Татьяна Максименко
Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе «В гостях у звуков [З] и [Ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «ЦРР детский сад №63»
Конспект организованной образовательной
деятельности по коммуникации в старшей группе
В ГОСТЯХ У ЗВУКОВ
«З» И «Ж»
Воспитатель Максименко Татьяна Анатольевна
г. Владимир
Програмное содержание:
• Закреплять знания детей звуков «З» и «Ж».
• Продолжать учить правильно произносить в словах и предложениях звуки «З» и «Ж».
• Обогащать словарный запас детей глаголами.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи с элементами экспериментирования в старшей группе „В гостях у звуков [З] и [Ж]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2013
• Развивать грамматический строй речи, умение пользоваться силой и высотой своего голоса, фонематический слух, внимание.
• Воспитывать у детей интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, заботливое отношение друг к другу.
Материал:
• Доска.
• Буквы «З» и «Ж».
• Игра «Собери лепестки венка».
• Кукла Зоя и Жора.
• Игрушки: обезьянка, комар, жук
Ход занятия:
В. : Ребята, сегодня к нам в гости пришли Зоя и Жора, принесли 2 звука и хотят с нами поиграть. Перед началом игры я вам расскажу сказку. Встретились однажды 2 звука «З» и «Ж» и каждый себя хвалил. «Ж» - говорил: «Посмотрите, какой я важный и самый главный. Я похож на жука». Ребята, буква «Ж» похожа на жука.
(Воспитатель выставляет на доску картинку, где нарисован жук, похожий на букву «Ж»)
В. : «З» ничуть не огорчился и сказал: «Я звонкий, веселый, меня далеко слышно и похож на звенящего комарика.
(Воспитатель выставляет на доску картинку, где нарисована буква «З» в виде комарика)
В. : Ребята, прослушав эту небольшую сказку, нам с вами предстоит узнать, какие это звуки. Для этого мы с вами совершим небольшое путешествие по звуковой стране, взяв с собой Зою и Жору. Послушайте, как я скажу звук «Ж» :
Ж - 0 губы рупором;
III – зубы заборчиком;
- язык чашечкой, прижат к зубам, кверху;
- воздух теплый (проверим);
- звук согласный;
- звук звонкий
(дети повторяют за воспитателем)
В. : А теперь послушайте, что я вам скажу про звук «З» :
З - губы в улыбке;
III – зубы заборчиком;
- язык внизу (прижат к зубам);
- воздух холодный (проверим);
- звук согласный;
- звук звонкий.
(дети повторяют за воспитателем)
В. : Ребята, как мы с вами убедились, звуки «З» и «Ж» звучат по-разному, но, глядя на эти схемы, мы можем сказать, что у них есть общее. Покажите мне.
(Дети выходят, говорят, а один ребенок обводит, что общее).
В. : Ребята, Зоя и Жора предлагают нам игру «Правильно покажи звук». Вы мне ладошкой показывайте звук, который я буду произносить: когда я буду произносить звук «Ж» - ладошка в форме чашечки, как язычок. Звук «З» - ладошка кверху, язык прижимаем к нижним зубам. Слушаем и показываем: З. Ж,З,Ж,Ж,З,З,Ж,З,З,З и т. д.
(дети выполняют задание)
В. : А сейчас, ребята, прочитаем слоги. Посмотрите слог «ЗА» - стрелочка вниз, слог «ЖА» - стрелочка вверх, ЖА, ЗА
(стрелочки нарисованы на доске, дети читают).
В. : Мы с вами будем показывать слова ладошкой, я буду говорить, а вы показывать, если есть в слове звук «З», то ладошка вниз, если звук «Ж», то ладошка вверх. Слушайте внимательно: жук, забор, зонт, змея, жираф, жасмин и т. д. Ребята, а теперь мы с вами немножко поиграем. В какую игру вы бы хотели поиграть?
Д. : Давайте в игру «Тик-так» (дети говорят слова и выполняют).
Смотри скорей, который час,
Тик, так, тик, так!
