Папки-передвижки

Конспект НОД «Весенние явления в неживой природе» для детей 5–6 лет

Татьяна Петроченко
Конспект НОД «Весенние явления в неживой природе» для детей 5–6 лет

Тема: «Весенние явления в неживой природе».

Возраст: 5-6 лет.

Приоритетная образовательная область: познавательная область.

Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие.

Цель: формирование представлений детей старшей группы об изменениях, происходящих в неживой природе, с наступлением весны, в процессе закрепления знаний о природных явлениях, через дидактические игры и эксперимент.

Задачи (должны отвечать программным задачам, отражать интегрируемые ОО) :

Публикация «Конспект НОД „Весенние явления в неживой природе“ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

1. Образовательная: расширять представления детей о признаках весны в неживой природе в сравнении с зимними признаками.

2. Развивающие: развивать способность устанавливать причинно-следственные связи между явлениями неживой природы весной.

3. Воспитательные: воспитывать любовь к природе.

Планируемые результаты: дети имеют представления о признаках весны в неживой природе в сравнении с зимними признаками; умеют устанавливать взаимосвязи между явлениями неживой природы весной.

Материалы и оборудование: иллюстрации весенних явлений в неживой природе, карточки для дидактической игры «Доскажи словечко»; пластиковые стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего (для эксперимента).

Воспитатель приглашает детей пройти в центр группы,

сесть на ковер. В руках у воспитателя красочно оформленное улыбающееся солнышко.

- Ребята, давайте наш день начнем с улыбки. Возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу. У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам на занятие?

- А какое весной солнышко?

- Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова:

Весна красна!

В гости просим!

Приди скорей!

Принеси с собой…

- Давайте мы все вместе позовём весну.

Воспитатель передаёт картинку - солнышко, определяя очерёдность ответов.

- Молодцы, вы все назвали правильно. Весна обязательно принесет все, что вы попросили.

- Ребята, известно ли вам, что природа бывает живая и неживая.

- А чем живая природа отличается от неживой? Что к ней относится? Приведите примеры.

- Вы правы. А что же такое неживая природа? Что к ней относится?

- Ребята, скажите, пожалуйста, а может ли человек жить без неживой природы?

- Верно, не только человек, но и все представители живой природы не могут прожить без неживой природы, потому что для осуществления жизнедеятельности необходимы воздух - для дыхания, солнце - для тепла, почва - для выращивания растений и разведения домашних животных, т. е. для обеспечения питания, вода - вообще первооснова жизни.

- Сейчас я загадаю вам загадки, а вы должны подумать и сказать о явлениях живой или неживой природы идет речь.

1. Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…

2. Рад весне братишка Саша.

И собака рада Жулька.

На припёке, с крыши нашей

Утром свесилась …

3. Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает …

- Ну что ребята, вы верно отгадали мои загадки. Кто из вас догадался к явлениям какой природы живой или неживой они относятся?

- А скажите, ребята, в какое время года мы можем встретить эти явления в неживой природе?

- Верно. Сегодня я предлагаю нам с вами поговорить о весенних явлениях и изменениях, в неживой природе, которые происходят с приходом весны.

- А теперь, ребята, встаньте и выйдите в центр группы. Я предлагаю вам прогуляться вместе с весной.

Физкультминутка

«Весеннее солнце».

Солнце, солнце выходи

(дети, взявшись за руки, отходят от центра)

И всю землю освети

(идут по кругу, взявшись за руки)

Чтоб весна скорей настала

(опускают руки вниз)

Чтобы нам теплее стало

(перекрещивают руки на груди, трут плечи)

Чтобы капли звонко пели

(движение кистей рук, имитирующую падающую капель)

Чтоб весной ручьи звенели

(волнообразные движения руками перед грудью – ручей)

Чтоб цветочки распускались

(поднимают руки над головой, опускают их через стороны вниз)

С юга птицы возвращались

(взмахивают руками)

Солнце, солнце землю грей

Пусть весна придет быстрей.

(хлопают в ладоши на каждое слово)

Воспитатель предлагает сесть на стульчики. Воспитатель обращает внимание на следующие картинки на доске.

- Ребята, какие с приходом весны происходят изменения в неживой природе? Если вы затрудняетесь с ответом, то для вас на доске развешаны иллюстрации, которые обязательно помогут ответить на вопросы.

- Чем покрыта земля?

- Что такое проталины?

- Что еще бывает?

- Что происходит на речке?

- Что такое ледоход?

- Так почему происходят в природе все эти изменения?

- А сейчас я предлагаю поиграть в игру. На столах перед каждым из вас лежат картинки. Я буду говорить начало предложения, а ваша задача досказать словечко. Те из вас, чья картинка соответствует по содержанию, тихонько встают из-за стола и выставляют ее на магнитную доску.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

1. Закончилась долгая, холодная…

2. Наступила тёплая, долгожданная…

3. Всё ярче светит весеннее…

4. Появляются первые…

5. Бегут звонкие…

6. С крыш домов капают…

7. Дети надевают весеннюю.

- Молодцы, вы правильно подобрали слова, и у нас получилась весенняя картина.

- Весной природа оживает и происходит много разных явлений. А вот каких, вспомним вместе.

- Подберите слова - действия и закончите предложения:

1. Весной солнце …

2. Весной сосульки под солнцем…

3. Весной сугробы от солнечного тепла…

4. Весной ручьи…

5. Весной лёд на реке…

6. Зимой дни холодные, а весной…

7. Зимой дни короткие, а весной…

8. Зимой солнце тусклое, а весной.

