Вохменцева Наталья
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Обогащать и систематизировать знания детей о перелётных птицах. 2. Закреплять умение получать информацию об объекте в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
3. Закреплять навыки безопасного поведения при проведении опытно-экспериментальной деятельности.
4. Развивать логическое мышление, связную речь, воображение.
5. Развивать двигательную активность через использование физкультминутки и смену динамических поз детей.
6. Развивать умение видеть красоту природы через использование художественного слова.
7. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: наблюдение за птицами, беседа, рассматривание тематических альбомов, чтение художественной литературы.
Ход:
Приветствие, повторение правил поведения в лаборатории.
1. Проблемная ситуация
Воспитатель: Ребята, к нам в детский сад пришло письмо. В нашей помощи нуждаются перелётные птицы, Зима не пускает их к нам. Давайте им поможем прилететь в Зауралье, для этого нужно выполнить задания.
Загадки о птицах
2. Основная часть.
1 ребё нок: Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад – вперёд по пашне вскачь,
А зовётся птица (грач)
Воспитатель: Грач – первая перелётная птица, которая прилетает в Зауралье.
Задание № 1: Почему перья у грача чёрного цвета?
Опыт «Защитная окраска перьев»
Цель: опытным путём выяснить, что окраска птицы является её защитным приспособлением.
Материалы и оборудование: грачи из бумаги, листы цветной бумаги чёрного цвета.
Ход:
-Как вы думаете, есть ли у грача враги? (Да)
-Почему перья грача чёрного цвета?
(Защитная окраска)
-Как мы это сможем проверить?
Дети помещают бумажных грачей на чёрный лист бумаги и делают вывод о защитной окраске птицы.
Дети подходят к доске и выбирают нужную схему фиксации опыта.
-Для выполнения следующего задания нам нужно одеть халаты.
2 ребё нок: Носик лопаткой,
Красные лапки,
Плавает, ныряет,
Крякать обожает (утка)
Задание № 2:
-Утка - это какая птица?
-Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?
Опыт «Почему не намокают перья водоплавающих птиц»
Цель: опытным путём выяснить, что защищает перья водоплавающих птиц от намокания.
Материалы и оборудование: таз с водой, перья птиц, полотенце, пинцет, средство для мытья посуды.
Ход:
-Ребята, вы все с родителями гуляли в городском саду и видели там водоплавающих птиц. Как вы думаете, намокают ли перья у водоплавающих птиц?
-Как мы это сможем проверить?
Воспитатель вместе с детьми пускают перо в воду. Через минуту достают перо из воды, кладут на поднос и анализируют результат.
-Почему не намокают перья у водоплавающих птиц?
-Как мы сможем это проверить?
- Педагог добавляет в воду немного средства для мытья посуды и опускает перо в воду. Через минуту достают перо, кладут на поднос и анализируют результат.
-Почему оно намокло?
Итог: перья водоплавающих птиц покрыты жировой смазкой, что позволяет им не намокать и легче двигаться по поверхности воды. При разрушении жировой смазки перья намокают и птицам становится тяжелее двигаться, они быстрее устают.
Дети подходят к доске и выбирают модель фиксации опыта.
Физкультминутка «Веснянка»
Солнышко, солнышко, (идут по кругу, взявшись за руки)
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (бегут по кругу)
Прилетели сто грачей, («летят» по кругу)
А сугробы тают, тают, (приседают)
А цветочки подрастают (тянутся на цыпочках, руки верх)
3 ребё нок: Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка)
Воспитатель: Ласточка – небольшая птица, которая делает гнёзда возле жилья человека.
Задание № 3: Из чего птицы строят гнёзда?
Опыт «Из чего птицы строят гнезда»
Цель: выяснить, какими свойствами должен обладать материал для построения гнезда.
Материалы и оборудование: гнёзда, сделанные из различных материалов, веточки деревьев, вата, бумага.
Ход:
- Как вы думаете, легко ли птицам строить гнёзда? Почему? С помощью чего они берут материал? (Клюва)
-Из чего они делают гнёзда? (Веточки, глина и т. д.) Каким должен быть материал, чтобы птица могла поднять его в клюве? (Легким)
-Если пойдёт дождь, что случится с гнездом? (намокнет, материал должен быть прочным)
-Как нам проверить, какой материал подходит для строительства гнёзд?
(Проверить вес, прочность, смочить водой)
Дети анализируют вес и смачивают гнёзда водой и делают выводы.
-Мы с вами выяснили, какой материал птицы могут использовать для строительства гнезда (Лёгкий, прочный)
3. Итог.
- Кому вы сегодня помогли?
- Для чего мы проводили первый опыт?
- Что мы узнали из второго опыта?
- Что мы узнали из третьего опыта?
Звучит фонограмма «Пение птиц»
Воспитатель: Вы слышите пение птиц? Вы выполнили все задания и перелётные птицы прилетели.