Дагирова Зульфия
Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе «Путешествие по тайге»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру
«Путешествие по тайге»
Воспитатели:
Группы № 6 «Русалочка»
Дагирова З. А.
г. Ханты-Мансийск
2021г
Цель: познакомить детей с особенностями природных условий тайги.
Задачи:
Обучающие:
Публикация «Конспект организованной образовательной деятельности по окружающему миру в старшей группе „Путешествие по тайге“» размещена в разделах
1. Обобщать знания детей о деревьях тайги.
2. Совершенствовать умения обучающихся распознавать и называть диких животных и птиц тайги.
3. Учить детей передавать в лепке образ оленя, передавая характерные особенности формы, деталей, пропорции, пластичность предмета.
4. Систематизировать знания детей о родном крае, коренных жителях- ханты и манси.
Развивающие:
1. Формировать умение составлять описательный рассказ по предложенной схеме.
2. Развивать глазомер, чувство формы и пропорции.
3. Развивать координацию, ловкость движений, мелкую моторику рук.
4. Стимулировать речевую активность, расширять активный и пассивный словарь детей, умение вступать в диалог.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к природе.
2. Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений.
3. Воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю, к малой Родине.
Предварительная работа:
1. Рассматривание дидактического материала «Деревья тайги», «Дикие животные тайги», «Птицы тайги», «Коренные народы-ханты и манси»
2. Чтение художественной литературы о тайге.
3. Отгадывание загадок о птицах, животных тайги.
4. Беседы о родном крае, коренных жителях Югры.
5. Беседа о внешнем виде и образе жизни северного оленя.
Методы:
1. Проблемная ситуация-рассматривание карты.
2. Игровая ситуация-приглашение в тайгу.
3. Д/и «Как вести себя в тайге»
4. Д/и «Голоса птиц»
5. Мультимедийная презентация «Описательная схема дерева»
6. Физкультминутка «Выросли деревья в поле»
7. Оформление коллективной композиции – стадо оленей.
Демонстрационный материал:
1. Мультимедийная презентация.
2. Конверт с письмом.
3. Иллюстрации птиц, животных.
4. Стойбище хантов.
5. Игрушка-олень
6. Деревья.
7. Карта.
Раздаточный материал:
1. Олени на палке.
2. Пластилин
3. Салфетки
4. Стеки
5. Дощечки
6. Ветки
7. Ватные палочки.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка.
2. Презентация.
3. Фонограмма песни композиция «Звуки птиц», В. Малышко «Песня о родном крае»
4. Деревянные кубы
5. Игрушка-олень
6. Стойбище хантов.
Словарная работа:тайга, пихта, лиственница, кедр, глухарь, токует, стойбище.
Мотивы:
1. Игровой.
2. Мотивация общения.
3. Мотивация личной заинтересованности.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Вводная часть.
Под музыку дети входят в зал (звучит песня на слова и музыку В. Малышко «Песня о родном крае»).
Воспитатель: Сегодня у нас много гостей, давайте поздороваемся. Ребята, подарите друг другу хорошее настроение, повернитесь и улыбнитесь.
Игра «Приветствие»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю-
Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром к нам прилетела сорока и оставила необычное письмо. Оно адресовано вам. Пришло время его прочитать.
«Здравствуйте ребята. Меня зовут Айпух, я живу в тайге, на стойбище хантов. Приезжайте ко мне в гости. Вот вам карта, как ко мне добраться».
Воспитатель: Ребята, пойдем в гости к Айпуху? (да).Помните, что в тайге нужно помогать друг другу, идти вместе, не шуметь и не сорить, бережно относиться к лесу. А также, на вопросы отвечать полными предложениями, быть доброжелательными.
Воспитатель:Ребята, здесь, только часть карты. Видимо сорока потеряла остальные части по дороге. Но ничего, наша смекалка нам поможет в пути. Ребята, а на чем будем добираться в тайгу?
(можно поехать на машине, на вертолете, на буранах, на оленях, на лыжах, на снегоступах)
Воспитатель: Вы предложили много вариантов, это хорошо, давайте выберем оленей? (давайте). Посмотрите здесь они стоят, подойдем к ним.
Дети берут оленей и отправляются в тайгу.
2. Основная часть
В зал входит Хозяйка тайги
Хозяйка тайги :Здравствуйте, ребята. Я Хозяйка тайги, очень рада вас здесь видеть. (дети здороваются)
Воспитатель: Здравствуйте, Хозяйка тайги. Нас в гости пригласил мальчик Айпух,он живет в тайге на стойбище хантов. Но у нас не вся карта, а вы не находили в лесу потерявшиеся части карты?
Хозяйка тайги : Я приглашаю вас к себе в гости. По пути мы попробуем найти все потерявшиеся части карты, но для этого вам нужно будет выполнять задания. Вы согласны? Хотите побывать в тайге? (Да).
Хозяйка тайги : Ребята, а вы знаете что такое тайга? (Тайга-это густой лес, где очень мало света)
Хозяйка тайги : Правильно ребята. Тайга отличается богатым животным и растительным миром и в ней много птиц. Давайте с вами вспомним правила поведения в тайге.
Вставайте в круг. Я буду каждому передавать шишку, начну говорить предложение, а вы его закончите.
Д/и «Как вести себя в тайге»
В тайге нельзя громко разговаривать, потому что ответ можно распугать птиц.
В тайге нельзя ломать ветки деревьев, потому что оно живое существо.
