Елена Полякова
Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности «Гжельская сказка» для подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
НОД «Гжельская сказка»
Цель: продолжать воспитывать детей на народных традициях.
Задачи: углублять знания детей о народном гжельском промысле; стимулировать желание рисовать узоры по мотивам гжельской росписи, передавая схожесть в цвете, пропорции, плавности линий; учить рисовать гжельский мазок; развивать восприятие народного промысла через народный фольклор, знакомить с пословицами и небылицами; воспитывать гордость мастерством нашего народа.
Публикация «Конспект открытого мероприятия непосредственно-образовательной деятельности „Гжельская сказка“ для подготовительной группы» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сценарии по сказкам
- Темочки
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, музыка, социализация.
Материалы к занятию: демонстрационный: гжельская посуда, альбом с фотографиями посуды гжельского промысла; раздаточный: бумажные тарелки, гуашь синего цвета, палитры, кисти, банки с водой, салфетки.
Предварительная работа воспитателя: подборка и внесение гжельской посуды и иллюстраций гжельских изделий, подборка и разучивание пословиц, небылиц, правил русской народной игры «Плетень», составление алгоритмов по отличительным особенностям гжельского промысла и по последовательности гжельской росписи, подборка русской народной музыки, шитье воротников.
Предварительная работа с детьми: рассматривание гжельской посуды, разучивание пословиц, небылиц, правил русской народной игры «Плетень», объяснение правил сочинения небылиц.
Ход НОД:
Мастерица (воспитательница в гжельском костюме) : Здравствуйте, дети! В гости ко мне вы пришли, что с собою принесли?
1 гость: Ключевой водицы, пословицы да небылицы.
Мастерица: Просим к нашему хлебу да соли! Чайку покушать да людей послушать.
Дети садятся на стулья.
2 гость: Худо жить тому, у кого нет ничего в дому.
3 гость: Гостю почет, хозяину честь!
4 гость: Кипите щи, чтобы гости шли.
5 гость: У наших ворот всегда хоровод.
Мастерица: Молодцы! Много пословиц знаете. А вот послушайте, я вам старину скажу, стародавнюю, небывалую:
Как по небу медведь летит,
Медведь летит, головой вертит.
Уж он лапами мохнатыми помахивает, Уж он хвостиком коротким поправливает.
Дети, что я вам рассказала?
Правильно, небылицу. Небылица – это короткий шуточный рассказ о том, чего на свете не бывает. Небылицы учат нас смекалке, сообразительности, развивают речь и воспитывают в нас чувство юмора.
Кто из вас знает небылицы?
6 гость:
Гром по небу прокатился,
Комар с дерева свалился.
7 гость:
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Малых деточек – поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
Полететь хотят.
Мастерица: Дети, давайте попробуем с вами сочинить небылицу. Я начинаю, а вы продолжайте:
1. Мы сидели за столом, пили чай с баранками… (Дети придумывают окончание небылицы.)
2. Я на дне моря был… (Дети придумывают окончание небылицы)
Мастерица: Устали. Ручки, ножки затекли. Давайте поиграем.
Русская народная игра «Плетень»
Дети, взявшись за руки, встают в четыре шеренги (одна напротив другой). Под музыку русской народной мелодии каждая из шеренг по очереди идет навстречу противоположной шеренге и кланяется. После поклона дети возвращаются на прежнее место. С началом веселой плясовой дети выходят из своих шеренг, расходятся по всей комнате, танцуют, используя известные плясовые движения. С окончанием музыки каждая шеренга должна занять свое первоначальное место, а дети быстро и правильно «заплести плетень» - взяться за руки крест на крест.
Мастерица: Делу – время, а потехе – час.
Вот послушайте, что я сегодня вам расскажу.
Недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит город Гжель. Земля вокруг города богата белой глиной, из которой мастера научились делать посуду. Каждый мастер показывал свое умение, лепил посуду, какой свет не видывал. Они лепили и чайники, похожие на петушков, масленки в виде рыбок, и квасники, и кувшины, и вазы, и чашки. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех окружающих радовал и своих детей и внуков разным премудростям учил, чтобы и они хорошими мастерами стали.
Но не только лепниной украшали мастера свою посуду. Они расписывали ее синей краской по белому полю. Мы-то с вами знаем, что синяя краска холодная, но в Гжели она символизирует нежность и чистоту. Художники рисуют на своих изделиях цветы небывалой красоты, сеточки, полоски, капельки, кудрины. А еще изображают сказочных птиц, животных, людей. И по сей день работают гжельские мастера – творят свое «голубое чудо».
Давайте еще раз внимательно рассмотрим изделия гжельских мастеров. Посмотрите, здесь, на столе, чайники разных размеров, чашки, тарелки, статуэтки животных. Обратите внимание на чайник. Выполнен он в виде петушка, а как украшен! В центре узора цветущая ветка, вокруг цветочки, завитки, ягодки.
Давайте рассмотрим альбомы фотографий необычной и очень красивой посуды, которую делают гжельские мастера.
Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшинки и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых.
Синяя сказка – глазам загляденье,
Словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье,
Русская звонкая Гжель!
Мастерица: А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Укрась чайник». Из множества различных цветов: купавки, хохломского цветка, гжельской розы и элементов : завитков, сеточек, полосок – вы должны выбрать нужные цветы и элементы и составить Гжельский узор на чайнике.
Мастерица вызывает детей украсить чайник гжельским узором.
Мастерица: Молодцы! А сейчас я предлагаю вам украсить бумажную тарелку по мотивам гжельской росписи. Набираем большую каплю синей краски на ворс кисточки и наносим ее на палитру.
Для рисования гжельской розы берем кисточку с мягким ворсом, Смачиваем ворс в воде. Кладем кисточку на палитру далеко от капли краски и подводим ее к капле лишь одним краем. При этом краска пропитывает ворс кисточки неравномерно: с одного края краски много, она густая, а с другого края краски мало, она
еле заметна.
Начинаем рисовать: в одном мазке получаются все оттенки: от темно-синего до бледно-голубого.
Мастерица делает несколько мазков на белой бумаге, вызывает детей попробовать нарисовать гжельский мазок. Все дети садятся за столы, рисуют. Звучит тихая музыка.
Физкультминутка
Завитки мы рисовали - (Пальчики сжимаем и
Наши пальчики устали, разжимаем.)
Наши пальчики сожмем,
Разожмем, опять сожмем.
Солнце в небе увидали - (Глаза бегут вправо
Глазки в лево побежали, затем влево -2 раза)
Мы еще разок взглянули –
Глазки вправо повернули.
Покруче спинки мы прогнем, (Прогибают спину, далее
Рисовать опять начнем. Выпрямляют плечи.)
Далее дети продолжают рисовать. Готовые рисунки вывешивают на стенд, рассматривают, анализируют.
Мастерица задает детям вопросы по прохождению данного мероприятия (что больше всего понравилось в нашей встрече, что узнали нового, что вызвало у вас радость, что было самым трудным для вас и т. д.)
Мастерица: Кончил дело – гуляй смело!
Затем мастерица благодарит детей и прощается с ними.