МААМ-картинки

Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы — какие они?»

Светлана Олеговна Саитова
Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы — какие они?»

Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию

«Птицы - какие они с элементами экспериментирования в старшей группе МАДОУ Детский сад № 27 "Надежда" Воспитатель: Саитова С. О.

Цель: Формирование обобщенного представления о птицах, как живых существах, живущих на земле, воде.

Задачи:

• Закрепить представления детей о птицах : тело покрыто перьями, есть два крыла, две ноги, хвост, несут яйца, высиживают птенцов.

Публикация «Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию „Птицы — какие они?“» размещена в разделах

• Закрепить умение сравнивать птиц с другими животными, используя карточки – символы.

• Закрепить знания о зимующих, перелётных водоплавающих птицах Башкортостана.

• Уточнить представления об условиях жизни, корме птиц и роли человека в жизни зимующих птиц.

• Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности, развивать способности в познавательной активности, любознательности, а так же мыслительные способности: сравнение, обобщение.

Развивать интерес к живой природе, навыки моделирования и самостоятельной работы.

• Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам, ко всему живому, желание помогать птицам, оберегать их.

Предварительная работа:

Цикл познавательных бесед о птицах : какая птица, какой корм любит, как важно помогать птицам зимой; составление описательных рассказов; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок и стихотворений о птицах (В. Бианки «Грачи весну открыли», «Лесные домишки», сказка «Гадкий утенок», «Кукушка», отгадывание загадок о птицах; дидактические игры «Придумай рассказ о птице по схеме», «Кто как голос подаёт», «Найди лишнюю птицу в каждом ряду», «Найди жилища птиц». Наблюдения на прогулке за птицами; рисование и выполнение аппликации по теме «Птицы»; участие воспитанников в интернет - конкурсе «Птицы Башкирии». Знакомство с материалами энциклопедий; разучивание физкультминуток и стихотворений о птицах; презентация о птицах; привлечение родителей к изготовлению кормушек, альбома «Что ест птица». «Накорми птиц правильно»

Оборудование:

Мультимедийный комплекс, аудиозапись с голосами птиц, картинки – самолёт, гнёзда птиц, птицы, воздушный шарик, перья птиц, мнемотаблица, веер; на каждого ребё нка: тарелочка с кусочками хлеба, стаканчик с водой, пшено, семечки, сухие ягоды, верёвочка, салфетки, дерево, ножницы, пипетка, лист бумаги, карандаш, тазик с водой крем для рук.

Методы и приё мы:

- практические: физкультминутка, приготовление корма для птиц, работа с перьями.

- наглядные: рассматривание.

- словесные: беседа, вопросы.

Ход занятия. Организационный момент :

-Здравствуйте, ребята! Сегодня на улице пасмурно, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение! У меня хорошее настроение и я хочу передать его вам, улыбнитесь друг другу и передайте ваше настроение гостям.

- Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Воспитатель:

- Ребята почтальон принес нам письмо, а в нем загадка: они летать умеют, их пух и перья греют. Кто это? (птицы) (Слайд1-разные птицы).

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, что это за звуки?

Дети: Поют птицы.

Воспитатель: О чём нам поют птицы, хотите узнать? Для этого предлагаю отправится в лабораторию Царства птиц и стать орнитологами. А вы помните кто такие орнитологи?

Дети: орнитолог – специалист, изучающий птиц и их распространение.

В конверте есть ещё волшебное перо, которое поможет нам. Как взмахну пером, вокруг себя вы повернитесь и в орнитологов превратитесь. Мы с вами в научной лаборатории.

Воспитатель: Взрослые ученые орнитологи приготовили для вас задания.

-Кого мы называем птицами?

Дети: Птицы - это такие животные,которые умеют летать.

-Как отличить птиц от других животных? А в этом нам помогут карточки. (Слайд 2– мнемотаблица.)

Дети: У всех птиц есть два крыла, две ноги, тело покрыто перьями, птицы несут яйца.

Воспитатель: На какой вид транспорта похожа птица при полёте? (ответы детей) (Слайд 3- самолёт и птица).

Воспитатель: У человека давно зародилась мечта взлететь в небо, наблюдая за полётом птиц, человек изобрёл много летательных аппаратов, в том числе и самолёт.

- Как вы думаете, похожа птица на воздушный шарик? (ответы детей) А чем?

Дети: внутри шарика воздух и он летает по воздуху.

Воспитатель: Птица подобна воздушному шарику. В её теле много воздуха, поэтому птицы лёгкие и могут летать. (Слайд 4-воздушный шарик и птица)

-А когда птица не летает, прерывает полёт? (Она опускается на землю или в гнездо)

-Для чего птице нужны гнёзда? (ответы детей)

Игра «Рассели птиц». Ребята, помогите расселить птиц в гнёзда. (Дети выполняют). Правильно расселили птиц? А теперь расскажите, кто где живёт?

Дети: Ворона живет в гнезде, а строит его на дереве. Ласточка вьет свое гнездо над окном в домах. Аист строит гнездо на крыше дома или столбе. Скворец живет в скворечнике, на дереве.

Воспитатель: гнёзда нашли, а сейчас я вас приглашаю в птичью лабораторию. Эксперимент «Почему птицы летают»

-Мы сейчас с вами будем настоящими исследователями. Ребята, какие правила надо соблюдать в лаборатории? (ответы детей) А цель нашего первого исследования узнать, почему птицы умеют летать. Кто-нибудь сможет ответить на этот вопрос? (ответы детей)

Воспитатель: Чтобы понять, как птицы летают, давайте вспомним,

что находится вокруг нас (воздух) Можно ли увидеть воздух? Какой он? --Невидимый, не мешает движениям, его можно ощутить, попробуйте помахать руками. (Предлагаю детям опыт с двумя листами бумаги один широкий и ровный, а другой скомкан).

-Сначала бросьте скомканный лист, а затем широкий. Попробуйте тоже сделать с перышком. Они также быстро упали, как скомканный лист?

-Почему бумажный шарик падает быстро, как камень, а широкий лист и пёрышко медленно и плавно?

-Гладкий лист ровный и широкий при падении опирается о воздух, поэтому может лететь, а скомканный лист маленький – ему нечем опереться.

Демонстрирую веер.

- Ребята, представьте, что веер- это крыло птицы. Они складываются и раскладываются.

С раскрытыми крыльями и хвостом даже маленькая птичка становиться большой и широкой, поэтому может опереться о воздух и лететь.

А на земле раскрытые хвост и крылья мешают птице, поэтому она их складывает.

-Птицы летают за счет раскрытых крыльев и хвоста, они похожи на веер.

. -Что еще помогает птице латать?

-Чем покрыто тело птицы?

-Оказывается перья тоже помогают птицам при полете.

-Возьмите перья в руки и рассмотрите их.

-Чем перышки отличаются друг от друга?

-Как вы думаете, какое перышко согревает птицу и называется пуховым? Почему?

-Где на теле птиц есть маховые перья?

-Тяжелое оно или легкое?

-Почему оно легкое?

-Перо легкое, потому что его стержень пустой, в виде трубочки.

-Значит птица летает от того, что ее перья легкие

. -Как вы думаете, как ест птица -много или мало?

-Птицы едят понемногу и часто, поэтому очень легкие.

Это тоже помогает им летать.

- Какой можно сделать вывод? (легкие предметы с широкой поверхностью ненадолго удерживаются в воздухе).

- Ребята вы поняли, почему птица может летать по воздуху? Как это происходит?

Дети: Птицы летают, потому что у них: широкие крылья и хвост, легкие перья и жесткие маховые перья.

Физкультминутка: -

Руки подняли и помахали-

Это деревья в лесу.

Локти согнули. Кисти встряхнули

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, покажем-

Крылья мы сложим назад.

Воспитатель: Ребята, а в какой республике мы с вами живём? (ответы детей).

- А какие птицы живут у нас в Башкортостане? (ответы детей) .(Слайд 5-птицы Башкирии).

-Все ли птицы сейчас живут с нами? Кто улетел? (ответы детей)

- Почему птицы улетели в тёплые края? (ответы детей)

-Как называют птиц, улетающих в тёплые края? (перелётные)

(Слайд 6– перелётные птицы.)

-А теперь отгадайте загадку: «В воде купался, сухим остался?»

Ответы детей.

В. : Гусь какая птица? (Водоплавающая). А каких ещё водоплавающих птиц вы знаете (Ответы детей) (Слайд 7-водоплавающие).

-Ребята, вы знаете, почему у водоплавающих птиц всегда сухие перья? Вам интересно узнать, почему так происходит?

-Давайте проведём следующий эксперимент. Капните водички на перо из пипетки.

- Что заметили?

Дети: перо сухое, оно покрылось капельками;

- если встряхнуть, капельки упадут, перо становится сухим.

