Анастасия Климович
Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе с ТНР «Посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группы для детей с ТНР «Калинка
«Посуда» (познавательное развитие)
Цель: развитие лексико – грамматического строя речи и связной речи
Задачи:
• Развитие навыков речевого общения, связной речи, речевого слуха, фонематических представлений, мышления, зрительного восприятия и внимания.
Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей подготовительной к школе с ТНР „Посуда“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
• Формирование навыков сотрудничества в игре и на занятии, взаимодействия, взаимопонимания, самостоятельности, инициативности, способности к сопереживанию, доброжелательности, ответственности.
• Активизация словаря по теме «Посуда»
Ход занятия:
Организационный момент: Игра «Волшебный мешочек» (развитие связной речи, тактильных ощущений, объявление темы занятия).
Воспитатель встречает детей, предлагает занять места рядом со стульчиками, стоящими вокруг стола.
Воспитатель: чтобы узнать, о чём мы будем говорить на сегодняшнем занятии, выполните моё задание, опустите руку в мешочек нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом.
(Дети по очереди опускают руку в мешочек, нащупывают предметы и называют их)
Воспитатель: А как можно назвать эти предметы одним словом?
(Дети отвечают)
Воспитатель: верно! Это посуда!
Воспитатель: правильно, а для чего нужна посуда, вы знаете?
Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.
Воспитатель: о посуде, её назначении, материалах из которых её делают, о частях из которых она состоит, мы и будем говорить сегодня.
Воспитатель: Какие предметы посуды вы ещё знаете? (Дети отвечают на вопрос).
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Магазин» (Воспитатель помещает на наборное полотно изображение витрины. На верхней полке витрины закреплены изображения чайной посуды, на средней – столовой, на нижней – кухонной.)
Мы с вами пришли в отдел, где продаётся посуда. Перечислите какая посуда стоит на верхней полке.
Дети: Чайник, чашка, блюдце, сахарница.
Воспитатель: Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Её называют чайная посуда. Повторите это название.
Воспитатель: теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.
Дети: Тарелки, супница, вилка, ложка, нож.
Воспитатель: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время обеда. Её называют столовой посудой. Повторите как она называется?
Воспитатель: И, наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.
Дети: Кастрюля, сковорода, половник, нож кухонный.
Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Её называют кухонная посуда.
Игра «Что изменилось?» (развитие зрительного внимания и восприятия речи).
Воспитатель: посмотрите ещё раз на витрину и запомните, что где стоит, а потом закройте глаза.
Дети закрывают глаза, воспитатель заменяет один предмет на другой.
Воспитатель: открываем глаза, посмотрите, что изменилось?
Ответы детей
(Упражнение повторяется ещё 3-4 раза, воспитатель меняет местами, убирает, добавляет посуду, а дети отвечают на его вопросы).
Назови ласково» - игра с мячом
Воспитатель: (по очереди спрашивает у каждого ребенка)
Тарелка – ребёнок (тарелочка)
Чашка – (чашечка)
Ложка – (ложечка)
Блюдце – (блюдечко)
Вилка – (вилочка)
Кастрюля – (кастрюлька) и т. д.
Воспитатель: Молодцы! А сейчас послушайте отрывок из стихотворения и подумайте из какого это произведения (Произведение К. И Чуйковский «Федорино горе»
Дети: да, ребята правильно это произведение «Федорино горе»
Воспитатель: Ребята, у бабушки Федоры горе от неё сбежала посуда, давайте назовём какая посуда сбежала от Федоры. (воспитатель выкладывает на стол маленькие предметные картинки с изображением посуды и предлагает детям назвать какая посуда сбежала от Федоры, дети по одному подходят к столу и выбирают по картинке, составляя простые предложения)
Воспитатель: почему от Федоры сбежала посуда?
Ответы детей.
Воспитатель: «Посуда от Федоры убежала и разбилась давайте с вами ее соберем» (Дети подходят к столам, на которых лежат разрезанные картинки посуды, они их складывают и называют что у них получилось) Воспитатель: Вы большие молодцы, справились. А сейчас давайте поможем Федоре помыть посуду. (детям предлагается пальчиковая гимнастика «Поем посуду».
Раз, два, три, четыре, (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга).
Мы посуду перемыли : (Одна ладонь скользит по другой по кругу).
Чайник, чашку, ковшик, ложку (Загибать пальчики по одному, начиная с большого).
И большую поварёшку
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой).
Так Федоре помогли мы! (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши).
Воспитатель: Ребята, мы с вами уже знаем, что посуда бывает кухонная, столовая и чайная, давайте поможем Федоре поставить посуду на место :
кухонную – на плиту, столовую на стол, чайную – в буфет
(Дети по желанию выбирают предметные картинки с изображением предметов посуды и расставляют её по местам).
Воспитатель: Молодцы ребята, навели порядок, помогли Федоре, я думаю, что теперь она будет обращаться с посудой хорошо, будет её беречь, и не будет её больше обижать.
А в знак благодарности Федора оставила для вас мешочек, а мешочек не простой волшебный с загадками, вы готовы их разгадать?
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник
Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка
Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож
Возраст наш не очень юный,
Были бабушки чугунны,
А теперь мы из тефлона,
Ручки — из пластмассы.
Подогреем макароны
И поджарим мясо.
Сковорода
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса…
Вилка
Воспитатель: Молодцы ребята, и с загадками вы справились.
А сейчас мы подвигаемся и поиграем в игру «Найди пару».
Вставайте и проходите на ковёр, на полу разложены картинки, вы должны найти себе пару и объяснить почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов).
Воспитатель: Ребята, представьте, что вы все мастера – умельцы и изготовили посуду из разного материала. Я буду называть материал, из которого сделана посуда, а вы должны сказать, какая посуда из него получилась :
Ложка из дерева – деревянная ложка,
Стакан из стекла – стеклянный стакан,
Миска из пластмассы – пластмассовая миска,
Горшок из глины – глиняный горшок,
Чайник из металла – металлический чайник,
Чашка с блюдцем из фарфора – фарфоровая чашка, фарфоровое блюдце
Воспитатель: А сейчас поиграем в игру «Наоборот» (я называю слово а вы говорите наоборот)
Ложка грязная – ложка чистая
Тарелка глубокая – тарелка мелкая
Чашка большая – чашка маленькая
Сковорода тяжелая – сковорода легкая
Ножик старый – ножик новый
Воспитатель: Молодцы ребята, я хочу вас похвалить и поблагодарить, вы все так хорошо отвечали, играли в игры. Вам понравилось? Что было для вас сложным? (Дети учатся передавать свои впечатления, высказывать свое мнение).
- А помните волшебный мешочек, который оставила Федора, она там не только загадки оставила, но и ещё для каждого из вас сюрприз.
(Поощрения детей).