Светлана Ботезату
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте и развитию речи «Знакомство со звуком [Ч] и буквой «Ч»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство со звуком и буквой «Ч».
Цели:
Уточнение произношения звука «Ч» в слогах, словах и фразе.
Познакомить со звуком «Ч» и его характеристикой, буквой «Ч».
Закрепление представлений о твердости – мягкости, глухости – звонкости согласных. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Совершенствование фонематических представлений
Продолжать учить определять позицию звука в слове, работать со схемой слова.
Публикация «Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте и развитию речи „Знакомство со звуком [Ч] и буквой „Ч“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Развивающие задачи : Развитие фонематического восприятия, зрительного гнозиса, конструктивного праксиса, навыков ориентировки на плоскости, тонкой и общей моторики, координации движений, творческого воображения, подражательности.
Ход ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
Дети заходят в группу, на столе стоит бассейн с кинетическим песком. Предлагаем детям опустить руки в бассейн с песком и найти игрушки: черепаха, часы, чебурашка и т. д.
-Ребята, с какого звука начинаются эти слова (Да, звук Ч)
Педагог: Сегодня мы познакомимся со звуком и буквой Ч.
2. Основная часть:
(Характеристика звука Ч). Когда мы произносим звук Ч, кончик языка стукает по «бугоркам» за верхними зубами. Давайте произнесем все вместе этот звук.
-Какой это звук гласный или согласный? (Согласный)
-Почему?
(Его нельзя петь и тянуть, есть преграда.)
-Давайте послушаем, глухой или звонкий это звук? Почему?
(Он произносится без голоса.)
-Ребята, почему этот звук Ч живёт в зелёном домике?
Д: Звук Ч живёт в зелёном домике, потому что он мягкий согласный.
В: Дети, запомните! Звук Ч всегда мягкий!
- Игра «Да – нет»
Педагог называет слова, если в названии есть звук «Ч», дети говорят «да», если звука «ч» нет, дети говорят «нет» : пила, бабочка, дом, чайник, качели, стол, ночь, печенье, сапоги, чашка
- Игра «Звуковая линейка» Дети определяют место звука в слове, обозначают его фишкой (зеленого) цвета.
- Игра: «Закончи предложение»
Педагог предлагает договорить пропущенный слог в словах, назвать его и договорить полную фразу.
Лошадь ска (чет, гусь гого (чет, малыш пла (чет, курочка кудах (чет, клоун хохо (чет, бабушка хлопо (чет, мальчик хны (чет, кузнечик стреко (чет).
- Знакомство с буквой «Ч»
На что похожа буква «Ч»?
Пишут также, как «4»,
Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя
(Выложить из фасоли, палочек)
3. Физминутка
Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка,
Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй!"
Утром солнышко встает, теплый лучик детям шлет (дети встают, разводят руками)
Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи)
«Как живешь?»
Как живешь? Вот так!
А плывешь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь вслед? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!
Дети выполняют задание в соответствии с текстом
- «Послушай рассказ»
Педагог читает детям рассказ «Паучок» Н. Дилакторской.
Затем они называют слова на звук «Ч».
Плетет паучок паутинку. Ниточка за ниточкой, клеточку за клеточкой – сплел паутинку. Сплел, а сам притаился; «Попадет муха в паутину большая – наемся».
Летела птичка – синичка. Задела паутинку паучка. Ниточку за ниточкой, клеточку за клеточкой – всю паутину разорвала и улетела. Дергается паутина – паучок думает: «Большая муха попалась». Смотрит паучок – ни мухи, ни паутинки.
4. Пальчиковая гимнастика
«Одежда»
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем вещи мы стирать: (последовательно соединяем пальцы одной руки с пальцами другой руки).
Платье, брюки и носочки,
Юбку, кофточку, платочки.
Шарф и шапку не забудем-
Их стирать мы тоже будем. (Кулачки имитируют стирку).
5. Работа в тетрадях.
Итог:
С каким звуком и буквой познакомились?
Какое задание показалось трудным?
Какое задание показалось интересным?