Олеся Попова
Конспект открытого занятия для детей старшей группы по развитию речи «Путешествие по сказкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Путешествие по сказкам
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре посредством сказки.
Задачи:
1. Познакомить с новым видом русской народной сказки – докучной сказкой.
2. Формировать представление о русских народных сказках.
3. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Оборудование: мультимедийная установка, пазлы и «коврики», волшебный клубочек, наборы игрушек в лукошках, сундучок, книги со сказками.
Предварительная работа: чтение сказок, заучивание потешек, разгадывание загадок.
Ход занятия:
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Публикация «Конспект открытого занятия для детей старшей группы по развитию речи „Путешествие по сказкам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Дети находятся в группе, занимаются своими делами. В группу заходит воспитатель и держит в руках сундучок.
1 этап «Мотивация к деятельности»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой у меня есть сундучок. Хотите посмотреть, что лежит в нем. (Клубочек)
Воспитатель: - Ребята, скажите, а откуда этот волшебный клубочек мог взяться?
Дети: (ответы детей.)
Воспитатель: - Правильно из русской народной сказки? А как вы думаете, для чего он нужен?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Я хочу Вам предложить отправиться в путешествие по русским народным сказкам! Хотите?
2 этап «Планирование деятельности»
Воспитатель: Приготовились и
Ножкой топнем,
В ладоши хлопнем,
Вокруг себя повернёмся,
Дружно за руки возьмёмся.
Отправляемся друзья
В чудо сказки - вы и я.
Воспитатель: - Туда, где Емеля на печке ездит, где Иван Царевич смерть Кощееву ищет, где в саду молодильные яблоки растут.
- Обратите внимание.
- Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
(Заставка на экране)
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,
Русская народная, но доселе модная!
Воспитатель: Ребят вы догадались что мы будем делать?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята мы будем путешествовать по русским народным сказкам. А какие сказки называют русские народные?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, (отметить и поблагодарить каждого ребенка за ответ) это те сказки, которые сочинил народ. Это сказки, у которых нет автора, а точнее авторов много – это русский народ. Раньше книг не было, сказки рассказывали друг другу. Мамы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, то эти же сказки рассказывали уже своим деткам. Так сказки передавались из поколения в поколение и дошли до нас с вами.
«Колобок» и «Теремок» - сказочки нескучные,
А еще народ придумал сказочки «докучные».
- Что это за сказки такие - «докучные»?
Дети: (ответы детей)
3 этап «Осуществление запланированной деятельности»
Воспитатель: - Докучные сказки маленькие и их можно рассказывать без конца.
- Хотите попробовать сочинить такую сказку? Встаньте в кружок, слушайте и запоминайте:
Жил-был царь
(обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены — изображаем «корону»)
У царя был двор.
(руки разводятся на уровне груди — изображаем «двор»)
На дворе был кол,
(одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая)
На колу — мочало,
(развести пальцы поднятой руки)
Его ветром качало.
(покачать кистью).
Не начать ли сначала (2-3 раза повторить)
Воспитатель: Ребята, давайте дальше путешествовать по сказкам. А прежде немного отдохнем.
Физминутка
Наш весёлый теремок:
он не низок, не высок (встать на носки, присесть)
В нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)
Воробьишка чик – чирик, (махи руками)
Петушок тянет носок, (ходьба на месте с выс. подн. колен)
и зайчишка скок да скок (прыжки на месте)
Мушка крылышками машет, (бег на месте)
Мышка же с платочком пляшет (дети пляшут)
Ёж закрыл дверной замок,
Сторожит он теремок (хлопки).
Воспитатель: Вокруг нас и там и тут
Сказки разные живут.
Загадаю вам загадки
Отгадайте без подсказки
Называйте, посмелей
Этих сказочных друзей!
(загадываю загадки, а на экране появляются сказочные герои)
1. Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожей.
Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна лягушка)
2. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне (Емеля)
3. Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка (Снегурочка)
4 У Аленушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят
Далеко они глядят (Гуси-лебеди)
5. В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга)
6 Жили-были семь ребят
Белых маленьких козлят.
Проник обманом серый в дом.
Коза потом его нашла,
Перехитрить его смогла.
И всех детей своих спасла (Козлята)
7 Сидит в корзинке девочка
У мишки за спиной.
Он сам, того не ведая,
Несёт её домой? (Машенька)
8 Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла (Мышка) из русской народной сказки «Репка».
Воспитатель:-Все загадки отгадали и героев всех назвали.
Но…
Был Кощей вчера в гостях
Что наделал, просто - Ах!
Все картинки перепутал
Сказки все мои он спутал
Пазлы вы должны собрать
Сказку русскую назвать!
Дети: (Собирают пазлы)
Воспитатель: - Ребята, поможете собрать пазлы? Тогда приступим к работе. Соберите пазл и дайте название русской народной сказке.
Воспитатель: Здорово у Вас получилось! Мне понравилось как слаженно Вы работали! Особенно (отметить детей по именам, верно все собрали.
Воспитатель: Сейчас поиграем в игру «Угадай героя»
Воспитатель: - Внимание на наш экран, на экране появятся сказочные герои, будьте внимательны, я буду задавать вам вопросы.
1. Кто был товарищем Пузыря и Лаптя? (Соломинка.)
2. Как звали сироту, за которой следили Одноглазка, Двуглазка и Триглазка? (Крошечка Хаврошечка.)
3. Кто поймал волшебную щуку? (Емеля.)
4. Этот герой укатился от зайца, волка, медведя, да попал на язычок лисе. (Колобок.)
5. Кто поймал сказочную жар-птицу? (Иван-царевич.)
6. Как звали злодея, державшего в неволе Василису Премудрую? (Кощей Бессмертный.)
Воспитатель: - А знаете ли вы, ребята, волшебных помощников сказочных героев?
1. Кто помог Василисе Прекрасной справиться с заданиями Бабы Яги? (Куколка.)
2. Какие волшебные помощники помогли Ивану-царевичу добыть смерть Кощея бессмертного? (Медведь, заяц, селезень, щука.)
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам поиграть в другую игру «Лукошко со сказками». Давайте разделимся на две команды. Каждая команда подходит к столу с лукошком. В лукошке находятся герои из сказок. Разложите героев по сказкам и назовите сказку.
Игра «Лукошко со сказками»
Воспитатель: - Волшебный клубочек предлагает поиграть в игру «Кто так сказал». Встаньте пере до мной полукругом, я буду бросать вам клубочек и задавать вопрос.
1 –Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, от тебя, зайца, не хитро уйти! (Колобок)
2 – Козлятушки, ребятушки (Мама коза)
3 – Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке… (Маша и медведь)
4 – Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое (Курочка ряба)
5 – Ловись рыбка мала и велика!
Ловись рыбка мала и велика! (Волк)
6 – Мёрзни, мёрзни, волчий хвост! (Лиса)
7 – Терем-теремок! Кто в тереме живёт? (Все герои сказки теремок)
8 –"По щучьему веленью,
По моему хотенью" (Емеля).
9 – Не пей, братец, козлёночком станешь (Аленушка)
10 - Иду на пятах, несу косу на плечах, хочу лису посeчи, слезай, лиса, с пeчи, поди, лиса, вон! (Петух)
Воспитатель: У нас сегодня с вами получился целый удивительное путешествие по сказкам. Запомните, ребята: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». На память я хочу подарить вам книгу сказок. Стоит вам открыть их, и вы вновь окажетесь в стране добра и мудрости.
В заключении прочитать стихотворение Ю. Энтина «Слово про слово».
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
4 этап «Рефлексивный итог»
Воспитатель:- Что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? А что запомнилось?
Ребят скажите, пожалуйста, а какие Ваши любимые сказки?
А какие сказочные герои Вам нравятся больше? Чем?
Какие поступки сказочных героев Вы одобряете? Какие поступки порицаете?
Благодаря чему наше путешествие было таким увлекательным?
Что можно рассказать мама и папам о сегодняшнем путешествии?
(Воспитатель хвалит каждого индивидуально)