интеллект) и творческой инициативы детей;
Обеспечение двигательной активности во время непосредственной образовательной деятельности;
Формирование правильной осанки.
Развитие мелкой моторики.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам пришли гости. Давайте мы с вами подарим им и себе хорошее настроение.
Круг радости: Я хороший человек, хоть еще мне мало лет.
Друзьям сердечно говорю:
Очень всех я вас люблю! (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям).
Воспитатель: Какое сейчас время года?
Дети: Весна
Воспитатель: Как долго длится весна?
Дети: три месяца.
Верно: Верно. Назовите весенние месяцы.
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Совершенно верно. Ребята Весна нам прислала в подарок игру. Но случилась неприятность. Подул весенний ветер и фрагменты игры разлетелись по группе. Игра необычная, все тропинки математические. Нам нужно восстановить игру, попробуем?
Дети: Да.
Воспитатель: Нам надо из наших мячиков сделать круг. Как можно сделать круг из наших мячиков?
Дети: Соединить мячики. (дети соединяют мячи Фрёбеля и делают круг)
Воспитатель: Верно. А круг – это что?
Дети: Геометрическая фигура.
Воспитатель: Я думаю, что круг –это первая подсказка. Подумаем, куда мы с вами пойдём.
Дети определяют направление. (обозначения- мягкие модули).
Первая остановка-круг.
Воспитатель: Как вы думаете, какое задание надо выполнить на этой остановке?
Дети: Нам надо решить примеры и составить слово.
8-7 4-2 1+2 9-5 2+3 4+2 6+1
К В А Д Р А Т (забирают фрагмент игры)
Воспитатель: Это ещё одна наша подсказка. И следующая наша остановка?
Дети: квадрат
Воспитатель: В каком направлении нам нужно идти, чтобы прийти к квадрату? (дети определяют направление).
Воспитатель: Попробуем, дойдём или не дойдём? (пришли)
Воспитатель: Но что это? Письмо. Как вы думаете от кого оно?
Дети: от Весны.
Воспитатель: (вскрывает письмо). Верно (читает письмо). Весна говорит, что если мы правильно ответим на математические вопросы, мы получим следующую подсказку.
Вопросы на карточках:
1. Сколько ушей у трёх мышей(6 ушей) – П
2. Сколько ножек у 2 стульев? (8 ножек) - О
3. По двору ходили гуси. Саша насчитал 6 лапок.
Сколько гусей было во дворе? (3 гуся) – Л
4. На столе стоят 5 стаканов с компотом. Папа выпил компот из одного
стакана и поставил стакан на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5 стаканов) –У
5. На берёзе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тонких веточки, на каждой тонкой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (нисколько, на берёзе яблоки не растут).— К
6.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько всего птиц летело? — Р
7. Назовите три дня недели подряд, не используя названия дней недели. (вчера, сегодня, завтра) или (сегодня, завтра, послезавтра) —У
8. Сколько будет видно пальцев у человека на руке, если он спрячет
три пальца(2 пальца) — Г
Воспитатель: Вы разгадали все загадки, а теперь нужно найти подсказку. Как вы думаете, что надо сделать?
Дети: Надо разложить буквы и составить слово (слово – полукруг, забираем фрагмент игры).
Воспитатель: Правильно. У нас есть такая остановка? В каком направлении нам надо идти?
Дети определяют направление.
Воспитатель: Мы попали на остановку полукруг. И здесь нас ждет необычное задание.
Работа с ноутбуком.
Воспитатель: Что мы видим?
Дети: (на экране) мяч, морковка, капуста, свёкла.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать в этом задании?
Дети: определить, что лишнее. Мяч лишний, дети объясняют- несъедобное. (воспитатель напоминает, что занятие математическое) .
Воспитатель: что же здесь лишнее? Как можно еще определить? (по форме)
Дети: Лишняя морковь (форма треугольная)
На экране картинки? Ёж + 3 домашних животных (ёж- дикое)
На экране квадрат, полукруг, цилиндр, треугольник. - лишний – цилиндр (у него нет углов).
Воспитатель: Мы прошли с вам несколько остановок (3). И предлагаю вам отдохнуть
Физминутка (работа с ноутбуком).
Воспитатель: Цилиндр – это наша следующая подсказка. Как нам до него добраться? Дети определяют направление.
Воспитатель: Нам надо на этой остановке составить фигурки животных из геометрических фигур.
Для этого вспомним какие бывают животные?
Дети: Дикие и домашние.
Воспитатель: На какие классы они делятся?
Дети: Травоядные и хищные.
Воспитатель: После того, как вы составите фигурки животных, надо рассказать, что это за животное и к какому классу оно относится. Начинайте.
(дети составляют фигурки животных и рассказывают о них). (Забираем фрагмент игры).
Воспитатель: Молодцы. Следующая остановка - треугольник. У нас есть такая остановка? В каком направлении нам надо идти?
Дети определяю направление.
Оборудование: краски пальчиковые, салфетки, планшеты прозрачные. (работа в паре).
Воспитатель: Занимаем свои места. И мы попали на остановку – треугольник.
Перед вами на столе краски, планшеты, ватные палочки. Умеете с этим обращаться?
Дети: Да.
Воспитатель: Итак, даю вам математические задания. Выбираем любой цвет краски, какой вам нравится, и делаем трапецию. Но вы должны не самостоятельно, а вместе в паре нарисовать трапецию. То есть вам надо сначала договориться.
Сейчас к этой фигуре добавить 2 линии, чтобы получилось 3 треугольника.
Теперь надо добавить еще две линии, чтобы получился один большой треугольник.
А теперь задание дорисовать еще две линии, чтобы получился один большой ромб.
Воспитатель: У всех получился ромб?
Дети: Да. (Забираем фрагмент игры).
Воспитатель: Замечательно. И я думаю, что это следующая подсказка. И эта остановка – ромб. У нас есть такая подсказка?
Дети: Да (выбирают направление)
Воспитатель: На остановке – ромб нас ждут задания для самых внимательных.
Занимаем место возле схемы.
На ковре ромб, у детей карточки и фигуры, воспитатель показывает схему на экране и считает до 7, дети по памяти восстанавливают схему, затем самопроверка.
1-2 схемы. (развивает память, внимание).Можно спросить детей : у кого не было ошибок, у кого 1.(цвет, форма, размер). (забираем фрагмент игры)
Воспитатель: Ребята, посмотрите все ли остановки мы с вами прошли?
Дети: Да.
Воспитатель: Все задания Весны мы выполнили?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте пройдем к столу и вставим все фрагменты игры на место.
(Проходят к столу)
Воспитатель: Какие остановки мы проходили?
Дети по порядку вспоминают остановки и определяют сложность заданий.
Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы. Вы справились со всеми заданиями, и мы обязательно поиграем в игру, которую прислала нам Весна.
1. Сколько ушей у трёх мышей(6 ушей)
2. Сколько ножек у 2 стульев? (8 ножек)
3. По двору ходили гуси. Саша насчитал 6 лапок.
Сколько гусей было во дворе? (3 гуся)
4. На столе стоят 5 стаканов с компотом. Папа выпил компот из одного
стакана и поставил стакан на стол. Сколько стаканов стоит на столе? (5 стаканов)
5. На берёзе 3 толстых ветки, на каждой толстой ветке по три тонких веточки, на каждой тонкой веточке по одному яблочку. Сколько всего яблок? (нисколько, на берёзе яблоки не растут).
6.Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы. Сколько всего птиц летело?
7. Назовите три дня недели подряд, не используя названия дней недели. (вчера, сегодня, завтра) или (сегодня, завтра, послезавтра)
8. Сколько будет видно пальцев у человека на руке, если он спрячет
три пальца(2 пальца)