-Воспитатель: Может - быть кто-то знает, как сделать, чтобы наши руки в воде

тоже не намокали? А я вот попробую их смазать кремом, а потом намочить, вы хотите тоже так сделать?» (Действия детей.)

Выводы: руки, смазанные кремом не намокают.

Воспитатель: Ну теперь догадались, почему гусиные перья не намокают в

воде?

Вывод: «Потому, что гусь постоянно смазывает свои перья жиром».

В. : А кто еще так делает?

Д. : Все водоплавающие птицы.

Вывод: Все водоплавающие птицы смазывают перья своим жиром, жир не пропускает воду, поэтому перья не намокают и остаются сухими.

- Какую роль перьев мы выяснили? (перо защищает птицу от воды)

Зрительная гимнастика.

В: А теперь проследим за полётом водоплавающей птицы, голову держим прямо, смотрят только глаза.

-Полетела утка вверх, вниз, по кругу, летала, летала и улетела в тёплые края.

-Наступили холодные, морозные дни. Какие птицы остались с нами зимовать? (ответы детей)

(Слайд 6 – зимующие птицы.)

Воспитатель: Как их называют? (зимующие птицы).

- Как живётся птицам зимой? (трудно, нет корма, холодно птицам)

-Чем мы можем помочь птицам? (охранять, не обижать, подкармливать). А что едят птицы?

Дети: Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи – крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

Воспитатель: Чем нельзя кормить? (Чёрным хлебом, жаренными семечками, чипсами).

Воспитатель: Какие правила надо соблюдать чтобы покормить птиц?

Дети: Во время подкормки не сорить,

- подкармливать в одном и том же месте,

- кормить птиц каждый день, корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

В: Ребята, хотите, я научу вас, как сделать птичкам вкусное угощение?

Возьмите чашку с хлебом, налейте немного воды. Разотрите хлеб руками так, чтобы получилось тесто. Добавьте в тесто всё, что любят птицы : семечки, крупу, ягоды и перемешайте всё ещё раз. Скатайте круговыми движениями рук колобки, приплюсните между ладоней. Печенье готово. Как же угостить птицу печеньем, ведь они боятся людей и не сядут на ладошку. (Нужно повесить на верёвочку)

Положите верёвочку на середину печенья и скатайте шарик. Вот печенье готово, осталось только заморозить его в холодильнике. Завтра, когда пойдём гулять, развесим наше угощение на нашем участке. Спасибо за хорошую работу. Как вы думаете, понравится наше угощение птицам? Завтра проверим.

Итог занятия. Вот и закончилось наше пребывание в лаборатории Царства птиц. Пора возвращаться в детский сад. Раз – два – три – повернись, в группе снова окажись.

-Ребята, о чём нам пели птицы? Что нового узнали на занятии? какими птицами познакомились)

– Чем больше всего запомнилось занятие? (Ответы детей.)

– Что вызвало затруднение?

- Что бы вы хотели рассказать своим родителям о птицах

Дети: 1. Узнали, кто такие птицы и почему они могут летать. 2. Чем птицы отличаются от животных. 3. На какой воздушный транспорт похожа птица. 4. Говорили о разных перьях птицы. 5. О птицах, живущих в Башкортостане, о перелётных, зимующих, водоплавающих птицах.

Публикации по теме:

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Наблюдение за ростом луковки — Чиполлино» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердцаКонспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Тук, тук, сердечко», посвященной Всемирному Дню сердца Цель: познакомить детей с сердцем, показать значение сердца для всего организма. Программные задачи: - обучать правилам сохранения здорового.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в город математических профессий» Программное содержание: совершенствовать умение собирать картинку с помощью числового ряда, развивать умение соотносить цифру с количеством.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе «В гостях у Мойдодыра» Цель: В процессе опыта сформировать у дошкольников знания о свойствах и значение мыла. ЗАДАЧИ: 1. Познакомить детей со способами образования.

Конспект организованно-образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»Конспект организованно-образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Конспект организованно - образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (подготовительная группа).

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Великий полководец Суворов» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию Тема «Великий полководец Суворов» Цель: Формирование интереса.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 летКонспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи «Зимующие птицы» с детьми 3–4 лет Уважаемые коллеги! Доброго времени суток! Предлагаю вашему вниманию конспект НОД "Зимующие птицы" для детей 3-4 лет. ЦЕЛЬ: обобщение знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект организованно образовательной деятельности по познавательному развитию «Птицы — какие они?»
Опубликовано: 22 марта 2021 в 20:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД