Анна Бикинтаева
Конспект опытно-экспериментального занятия со старшими детьми «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
- воспитательные: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности;
- развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы;
- обучающие: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия со старшими детьми „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Материал и оборудование: стаканчики, ложечки, соль, карандаши простые и цветные, мел цветной, мисочки, лупы, дневники экспериментирования, вода, яйца, гуашь, баночки, бумага, круги из цветной бумаги.
Ход занятия
Приветствие:
- Встаньте, дети, встаньте в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
И поздороваемся с нашими гостями.
- А теперь я попрошу вас занять свободные места на стульчиках. Хотите послушать одну историю?
«Послала мама мальчика Петю в магазин за продуктами и составила список. Ходит Петя между полками, по слогам разбирает, что мама написала. Мо-ло-ко – хорошо! – и в корзинку. Хлеб – вкусно! – тоже в корзинку. А это что написано? Я это не ем и никогда не видел, чтобы мама с папой это ели. Лучше я куплю себе петушка на палочке».
- Хотите узнать, что Петя не купил? Для этого нужно отгадать загадку:
Без неё, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадёт – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались, ну, конечно, это – соль.
-Петина мама огорчилась, что её сын ничего не знает о соли. Поможем Пете узнать об этом удивительном продукте?
Соль – это полезное ископаемое и природный элемент.
Соль добывают из недр земли, собирают в рудниках и выпаривают из морской воды.
Соль была дорогим товаром. У кого была соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям. К соли относились уважительно.
- Ребята, как вы думаете, где применяют и используют соль?
В приготовлении пищи, медицине, косметологии, промышленности, в коммунальном хозяйстве, быту.
- Предлагаю немного размяться и поиграть.
Физкультминутка «Су-е-фа».
- Предлагаю, вам ребята, пройти со мной в лабораторию. Но перед тем как туда отправиться, предлагаю вспомнить правила, которые необходимо соблюдать в лаборатории.
Лаборатория
- Ребята, перед вами лежат волшебные мешочки. А что же находится в них? Кто догадается? Это соль. Сначала мы с вами узнали, что это такое, как добывают и для чего она нужна. А вот что с ней можно еще делать, мы сейчас узнаем. Перед вами дневники экспериментирования. Сколько в ней пустых клеток? Правильно, четыре. Проведем мы с вами четыре опыта, из которых вы узнаете про свойства соли. Приступим.
Опыт 1 – «На что похожа соль?»
Перед вами лежат мешочки с солью. Предлагаю взять ложечку, зачерпнуть ею соль и высыпать в тарелочку. Посмотрите на соль. Каким она цветом? Как вы думаете, на что похожа соль? Интересно? Возьмите лупу и наведите на соль. Что вы сейчас видите? На что похоже? На кристаллы. А какой формы они: одинаковой или разной?
Что мы с вами из опыта выяснили: соль белого цвета, похожа на кристалл, разной формы. Предлагаю вам зарисовать в первой клетке наш первый опыт (рисуют первый опыт).
Опыт 2 – «Растворится или нет»
Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль и ложечка. Кладем соль в воду, размешиваем. Что получилось? Соль растворилась.
Мы выяснили с вами то, что вода это растворитель, она растворила соль. Зарисуйте второй опыт во второй клеточке (рисуют второй опыт).
Опыт 3 – «Научим яйцо плавать»
Для опыта нам понадобятся два стакана, вода, ложечка, соль, 2 яйца. В первый стакан мы опустим яйцо. Что с ним стало? Утонуло. Во второй стакан добавим соль и размешаем. Опускаем во второй стакан яйцо. Что с ним произошло? Яйцо всплыло. Ребята, как вы думаете, почему? Потому что плотность воды стала больше и предметы в такой воде не тонут, они плавают.
Что мы выяснили из этого опыта: что в простой воде предметы тонут, в соленой – плавают. Зарисуйте третий опыт в третьей клеточке.
Физкультминутка «Разминка»
Мы немножечко устали,
Дружно встали, поскакали.
Потянулись, наклонились,
Повернулись, улыбнулись.
Ничего не пропускаем
Мы садимся, продолжаем.
Опыт 4 – «Разноцветная соль»
Для опыта нам понадобится гуашь (6 цветов, ложечки, стаканчики, соль.
Дети выбирают любой понравившийся цвет, подают свою ложечку, затем размешивают гуашь с солью.
Что мы выяснили из этого опыта: что соль имеет свойство окрашиваться. Зарисовываем четвертый опыт в своих дневниках.
Продуктивная деятельность
- Ребята, а вы знаете, что солью можно рисовать, использовать ее для поделок, украшений и предметов декора? Предлагаю вам стать декораторами и создать свой шедевр. Для этого нам понадобится соль, цветной мел и бумага. Окрашиваем соль в разные цвета и собираем в баночку по очереди.
Это лишь малая часть, с которой я вас сегодня познакомила. Еще можно делать соленое тесто, выращивать кристаллы, но это уже совсем другая история…