Получи документы

Конспект открытого урока по литературе в 8–9 классах в формате литературной гостиной на тему «Родина в лирике С. Есенина»

Оксана Собко
Конспект открытого урока по литературе в 8–9 классах в формате литературной гостиной на тему «Родина в лирике С. Есенина»

Музыкально – литературная гостиная на тему :

«Родина в лирике С. А. Есенина»

Задачи урока.

Образовательные:

1. Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.

2. Показать народность творчества поэта.

Развивающие:

Публикация «Конспект открытого урока по литературе в 8–9 классах в формате литературной гостиной на тему „Родина в лирике С, Есенина“» размещена в разделах

1. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.

2. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта.

3. Развитие творческого мышления, творческих способностей и познавательной активности у школьников.

Воспитательные:

1. Воспитание любви к Родине, уважения к матери.

2. Воспитание чувства восхищения родной природой.

3. Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся.

Образовательные:

3. Рассказать о судьбе С. Есенина, о зарождении и формировании его творческого таланта.

4. Показать народность творчества поэта.

Развивающие:

4. Развитие интереса к личности и творчеству С. Есенина.

5. Развитие навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта.

6. Развитие творческого мышления, творческих способностей и познавательной активности у школьников.

Воспитательные:

4. Воспитание любви к Родине, уважения к матери.

5. Воспитание чувства восхищения родной природой.

6. Воспитание духовно-нравственной культуры учащихся

Ход урока.

1. Организационный момент. Слово учителя.

Наш урок сегодня символичен : 3 октября исполнилось 128 лет со дня рождения поэта Сергея Есенина. Этой дате и посвящена наша сегодняшняя литературная гостиная.

Сегодня на уроке мы будем исследовать творчество С. Есенина выясним, какое место тема Родины занимает в лирике поэта, выявим, что явилось источником вдохновения поэта.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова самого Есенина : «О Русь - малиновое поле и синь, упавшая в реку, - люблю до радости и боли твою озерную тоску».

2. Ассоциативный ряд.

Задание № 1: назовите пожалуйста 5-7 слов или словосочетаний, которые вызывают в вашем сознании образ Родины. (родной дом, улица, мать, родители, школьные друзья, учителя, родная природа, любимый уголок природы, братья меньшие – любимые питомцы)

3. Работа по теме урока.

1). Слово учителя.

Сергей Есенин! Наверное у каждого, кто услышит это имя дрогнет и зазвенит в душе какая – то струна. Даже в самом его имени слышится что – то по – весеннему радостное, звонкое, и вместе с тем тревожное, грустное, «от осени что -то». Недаром говорят, что слово имеет свой цвет и запах. Скажешь: «Есенин», и перед тобой закружатся осенние листья, взмахнут весенними причёсками берёзы, запахнет «черёмуха душистая», как будто сама фамилия поэта создана для выражения и сути России с её пейзажами и до сих пор никем не разгаданным народом. А гласа Есенина – бездонные, лучистые, добрые – в них отражена вся «голубая Русь»!

С. Есенин прожил яркую, короткую, как мгновение, жизнь. Всего 30 лет! Более половины из них он провел на родине, в рязанском крае. Здесь - глубинные корни народности и реализма поэзии Есенина. Это имя у всех связано с радостью, ощущением чего-то прекрасного, светлого, пробуждающего любовь к человеку, к родине.

Сергей Есенин!

Это имя в лесах родной моей России,

В березах нежных и осинах,

В сережках желтовато-синих,

В лугах из зелени весенней,

В стихах твоих, Сергей Есенин… (Александр Коваль)

С. Есенин родился в 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии в семье крестьянина. Чтобы лучше узнать поэта, нужно обратиться к его истокам.

2). Стихотворение Евгении Олениной «Легла дорога в Константиново» читает наизусть ученица

Легла дорога в Константиново

По глади утренней Оки,

В чертог берёзово - рябиновый,

В купель есенинской строки.

Цветущей кашкою и клевером

Плывёт рязанская земля,

И с каждой пристанью и берегом

К Есенину всё ближе я.

Вот домик старенький, бревенчатый -

Распахнутый на три окна,

С березкою давно повенчанный -

Все помнит и хранит она.

.

Те кудри золотисто - русые

И родниковые глаза,

И песни под тальянку русские,

И в старых ризах образа.

Моя дорога в Константиново.

Моя есенинская Русь.

Спускается закат карминовый,

Даст, Бог, ещё сюда вернусь.

3). Выступление подготовленного ученика с сообщением «Истоки творчества Есенина».

Любовь к России выросла из любви к малой родине и выразилась в стихах Есенина в признании любви к родному краю, русской природе, русскому народу, его культуре, его традициям.

Родился Есенин 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии.

Перед нами Храм Казанской иконы Божией Матери с. Константиново Есенины жили напротив Казанской церкви. Здесь Сергея Есенина крестили через три дня после рождения. Нарекли будущего поэта Сергеем в честь преподобного Сергия Радонежского.