В тайге нельзя мусорить, потому что мусор в лесу наносит вред экосистеме.
В тайге нельзя разводить костры, потому что там торфяные болота.
В тайге нельзя зажигать спички, потому что может быть пожар.
В тайге можно собирать грибы,ягоды,шишки, травы. и т. д.
Хозяйка тайги :Молодцы! Теперь вы знаете правила поведения в тайге и будете их соблюдать.
Хозяйка тайги :Я всегда хожу по тайге и любуюсь деревьями. Каких только деревьев не встретишь в нашей тайге! Хотелось бы мне у вас узнать, хорошо ли вы разбираетесь в деревьях. А рассказывать о деревьях вы сегодня будете по схемам, а поможет нам в этом волшебный экран.
Дети садятся на деревянные кубы возле экрана.
Хозяйка тайги : Ребята, посмотрите на волшебный экран. Какое дерево появится на экране, о таком и будете составлять рассказ. Сначала давайте вспомним о символах, что они означают на схеме.
Воспитатель напоминает детям о том, что означают символы на схеме, а после дети рассказывают о дереве по схеме.
Хозяйка тайги : Молодцы ребята! Как много вы знаете о деревьях тайги! Очень интересные рассказы у вас получились и за это я вам дам часть карты.
Дети проходят к елке. Включается аудиозапись «Звук птиц»
Хозяйка тайги : Ребята, как вы думаете, чьи голоса вы слышите? (птиц)
Каких птицы живут в тайге? (сова, ворона, синица, глухарь, дятел).
А скажите, а вы знаете кто из птиц, как голос подает?
Д/и «Голоса птиц»
Ворона? (каркает) Синица? (свистит) Кукушка? (кукует) Глухарь? (токует) Сова? (ухает)
Хозяйка тайги : Молодцы ребята вы справились с заданием и за это птицы вам дают часть карты.
Хозяйка тайги : Ребята, а птицы, звери тайги любят играть. А вы? Поиграем? (Да)
Физкультминутка «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)
Дети походят на деревянные кубы и садятся возле мольберта.
Хозяйка тайги : Ребята, а вы знаете, какие дикие животные живут в тайге?
(Медведь, заяц, белка, волк, лось, олень, кабан).
Хозяйка тайги : Молодцы ребята! Вы любите отгадывать загадки? Давайте, я вам буду загадывать загадки, а выотгадывать их.
Воспитатель просит ребенка сорвать с дерева шишку и читает загадку на ней, после ребенок выбирает изображение дикого животного и прикрепляет его на мольберт.
1. У рыженькой малышки
В дупле грибы и шишки.
(Белка)
2. Шуба серая - для лета.
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
3. Какой зверь опасный
Ходит в шубке рыжей,
Снег разгребает,
Мышек хватает?
(Лиса)
4. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
(Волк)
5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Есть лишайник, мох зеленый.
Любит снежную тайгу.
(Олень)
Хозяйка тайги : Молодцы, вы отгадали все загадки, и звери дают вам еще одну часть карты.
Хозяйка тайги : Ребята мы нашли все части карты, давайте их соединим.
Проблемная ситуация-рассматривание карты.
Хозяйка тайги :Ребята на карте изображены следы, давайте пойдем по следам и там за пригорком стоит стойбище хантов.
Дети вместе с воспитателем идут по следам и приходят к Айпуху.
Хозяйка тайги : Вот мы и пришли на стойбище хантов,
Айпух:Здравствуйте, дети. Я очень рад вас видеть. Проходите, рассаживайтесь. Здесь я живу, но у меня случилась беда. (Какая) Мои олени все растерялись.
Хозяйка тайги : Ребята давайте поможем Айпуху и слепим ему оленей? (давайте)
Хозяйка тайги : Я беру кусок пластилина. Стекой отрезаю часть: малая часть – голова,
Большая часть – туловище животного. Веточки – ветвистые рога, палочки – тонкие, но мощные ноги оленя. Каким способом вылепим голову животного? (Скатываем шар, путём оттягивания – вытягиваем морду оленя).Как получим туловище оленя? (Раскатываем валик, чуть прогибаем).Зачем нам чёрный, коричневый пластилин? (Чтобы слепить нос, копыта, глаза).
Дети самостоятельно лепят оленя.
Стекой делят пластилин на две неровные части.
Путём оттягивания лепят голову оленя.
Раскатывают валик – туловище животного.
Делают ноги, это ватные палочки.
Ветвистые рога – веточки.
Выполняют мелкие детали: глаза, уши, копыта.
3. Заключительная часть
Оформление коллективной композиции – стадо оленей.
Айпух: Спасибо вам друзья, как много у меня теперь оленей.
Воспитатель: Ребята какие вы молодцы, помогли Айпуху и сделали для него северных оленей. Понравилось вам наше путешествие? (да) Расскажите Айпуху, что интересного вы встретили в тайге? (ответы детей). Чем вам запомнилось путешествие в тайгу? (ответы детей)
Айпух: Как интересно друзья, я очень рад, что ваше путешествие было таким интересным и увлекательным. А за то, что вы мне помогли я угощу вас дарами тайги.
Айпух дает угощение в туеске кедровые шишки, дарит раскраски.
Воспитатель: Настало время прощаться и возвращаться в детский сад. Давайте скажем Хозяйке тайги и Айпуху до свидания, до новых встреч.
Дети прощаются, уходят вместе с воспитателем.