9. Зимой небо серое, а весной …

10. Зимой ветер холодный, а весной…

11. Зимой солнце низкое, а весной…

12. Зимой похолодало, а весной…

- Молодцы ребята.

- Прошу вас обратить внимание на меня. Сейчас будем делать гимнастику для наших пальчиков, кто хочет, повторяйте за мной.

- Изображаем капель. Пальцы сгибаются и стучат по ладошке в медленном темпе по очереди – сначала ладошки касается указательный пальчик, потом средний, далее безымянный, мизинчик и всё повторяется снова. После этого гимнастика повторяется с другой ладошкой.

Пальчиковая игра "Капель".

С крыши капает капель:

Кап-кап, кап-кап! (в медленном темпе)

Это к нам пришё л апрель:

Кап-кап, кап-кап! (увеличиваем темп)

Солнце припекло сильней

(«солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца)

И быстрей звенит капель:

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

(повторяем движение капели быстром темпе)

- Итак, перед тем как мы с вами приступим к самому важному заданию, давайте еще раз проговорим признаки появления весны в неживой природе.

- Самый важный признак наступающей весны связан с солнцем. Солнечных дней становится больше. Солнце поднимается выше, ослепительно светит, день удлиняется, и погода становится теплее.

- Посмотрите на весеннее небо. Какого цвета весеннее небо? Весной небо кажется высоким и далеким. На его фоне очень красиво смотрятся белые облака.

- Днём снег начинает подтаивать. Сугробы оседают. Снег мокрый и серый, хорошо лепится. Это особенно хорошо заметно у дорог и тропинок – в колеях появляется вода, грязь.

- Молодцы, ребята, вы знаете основные признаки прихода весны. Я для вас подготовила эксперимент. Мы с вами сейчас пронаблюдаем, что происходит с льдом, который начинает трескаться с приходом весны на водоемах.

- Для эксперимента нам потребуется: пластиковые стаканчики из-под йогурта, кусочек пластилина, трубочка от сока, цветная бумага, большая емкость для воды, человечек-лего.

- Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого сделаем ледяной кораблик. На трубочку наденем бумажный флажок и воткнем ее в кусочек пластилина, закрепленный на дне пластикового стаканчика. Нальем в стаканчик воду и поставим его в морозилку. Когда вода замерзнет, вытащим лед из стаканчика - у нас получится ледяной кораблик с мачтой и флагом. Опустите его в емкость с водой - он будет плавать! Лед не тонет в воде. И не только из-за того, что при заморозке в нем обычно остаются пузырьки воздуха и микротрещинки. Большее значение имеет то, что молекулы воды при замерзании устанавливаются в определенном порядке, обусловленном строением и ориентацией молекул. Из-за этого у льда получается плотность меньше, чем у воды, которая не замерзла. Поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

- То же самое происходит и в водоемах с приходом весны. Лед трескается и плавает на поверхности водоема, пока весеннее солнце его не растопит.

- Молодцы ребята, вы все поработали на славу.

- Давайте вспомним, что мы сегодня с вами узнали?

- Что вам понравилось на нашем занятии?

- Ребята приведите примеры весенних явлений, относящихся к неживой природе?

- Вот и подошло наше занятие к концу. Спасибо.

Публикации по теме:

Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа)Что должны знать дети о живой и неживой природе (вторая младшая группа) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. различать и называть основные признаки воды, песка, снега, льда, камешков, глины; убедиться.

Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3)Что должны знать дети о живой и неживой природе (часть 3) ЖИВОТНЫЕ. ФАКТЫ. узнавать 2 – 3 вида бабочек, стрекозу, муравья, комара, пчелу; запомнить 3 – 4 новых вида перелетных.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в первой младшей группе Неживая природа Факты называть полным названием солнце, воду, снег, лед, небо, дождь и некоторые действия, связанные с ними;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 1) НЕЖИВАЯ ПРИРОДА. ФАКТЫ. знать и называть свойства таких материалов, как стекло, кожа, резина, бумага, металл;.

Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2)Что должны знать дети о живой и неживой природе в старшей группе (часть 2) РАСТЕНИЯ. ФАКТЫ. знать и называть 5 – 6 видов комнатных растений, деревьев и кустарников, 2 – 3 травянистых растения, 6.

Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1Фотоотчет «Шоу облаков — явления неживой природы» ко Дню наблюдения за облаками. Часть 1 Есть хорошее правило: чтобы не упасть, надо смотреть себе под ноги. Сегодня придется это правило нарушать, потому что нам предстоит целый.

Конспект прогулки «Наблюдение за неживой природой» для детей 5–7 лет Тема: «Наблюдение за неживой природой» Цели: формировать представление о марте как о месяце пробуждения природы; развивать умение замечать.

Весенние наблюдения в природе РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО НАБЛЮДЕНИЮ С ДЕТЬМИ В ПРИРОДЕ. Чтобы воспитать молодое поколение в духе бережного, ответственного отношения к.

Весенние наблюдения в природе (фотоотчет)Весенние наблюдения в природе (фотоотчет) Цель: закрепляем представления об изменениях в природе с приходом весны, учим замечать красоту окружающего мира, воспитываем бережное.

Видео-презентация «Зимние явления в природе» к занятию по познавательному развитию «В гости к дедушке Природоведу» 1-й Слайд[/b] Презентация «Зимние явления в природе» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Федосеева Юлия Владимировна2-й.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Весенние явления в неживой природе» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 16:37
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД