Мария Алейник
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы «Путешествие по волшебной стране грамоты»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы «Путешествие в волшебную страну грамоты»
Задачи: 1. Чёткое произнесение и дифференциация звуков [К] и [КЬ]
2. Дифференциация звуков на гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные.
3. Слоговой анализ односложных, двухсложных и трёхсложных слов.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Развитие артикуляционной моторики
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы „Путешествие по волшебной стране грамоты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
6. Активизация в речи качественных прилагательных.
Оборудование: зеркала, звуковые дорожки, предметные картинки, пособие для игры «Паровоз», клубок ниток, звуковые замки, листы формата А4 с изображением картинок, в названии которых есть звуки [К] и [КЬ].
Ход занятия.
l. Организационный момент:
Логопед : Раз дружочек. Два дружочек.
Стали дети все в кружочек.
Друг без друга нам нельзя,
Потому что мы друзья.
ll. Приветствие:
Логопед : Наша дружная семья
Это Вы и это я.
(Дети стоят в кругу, каждый ребёнок кладёт правую ладонь на ладонь педагога и другого ребёнка).
lll. Обеспечение мотивационной готовности к занятию :
Логопед : Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебной стране грамоты.
Страны этой на карте и не было, и нет,
Но дети к ней стремятся уже с дошкольных лет.
Туда прямого, лёгкого не сыщете пути,
И могут лишь упорные до той страны дойти.
Логопед : Ребята, а что значит «упорные», упорные - это какие?
Предполагаемые ответы детей : настойчивые, целеустремлённые, трудолюбивые.
Логопед : А как Вы считаете, Вы трудолюбивые, старательные, настойчивые?
Предполагаемые ответы детей : да.
Логопед : Ну, тогда, я думаю, у нас всё получится. А отправиться в путешествие нам поможет волшебный клубочек.
Обыгрывается ситуация с клубочком: «Покатится быстро волшебный клубок, и вновь попадём мы в Играй – городок. Нить клубка остановилась, тут загадка появилась» Педагог из клубочка достает загадку.
- Ребята, мы с Вами попали в Играй – городок на тропинку загадок. А вот и первая загадка:
- Если он в горах звучит. Его эхо повторит.
Он бывает шумовой, музыкальный, речевой.
Он и плач, и дятла стук.
Ну, конечно, это …
Предполагаемые ответы детей : звук.
Логопед : Давайте сейчас вспомним и назовём те звуки, с помощью которых мы можем общаться. Какие это звуки?
Предполагаемые ответы детей : речевые.
Логопед : А теперь скажите, какие речевые звуки Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей : гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
Логопед : Молодцы! Я вижу, Вы хорошо знаете речевые звуки. Тогда отгадайте вторую загадку:
- Должен знать ребёнок каждый,
Этот звук особо важный,
Потому что без него
Ты не скажешь ничего!
Предполагаемые ответы детей : гласный, [a], [o] и т. д.
Логопед : Молодцы, ребята! Это все гласные звуки. Они важны потому, что являются слогообразующими. Сколько в слове гласных звуков, столько и….
Предполагаемые ответы детей : слогов, частей слова.
Логопед : А Вы помните, сколько всего гласных звуков в русском языке?
Предполагаемые ответы детей : шесть; [a], [o], [y], [и], [ы], [э].
Логопед : Давайте сделаем двигательную разминку и повторим гласные звуки.
(Гласные звуки дети называют в установленном порядке)
Мы шесть гласных звуков знаем - дети показывают шесть пальцев и называют по порядку гласные звуки
Шесть шагов мы прошагаем - на каждый шаг дети называют один гласный звук.
Шесть хлопков перед собой - на каждый хлопок перед собой дети называют один гласный звук
Шесть хлопков над головой - на каждый хлопок над головой дети называют один гласный звук
Шесть наклонов влево – вправо - на каждый наклон дети называют один гласный звук
И становимся мы прямо - дети становятся прямо, показывают шесть пальцев и называют гласные звуки.
Логопед : А теперь давайте расскажем и покажем, чем отличаются гласные звуки от согласных.
Дети выполняют движения со словами:
Гласный звук мы называем –
Руки кверху поднимаем. - поднимают руки над головой.
Потому что этот звук
Льётся песенкой вокруг. - разводят руки в стороны
А согласный называем,
Руки вниз мы опускаем - опускают руки вниз
Потому что этот звук,
Словно дятел: тук да тук! - стучат указательными пальцами обеих рук по коленкам.
А ещё зудит, рычит - произносят согласные звуки [З], [Р] протяжно
И стрекочет, и жужжит - произносят согласные звуки [Ч], [Ж] протяжно
Может фыркать и шипеть, - произносят согласные звуки [Ф], [Ш] протяжно
Но совсем не может петь! - водят указательным пальцем правой руки из стороны в сторону.
Логопед : А теперь пройдите и станьте за спинку своего стула. Сядет тот, чьё имя начинается с гласного (согласного твёрдого, мягкого звука).
Дети садятся на свои места согласно инструкции педагога.
Логопед : Ребята, в волшебной стране грамоты все звуки речи надо произносить правильно и всегда помнить правило правильной речи. Давайте его повторим:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все звуки чётко, внятно,
Чтоб было всем понятно!
Логопед : А что нам помогает произносить речевые звуки правильно?
Предполагаемые ответы детей : артикуляционная гимнастика.
Логопед : Давайте поиграем с язычком.
Дети выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Педагог выставляет на мольберт звуковые замки.
Логопед : Ребята, смотрите, мы с Вами оказались на улице звуковых замков. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном замке (синем, зелёном).
Предполагаемые ответы детей : гласные, согласные твёрдые, согласные мягкие.
Логопед : Скажите, с помощью чего образуются гласные звуки?
Предполагаемые ответы детей : с помощью голоса.
Логопед : А с помощью чего образуются согласные звуки?
Предполагаемые ответы детей : с помощью преграды, воздушной струи.
Логопед : Какие согласные звуки мы учили на прошлом занятии?
Ответы детей : Звуки [К], [КЬ]
Логопед : Чем похожи эти звуки?
Предполагаемые ответы детей : они глухие и пишутся одной буквой.
Логопед : А в чём эти звуки разные?
Предполагаемые ответы детей : по-разному произносятся: один звук твёрдый, другой -мягкий.
Логопед : Давайте поиграем в игру «Камень – вата».
Я буду называть слова, в которых звук [К] будет звучать по-разному: то мягко, то твёрдо. На твёрдый согласный звук Вы будете сжимать кулаки, а на мягкий – раскрывать ладошки.
( Словарный материал для игры: кот, кит, маки, молоток, кресло, стакан, ракета, капуста, кенгуру).
Логопед : А теперь эти же слова найдёте в картинках, которые я Вам раздала. Обведите зелёным карандашом те картинки, в названии которых звук [К] звучит мягко, и синим те, в названии которых этот звук звучит твёрдо.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания педагог предлагает детям сначала назвать все слова с мягким звуком [К[, затем с твёрдым.
Логопед : А теперь давайте все слова, которые живут в названиях наших картинок, погрузим в вагончики.
Загудел наш паровоз и вагончики повёз,
Но вагоны не простые, в них картинки расписные.
Мы картиночки вставляем – части слова называем.
Проводится игра «Погрузим картинки в вагончики» на развитие слогового анализа.
Логопед : Молодцы, ребята. Вы правильно погрузили картинки в вагончики. Назовите слова с одной частью (двумя, тремя).
Дети выполняют задание.
Логопед : Тропинка загадок вильнёт под мосток, и вновь попадём мы в Играй - городок.
А вот и новые загадки. Послушайте:
С фонтаном, но не клумба.
Горбатый, но не старик.
Плавает, но не рыба.
Логопед : Как Вы думаете, кто это может быть?
Предполагаемые ответы детей : кит
Логопед : Правильно! Это кит. Давайте поиграем в «Живое слово» и составим слово «кит».
Проводится звуковой анализ слова.
А теперь отгадайте следующую загадку:
Без расчёски причесался
И умылся без воды.
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Предполагаемые ответы детей : кот.
Аналогично слову «кит», проводится звуковой анализ слова «кот»
Логопед : Выложите на звуковых дорожках слова «кот» и «кит» буквами. Не торопитесь, внимательно послушайте, где звук [К] звучит мягко, а где твёрдо.
Дети выполняют задание. Педагог акцентирует внимание детей на том, что в одном слове слогообразующим является гласный звук [И], и перед ним «согласная» звучит мягко, а в другом – гласный [О]. Перед ним «согласная» звучит твёрдо.
1V. Логопед : Молодцы, ребята! Вы были внимательными, поэтому правильно выполнили задания. А ещё Вы были упорными, старательными и трудолюбивыми. Я горжусь вами!
На этом наше с Вами путешествие по волшебной стране грамоты закончилось. Вы хорошо потрудились. А теперь отдыхайте.
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы «Путешествие в волшебную страну грамоты»
Задачи: 1. Чёткое произнесение и дифференциация звуков [К] и [КЬ]
2. Дифференциация звуков на гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные.
3. Слоговой анализ односложных, двухсложных и трёхсложных слов.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Развитие артикуляционной моторики
6. Активизация в речи качественных прилагательных.
Оборудование: зеркала, звуковые дорожки, предметные картинки, пособие для игры «Паровоз», клубок ниток, звуковые замки, листы формата А4 с изображением картинок, в названии которых есть звуки [К] и [КЬ].
Ход занятия.
l. Организационный момент:
Логопед : Раз дружочек. Два дружочек.
Стали дети все в кружочек.
Друг без друга нам нельзя,
Потому что мы друзья.
ll. Приветствие:
Логопед : Наша дружная семья
Это Вы и это я.
(Дети стоят в кругу, каждый ребёнок кладёт правую ладонь на ладонь педагога и другого ребёнка).
lll. Обеспечение мотивационной готовности к занятию :
Логопед : Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебной стране грамоты.
Страны этой на карте и не было, и нет,
Но дети к ней стремятся уже с дошкольных лет.
Туда прямого, лёгкого не сыщете пути,
И могут лишь упорные до той страны дойти.
Логопед : Ребята, а что значит «упорные», упорные - это какие?
Предполагаемые ответы детей : настойчивые, целеустремлённые, трудолюбивые.
Логопед : А как Вы считаете, Вы трудолюбивые, старательные, настойчивые?
Предполагаемые ответы детей : да.
Логопед : Ну, тогда, я думаю, у нас всё получится. А отправиться в путешествие нам поможет волшебный клубочек.
Обыгрывается ситуация с клубочком: «Покатится быстро волшебный клубок, и вновь попадём мы в Играй – городок. Нить клубка остановилась, тут загадка появилась» Педагог из клубочка достает загадку.
- Ребята, мы с Вами попали в Играй – городок на тропинку загадок. А вот и первая загадка:
- Если он в горах звучит. Его эхо повторит.
Он бывает шумовой, музыкальный, речевой.
Он и плач, и дятла стук.
Ну, конечно, это …
Предполагаемые ответы детей : звук.
Логопед : Давайте сейчас вспомним и назовём те звуки, с помощью которых мы можем общаться. Какие это звуки?
Предполагаемые ответы детей : речевые.
Логопед : А теперь скажите, какие речевые звуки Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей : гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
Логопед : Молодцы! Я вижу, Вы хорошо знаете речевые звуки. Тогда отгадайте вторую загадку:
- Должен знать ребёнок каждый,
Этот звук особо важный,
Потому что без него
Ты не скажешь ничего!
Предполагаемые ответы детей : гласный, [a], [o] и т. д.
Логопед : Молодцы, ребята! Это все гласные звуки. Они важны потому, что являются слогообразующими. Сколько в слове гласных звуков, столько и….
Предполагаемые ответы детей : слогов, частей слова.
Логопед : А Вы помните, сколько всего гласных звуков в русском языке?
Предполагаемые ответы детей : шесть; [a], [o], [y], [и], [ы], [э].
Логопед : Давайте сделаем двигательную разминку и повторим гласные звуки.
(Гласные звуки дети называют в установленном порядке)
Мы шесть гласных звуков знаем - дети показывают шесть пальцев и называют по порядку гласные звуки
Шесть шагов мы прошагаем - на каждый шаг дети называют один гласный звук.
Шесть хлопков перед собой - на каждый хлопок перед собой дети называют один гласный звук
Шесть хлопков над головой - на каждый хлопок над головой дети называют один гласный звук
Шесть наклонов влево – вправо - на каждый наклон дети называют один гласный звук
И становимся мы прямо - дети становятся прямо, показывают шесть пальцев и называют гласные звуки.
Логопед : А теперь давайте расскажем и покажем, чем отличаются гласные звуки от согласных.
Дети выполняют движения со словами:
Гласный звук мы называем –
Руки кверху поднимаем. - поднимают руки над головой.
Потому что этот звук
Льётся песенкой вокруг. - разводят руки в стороны
А согласный называем,
Руки вниз мы опускаем - опускают руки вниз
Потому что этот звук,
Словно дятел: тук да тук! - стучат указательными пальцами обеих рук по коленкам.
А ещё зудит, рычит - произносят согласные звуки [З], [Р] протяжно
И стрекочет, и жужжит - произносят согласные звуки [Ч], [Ж] протяжно
Может фыркать и шипеть, - произносят согласные звуки [Ф], [Ш] протяжно
Но совсем не может петь! - водят указательным пальцем правой руки из стороны в сторону.
Логопед : А теперь пройдите и станьте за спинку своего стула. Сядет тот, чьё имя начинается с гласного (согласного твёрдого, мягкого звука).
Дети садятся на свои места согласно инструкции педагога.
Логопед : Ребята, в волшебной стране грамоты все звуки речи надо произносить правильно и всегда помнить правило правильной речи. Давайте его повторим:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все звуки чётко, внятно,
Чтоб было всем понятно!
Логопед : А что нам помогает произносить речевые звуки правильно?
Предполагаемые ответы детей : артикуляционная гимнастика.
Логопед : Давайте поиграем с язычком.
Дети выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Педагог выставляет на мольберт звуковые замки.
Логопед : Ребята, смотрите, мы с Вами оказались на улице звуковых замков. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном замке (синем, зелёном).
Предполагаемые ответы детей : гласные, согласные твёрдые, согласные мягкие.
Логопед : Скажите, с помощью чего образуются гласные звуки?
Предполагаемые ответы детей : с помощью голоса.
Логопед : А с помощью чего образуются согласные звуки?
Предполагаемые ответы детей : с помощью преграды, воздушной струи.
Логопед : Какие согласные звуки мы учили на прошлом занятии?
Ответы детей : Звуки [К], [КЬ]
Логопед : Чем похожи эти звуки?
Предполагаемые ответы детей : они глухие и пишутся одной буквой.
Логопед : А в чём эти звуки разные?
Предполагаемые ответы детей : по-разному произносятся: один звук твёрдый, другой -мягкий.
Логопед : Давайте поиграем в игру «Камень – вата».
Я буду называть слова, в которых звук [К] будет звучать по-разному: то мягко, то твёрдо. На твёрдый согласный звук Вы будете сжимать кулаки, а на мягкий – раскрывать ладошки.
( Словарный материал для игры: кот, кит, маки, молоток, кресло, стакан, ракета, капуста, кенгуру).
Логопед : А теперь эти же слова найдёте в картинках, которые я Вам раздала. Обведите зелёным карандашом те картинки, в названии которых звук [К] звучит мягко, и синим те, в названии которых этот звук звучит твёрдо.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания педагог предлагает детям сначала назвать все слова с мягким звуком [К[, затем с твёрдым.
Логопед : А теперь давайте все слова, которые живут в названиях наших картинок, погрузим в вагончики.
Загудел наш паровоз и вагончики повёз,
Но вагоны не простые, в них картинки расписные.
Мы картиночки вставляем – части слова называем.
Проводится игра «Погрузим картинки в вагончики» на развитие слогового анализа.
Логопед : Молодцы, ребята. Вы правильно погрузили картинки в вагончики. Назовите слова с одной частью (двумя, тремя).
Дети выполняют задание.
Логопед : Тропинка загадок вильнёт под мосток, и вновь попадём мы в Играй - городок.
А вот и новые загадки. Послушайте:
С фонтаном, но не клумба.
Горбатый, но не старик.
Плавает, но не рыба.
Логопед : Как Вы думаете, кто это может быть?
Предполагаемые ответы детей : кит
Логопед : Правильно! Это кит. Давайте поиграем в «Живое слово» и составим слово «кит».
Проводится звуковой анализ слова.
А теперь отгадайте следующую загадку:
Без расчёски причесался
И умылся без воды.
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Предполагаемые ответы детей : кот.
Аналогично слову «кит», проводится звуковой анализ слова «кот»
Логопед : Выложите на звуковых дорожках слова «кот» и «кит» буквами. Не торопитесь, внимательно послушайте, где звук [К] звучит мягко, а где твёрдо.
Дети выполняют задание. Педагог акцентирует внимание детей на том, что в одном слове слогообразующим является гласный звук [И], и перед ним «согласная» звучит мягко, а в другом – гласный [О]. Перед ним «согласная» звучит твёрдо.
1V. Логопед : Молодцы, ребята! Вы были внимательными, поэтому правильно выполнили задания. А ещё Вы были упорными, старательными и трудолюбивыми. Я горжусь вами!
На этом наше с Вами путешествие по волшебной стране грамоты закончилось. Вы хорошо потрудились. А теперь отдыхайте.
Конспект открытого логопедического занятия для детей старшей группы «Путешествие в волшебную страну грамоты»
Задачи: 1. Чёткое произнесение и дифференциация звуков [К] и [КЬ]
2. Дифференциация звуков на гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные.
3. Слоговой анализ односложных, двухсложных и трёхсложных слов.
4. Развитие внимания и памяти.
5. Развитие артикуляционной моторики
6. Активизация в речи качественных прилагательных.
Оборудование: зеркала, звуковые дорожки, предметные картинки, пособие для игры «Паровоз», клубок ниток, звуковые замки, листы формата А4 с изображением картинок, в названии которых есть звуки [К] и [КЬ].
Ход занятия.
l. Организационный момент:
Логопед : Раз дружочек. Два дружочек.
Стали дети все в кружочек.
Друг без друга нам нельзя,
Потому что мы друзья.
ll. Приветствие:
Логопед : Наша дружная семья
Это Вы и это я.
(Дети стоят в кругу, каждый ребёнок кладёт правую ладонь на ладонь педагога и другого ребёнка).
lll. Обеспечение мотивационной готовности к занятию :
Логопед : Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие по волшебной стране грамоты.
Страны этой на карте и не было, и нет,
Но дети к ней стремятся уже с дошкольных лет.
Туда прямого, лёгкого не сыщете пути,
И могут лишь упорные до той страны дойти.
Логопед : Ребята, а что значит «упорные», упорные - это какие?
Предполагаемые ответы детей : настойчивые, целеустремлённые, трудолюбивые.
Логопед : А как Вы считаете, Вы трудолюбивые, старательные, настойчивые?
Предполагаемые ответы детей : да.
Логопед : Ну, тогда, я думаю, у нас всё получится. А отправиться в путешествие нам поможет волшебный клубочек.
Обыгрывается ситуация с клубочком: «Покатится быстро волшебный клубок, и вновь попадём мы в Играй – городок. Нить клубка остановилась, тут загадка появилась» Педагог из клубочка достает загадку.
- Ребята, мы с Вами попали в Играй – городок на тропинку загадок. А вот и первая загадка:
- Если он в горах звучит. Его эхо повторит.
Он бывает шумовой, музыкальный, речевой.
Он и плач, и дятла стук.
Ну, конечно, это …
Предполагаемые ответы детей : звук.
Логопед : Давайте сейчас вспомним и назовём те звуки, с помощью которых мы можем общаться. Какие это звуки?
Предполагаемые ответы детей : речевые.
Логопед : А теперь скажите, какие речевые звуки Вы знаете?
Предполагаемые ответы детей : гласные, согласные, твёрдые, мягкие.
Логопед : Молодцы! Я вижу, Вы хорошо знаете речевые звуки. Тогда отгадайте вторую загадку:
- Должен знать ребёнок каждый,
Этот звук особо важный,
Потому что без него
Ты не скажешь ничего!
Предполагаемые ответы детей : гласный, [a], [o] и т. д.
Логопед : Молодцы, ребята! Это все гласные звуки. Они важны потому, что являются слогообразующими. Сколько в слове гласных звуков, столько и….
Предполагаемые ответы детей : слогов, частей слова.
Логопед : А Вы помните, сколько всего гласных звуков в русском языке?
Предполагаемые ответы детей : шесть; [a], [o], [y], [и], [ы], [э].
Логопед : Давайте сделаем двигательную разминку и повторим гласные звуки.
(Гласные звуки дети называют в установленном порядке)
Мы шесть гласных звуков знаем - дети показывают шесть пальцев и называют по порядку гласные звуки
Шесть шагов мы прошагаем - на каждый шаг дети называют один гласный звук.
Шесть хлопков перед собой - на каждый хлопок перед собой дети называют один гласный звук
Шесть хлопков над головой - на каждый хлопок над головой дети называют один гласный звук
Шесть наклонов влево – вправо - на каждый наклон дети называют один гласный звук
И становимся мы прямо - дети становятся прямо, показывают шесть пальцев и называют гласные звуки.
Логопед : А теперь давайте расскажем и покажем, чем отличаются гласные звуки от согласных.
Дети выполняют движения со словами:
Гласный звук мы называем –
Руки кверху поднимаем. - поднимают руки над головой.
Потому что этот звук
Льётся песенкой вокруг. - разводят руки в стороны
А согласный называем,
Руки вниз мы опускаем - опускают руки вниз
Потому что этот звук,
Словно дятел: тук да тук! - стучат указательными пальцами обеих рук по коленкам.
А ещё зудит, рычит - произносят согласные звуки [З], [Р] протяжно
И стрекочет, и жужжит - произносят согласные звуки [Ч], [Ж] протяжно
Может фыркать и шипеть, - произносят согласные звуки [Ф], [Ш] протяжно
Но совсем не может петь! - водят указательным пальцем правой руки из стороны в сторону.
Логопед : А теперь пройдите и станьте за спинку своего стула. Сядет тот, чьё имя начинается с гласного (согласного твёрдого, мягкого звука).
Дети садятся на свои места согласно инструкции педагога.
Логопед : Ребята, в волшебной стране грамоты все звуки речи надо произносить правильно и всегда помнить правило правильной речи. Давайте его повторим:
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все звуки чётко, внятно,
Чтоб было всем понятно!
Логопед : А что нам помогает произносить речевые звуки правильно?
Предполагаемые ответы детей : артикуляционная гимнастика.
Логопед : Давайте поиграем с язычком.
Дети выполняют упражнения на развитие артикуляционной моторики.
Педагог выставляет на мольберт звуковые замки.
Логопед : Ребята, смотрите, мы с Вами оказались на улице звуковых замков. Давайте вспомним, какие звуки живут в красном замке (синем, зелёном).
Предполагаемые ответы детей : гласные, согласные твёрдые, согласные мягкие.
Логопед : Скажите, с помощью чего образуются гласные звуки?
Предполагаемые ответы детей : с помощью голоса.
Логопед : А с помощью чего образуются согласные звуки?
Предполагаемые ответы детей : с помощью преграды, воздушной струи.
Логопед : Какие согласные звуки мы учили на прошлом занятии?
Ответы детей : Звуки [К], [КЬ]
Логопед : Чем похожи эти звуки?
Предполагаемые ответы детей : они глухие и пишутся одной буквой.
Логопед : А в чём эти звуки разные?
Предполагаемые ответы детей : по-разному произносятся: один звук твёрдый, другой -мягкий.
Логопед : Давайте поиграем в игру «Камень – вата».
Я буду называть слова, в которых звук [К] будет звучать по-разному: то мягко, то твёрдо. На твёрдый согласный звук Вы будете сжимать кулаки, а на мягкий – раскрывать ладошки.
( Словарный материал для игры: кот, кит, маки, молоток, кресло, стакан, ракета, капуста, кенгуру).
Логопед : А теперь эти же слова найдёте в картинках, которые я Вам раздала. Обведите зелёным карандашом те картинки, в названии которых звук [К] звучит мягко, и синим те, в названии которых этот звук звучит твёрдо.
Дети выполняют задание.
После выполнения задания педагог предлагает детям сначала назвать все слова с мягким звуком [К[, затем с твёрдым.
Логопед : А теперь давайте все слова, которые живут в названиях наших картинок, погрузим в вагончики.
Загудел наш паровоз и вагончики повёз,
Но вагоны не простые, в них картинки расписные.
Мы картиночки вставляем – части слова называем.
Проводится игра «Погрузим картинки в вагончики» на развитие слогового анализа.
Логопед : Молодцы, ребята. Вы правильно погрузили картинки в вагончики. Назовите слова с одной частью (двумя, тремя).
Дети выполняют задание.
Логопед : Тропинка загадок вильнёт под мосток, и вновь попадём мы в Играй - городок.
А вот и новые загадки. Послушайте:
С фонтаном, но не клумба.
Горбатый, но не старик.
Плавает, но не рыба.
Логопед : Как Вы думаете, кто это может быть?
Предполагаемые ответы детей : кит
Логопед : Правильно! Это кит. Давайте поиграем в «Живое слово» и составим слово «кит».
Проводится звуковой анализ слова.
А теперь отгадайте следующую загадку:
Без расчёски причесался
И умылся без воды.
В кресло мягкое забрался
И запел на все лады.
Предполагаемые ответы детей : кот.
Аналогично слову «кит», проводится звуковой анализ слова «кот»
Логопед : Выложите на звуковых дорожках слова «кот» и «кит» буквами. Не торопитесь, внимательно послушайте, где звук [К] звучит мягко, а где твёрдо.
Дети выполняют задание. Педагог акцентирует внимание детей на том, что в одном слове слогообразующим является гласный звук [И], и перед ним «согласная» звучит мягко, а в другом – гласный [О]. Перед ним «согласная» звучит твёрдо.
1V. Логопед : Молодцы, ребята! Вы были внимательными, поэтому правильно выполнили задания. А ещё Вы были упорными, старательными и трудолюбивыми. Я горжусь вами!
На этом наше с Вами путешествие по волшебной стране грамоты закончилось. Вы хорошо потрудились. А теперь отдыхайте.