Налево, раз! Направо, раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак,
Петух расправил два крыла,
Мы тоже сможем так.
Пастух в лесу трубит в рожок,
Пугается русак,
Сейчас он сделает прыжок,
Мы тоже сможем так.
В. : Ребята, Зоя и Жора хотели бы изменить слова, так, чтобы в них появился звук «Ж». Например: я называю слово – возить, а чтобы в нем появился звук «Ж»., получится слово – вожу. Начнем, вязать?
Д. : Вяжу.
В. : Показать?
Д. : Покажу.
В. : Рассказать?
Д. : Расскажу.
В. : Ребята, Зоя и Жора пришли в гости к нам не одни, а взяли с собой обезьянку Зи-Зи, но по дороге в детский сад она потеряла звуки «З» и «Ж», теперь они не знают как быть с теми словами. А слова такие: например: -аба, это значит жаба, просто нужно поставить звук «Ж» на место. Проказница ЗИ-ЗИ потеряла звук «З» или «Ж» в начале слова. Вот эти слова: -айка?
Д. : Зайка.
В. : Правильно, -убы?
Д. : Зубы.
В. : -ук?
Д. : Жук.
В. : -амок?
Д. : Замок.
В. : -агадка?
Д. : загадка.
В. : -урнал?
Д. : Журнал.
В. : -уравль?
Д. : Журавль.
В. : Молодцы, но проказы обезьянки не закончились. Она решила спрятать и слоги «ЗА» или «ЖА». Например: Бере-?
Д. : Береза.
В. : Зано-?
Д. : за, заноза.
В. : стра -?
Д. : жа, стража.
В. : угро-?
Д. : за, угроза.
В. : ва -?
Д. : за, ваза.
В. : лы-?
Д. : жа, лыжа.
В. : меду-?
Д. : за, медуза.
В. : Ай, да, ребята. Зоя и Жора хотели бы узнать, какие предметы бывают железные, то есть про них можно сказать, что они сделаны из железа?
Д. : Замок – железный, каска – железная, ножницы – железные, машины – железные, гвоздь – железный.
В. : А сейчас мы с вами будем комариками и жуками. Зоя идет к комарикам, а Жора к жукам. Обезьянка ЗИ-ЗИ будет болеть за каждую команду. Слушайте внимательно, нужно собрать лепестки в словах, где есть звук «Ж» команде жуков, а команде комариков, где есть звук «З». (дети собирают лепестки подойдя к столам).
В. : Правильно, ребята, расскажите, что у вас получилось. А теперь жуки пожужжите, а комарики позвените.
(дети выполняют задание).
В. : Ребята, а кто из вас знает стихи в словах которых встречаются звуки «Ж» и «З»?
Д. : На полянке у пенька
Я в траве нашла жука.
Жук усатый и большой
Ты нам песенку пропой.
Жук отправился в полет,
Загудел как самолет.
Жу, жу, жу, до свиданья, спешу!
В. : В заключении нашей игры – путешествия, я вас хочу еще раз спросить: какие звуки мы с вами узнали и научили Зою и Жору?
Д. : Звук «З» и «Ж». Они звонкие. Каждый звук по-своему в слове главный.
В. : Правильно, ребята, помните, что без звука «Ж» не скажешь слово - жук, без звука «З» не скажешь слова - зуб. Я вам хочу прочитать очень интересное и смешное стихотворение:
Встретил жук в одном лесу симпатичную осу:
Ах какая модница, пожжвольте пожнакомиться?
Уваз-з-заемый прохоз-з-зый,
Ну на стоз-з-з это похоз-з-зе!
Вы не предз-з-зтавляете, как вы сепелявите!
И красавица оса улетела в небеса.
Штранная граж-ж-жданка, наверно инош-ш-штранка!
В. : Теперь вы видите, что получается, если не правильно произносить звуки.
ЗИ-ЗИ: Ребята, а я больше не буду прятать звуки/буквы, я лучше песенку
спою.
(обезьянка поет песенку о дружбе)