С 1898 по 1904 г. Сергей Есенин живет в доме родителей Т. Ф. Есениной — Федора Андреевича и Наталии Евтихиевны Титовых. Дед читал своему внуку Евангелие, познакомил его со Священной историей, а к пяти годам научил читать православные книжки самостоятельно. Бабушка водила внука в Иоанно-Богословский и Николо-Радовецкий монастыри, учила молитвам и пению псалмов.

В доме Есениных Есенины, как и Титовы, были верующими людьми. В такой обстановке формировалась добрая и отзывчивая душа поэта. Родители поэта – Александр Никитич и Татьяна Федоровна Есенины.

В доме отца Иоанна Большое влияние на формирование православного мировоззрения С. А. Есенина оказал настоятель Казанского храма Иоанн Смирнов. Он венчал родителей поэта, крестил самого Сергея Есенина и первым разглядел талант начинающего стихотворца.

С 1904 по 1909 г. С. А. Есенин учился в Константиновском начальном училище. С 1909 по 1912 год учится в Спас-Клепиковской церковной учительской школе. Здесь продолжилось духовное образование С. А. Есенина и было написано много стихотворений, которые вошли позднее в первый поэтический сборник - «Радуница».

В стихотворении 1914 года «Чую радуницу Божью…» поэт напишет: «Льется пламя в бездну зренья, В сердце радость детских снов, Я поверил от рожденья в богородицын покров». Именно в детстве Есенин ощутил свой дар, свой талант, проникся любовью к родине : родной природе, своему народу, его традициям. Именно в детстве - истоки его творческого пути, который привел к славе. Факторы, оказавшие влияние на поэта в детстве: православное воспитание в семье, духовное образование в Константиновском начальном училище, в Спас-Клепиковской церковно-учительской школе; общение с настоятелем Казанского храма протоиереем Иоанном Смирновым, красота природы родного края, которая запечатлелась в чуткой душе Сергея Есенина; влияние русского фольклора и русской литературы.

4). Слово учителя.

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех. Ярким примером такого стихотворения является «Гой ты, Русь, моя родная»

5). Чтение стихотворения «Гой ты, Русь моя родная»

Анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная».

Учитель:- какие чувства вызывает стихотворение?

Ответы детей: (радостное, гордость за родину, желание деятельности, ощущение бескрайних родных просторов)

Учитель: - каков центральный образ стихотворения?

Ответы детей: (образ родины-рая)

Учитель: - почему именно Русь, а не Россия, Родина?

Ответы детей: (Есенин упоминает Русь патриархальную. Для него это родной рязанский край, который он бесконечно любит. Это бескрайняяземля, над которой простирается огромное голубое небо.)

Учитель: - какие реалистические детали изображены в стихотворении? Какую роль они играют?

Ответы детей:(запахи – «пахнет яблоком и медом»; звуки – звенят тополя, «звенит девичий смех», веселый пляс, церковные образы – «хаты в ризах образа», «как захожий богомолец»)

Учитель: -какие строки стихотворения отражают его основную мысль? Ответы детей: (последнее четверостишие) даже рай Сергей Есенин не променяет на родину.

Дорога домой. Сколько раз приходилось Есенину уезжать из родного села, но каждый раз неизменно он возвращался обратно в родной дом.

Стихотворение «Низкий дом с голубыми ставнями», написанное в 1924 году, в очередной раз возвращает автора в его деревенское детство и юность.

6). Чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями.

Анализ стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями».

Учитель: - в какой части стихотворения заключена главная идея стихотворения?

Ответы детей: (первое четверостишие)

Учитель: - какую композиционную особенность вы заметили? Как начинается и заканчивается стихотворение? Что этим хочет подчеркнуть автор?

Ответы детей: ( показать свою верность идее :любви к родной земле)

Учитель: - почему автору до сих пор снятся «наше поле, луга и лес»?

Ответы детей: (в это время Есенин был по-настоящему счастлив)

Учитель: - Стихотворение проникнуто глубоким лиризмом. Поэт воплощает исповедь родному дому, признание в вечной памяти и любви.

Шло время. В последние годы жизни стихи отличаются печальным настроением, глубоким смыслом. Чуть ли не каждое стихотворение, написанное поэтом в последние годы, свидетельствует о том, что развязка его судьбы близка. В том числе и маленький шедевр «Отговорила роща золотая…» (1924 г., где пронзительно звучат характерные для всего творчества Есенина мотивы странничества, кратковременности пребывания человека на земле.

7).Чтение стихотворения «Отговорила роща золотая» (Читает Пильгаева Валерия)

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая…»

Учитель: - это лирическое стихотворение имеет философский план. Что поэт говорит о прошедших годах?

Ответы дете: (что они «растрачены напрасно»)

Учитель: - автор говорит: «Но ничего в прошедшем мне не жаль». Почему не жаль?

Ответы детей: (возможно, что не все, что было в юности, теперь приятно вспоминать)

Учитель: - какие чувства переданы в стихотворении?

Ответы детей: (грусть об ушедших годах)

Учитель: - Ещё одним криком души поэта, сильно и верно любящего свою родину, является стихотворение «Спит ковыль. Равнина дорогая…», которое было написано им в 1925 году. Это стихотворение можно отнести как к философской, так и к гражданской лирике. С одной стороны – он размышляет о роли поэта в обществе, о чувстве патриотизма и о позиции гражданина; с другой – автор переживает из-за изменений в обществе. В стихотворении так же присутствуют элементы пейзажной лирики. Есенин с особой теплотой описывает природу родного края.

9. Чтение стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Анализ стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…»

Учитель: - кто представляет главный образ стихотворения?

Ответы детей: (лирический герой.)

Учитель: Какое чувство автора так широко представлено в стихотворении?

Ответы детей: (чувство любви к родине)

Учитель: - назовите образы, которые вызывают эту любовь?

Ответы детей:( Картины рязанского пейзажа: ковыль, равнина, полынь, свет луны)

Учитель: - каким чувством пронизано стихотворение?

Ответы детей: (чувством гордости)

Учитель: - о чём просит Есенин?

Ответы детей:

Дайте мне на родине любимой,

Всё любя, спокойно умереть.

10). Групповая работа.

Учитель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы. У каждой группы будет своё задание.

1гр. : Выполнить анализ стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная»

2 гр. : На какие стихи С. Есенина были написаны романсы и песни?

Проверка выполнения задания.

10). Подведение итогов. Вывод.

- откуда черпал вдохновение поэт при создании образа Родины?

- что объединяет все произведения Есенина, с которыми мы сегодня познакомились?

- чем близка поэзия Есенина нам, сегодняшним читателям?

Учитель: Творчество Есенина отличается глубоким лиризмом, поэтому неслучайно, на многие стихи Есенина написано множество романсов и песен. А закончить нашу встречу мне бы хотелось исполнением романса «Отговорила роща золотая».

11. Задание на дом:

2гр: выучить любое понравившееся стихотворение С. Есенина и выучить его наизусть.

1гр: проанализировать любое стихотворение С. А. Есенина

Приложение

Легла дорога в Константиново

По глади утренней Оки,

В чертог берёзово - рябиновый,

В купель есенинской строки.

Цветущей кашкою и клевером

Плывёт рязанская земля,

И с каждой пристанью и берегом

К Есенину всё ближе я.

Вот домик старенький, бревенчатый -

Распахнутый на три окна,

С березкою давно повенчанный -

Все помнит и хранит она.

.

Те кудри золотисто - русые

И родниковые глаза,

И песни под тальянку русские,

И в старых ризах образа.

Моя дорога в Константиново.

Моя есенинская Русь.

Спускается закат карминовый,

Даст, Бог, ещё сюда вернусь.

«Низкий дом с голубыми ставнями»

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда, —

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

До сегодня еще мне снится

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

Восхищаться уж я не умею

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

Полюбил я седых журавлей

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Только видели березь да цветь,

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Потому так и днями недавними

Уж не юные веют года…

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда.

"Гой ты, Русь, моя родная…"

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

"Отговорила роща золотая"

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

"Спит ковыль. Равнина дорогая. "

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси?

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом

И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Публикации по теме:

Фотоотчёт о музыкально-литературной гостиной «Мы помним! Мы гордимся!»Фотоотчёт о музыкально-литературной гостиной «Мы помним! Мы гордимся!» Цели: привлечь внимание старших дошкольников к изучению истории Великой отечественной войны, расширять представления детей о героическом.

Фотоотчёт о проведении литературной гостиной «Наследники Победы»Фотоотчёт о проведении литературной гостиной «Наследники Победы» В преддверии великого праздника Дня Победы в нашей группе прошёл тематический досуг "Литературная гостиная "Наследники Победы". Идея проведения.

Фотоотчёт о проведённой в 9–11 классах литературной гостиной «Прерванный полёт», посвящённой творчеству В. С. ВысоцкогоФотоотчёт о проведённой в 9–11 классах литературной гостиной «Прерванный полёт», посвящённой творчеству В. С. Высоцкого Владимир Семёнович Высоцкий - это противоречивая, неординарная, и вне всякого сомнения одарённая натура великого человека. Можно любить.

Фотоотчёт о проведённом открытом уроке по литературе в 8–9 классах на тему «Родина в лирике С. А. Есенина»Фотоотчёт о проведённом открытом уроке по литературе в 8–9 классах на тему «Родина в лирике С. А. Есенина» Сергей Есенин! Наверное у каждого человека, который произнесёт это имя вслух, дрогнет какая -то струна. Ведь в самом имени поэта мы чувствуем.

Конспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развитияКонспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развития Конспект открытого урока по предмету воспитанность, на тему "Обида" для учащихся 4-9 классов (с ЛУО и УУО). Тема: Обида Дата: 22.11.21.

Конспект открытого урока по математике в 1 классе в формате урока-путешествия «Закрепление. Числа от 1 до 20» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ В 1 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «Закрепление. Числа от 1 до 20» МО учителей начальных классов Учитель начальных.

Сценарий школьной литературной гостиной «За обложкой целый мир» Сценарий литературной гостиной «За обложкой целый мир…» Учитель: Вам известно высказывание: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого урока по литературе в 8–9 классах в формате литературной гостиной на тему «Родина в лирике С. Есенина»
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 21:46
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД