Наталия Гопина
Конспект открытого занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром «Прогулка в лес» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Д/с г. Багратионовска»
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
(ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром)
с элементами практической деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
«Прогулка в лес»
(старшая группа)
Воспитатель: Гопина Н. В.
Публикация «Конспект открытого занятия по ФЭМП и ознакомлению с окружающим миром „Прогулка в лес“ в старшей группе» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
(ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром)
с элементами практической деятельности
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
«Прогулка в лес»
Воспитатель: Гопина Н. В.
Цель: Развивать интерес и любовь к родной природе.
Закреплять знания детей о диких животных и растениях Родного края.
Формирование у детей экологически грамотного поведения, бережного отношения к природе, желания детей конкретными делами и поступками украшать свою землю.
Задачи:
Обучающие:
1. Закрепить знание чисел в пределах пяти; умение сравнивать предметы по длине.
2. Упражнять в группировке геометрических фигур по четырём признакам: цвету, величине, форме, толщине.
3. Закреплять умение ориентироваться в пространстве на плоскости.
4. Продолжать учить называть и различать геометрические фигуры.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес.
2. Развивать речевую активность, логическое мышление, восприятие, внимание, умение анализировать и сравнивать предметы по свойствам, обобщать.
3. Развивать самостоятельность.
4. Формировать навыки самостоятельной работы.
5. Делать умозаключения и выводы.
Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к математическим и познавательным занятиям.
2. Воспитывать стремление оказывать помощь.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.
Интегрируемые образовательные области:
- «Познавательное развитие (ФЭМП и Ознакомление с окружающим миром)»
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
Используемые технологии:
- Здоровье-сберегающая технология.
- Педагогическая технология на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии).
- Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса (обучение в сотрудничестве).
- Технология использования в обучении игровых методов (деловых, ролевых и других видов обучающих игр).
- Современные педагогические технологии.
- Информационно-коммуникативные технологии.
Методические приемы:
- Вопросы.
- Проблемная ситуация.
- Упражнения.
- Игры.
- Задания.
- Загадки.
- Рассматривание слайдов.
Предварительная работа:
- Беседа о головных уборах.
- Беседа о друзьях.
- Изготовления шляпки для дальнейшего декорирования.
Оборудование:
- Ноутбук.
- Слайды диких животных и растений.
- Схемы геометрических фигур.
- Раздаточный материал.
- Картинка медведицы.
- Импровизированный поезд из стульчиков.
- Знаки символы: «Правила поведения в лесу».
- Посылка.
- Воздушный шарик.
- Палочки Кюизенера
- Блоки Дьенеша.
- Цветы и листья из фетра разной величины и цвета
- Клей
- Кисти для клея
- Ножницы
- Элементы для декора
Форма проведения: совместная деятельность
Ход НОД:
В. Ребята, посмотрите как много сегодня у нас гостей. Давайте им улыбнёмся и поздороваемся.
- А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг – другу.
В. Руки дружно отпускаем и за мною повторяем.
- Запоминает наша голова важные поступки и умные слова. (Дети гладят себя по голове)
- Слушаем внимательно. (Поносят руки к ушам)
- Смотрим обязательно. (Подносят руки к глазам)
- Взрослых не перебиваем. (Грозят пальчиком)
- Знаний много получаем. (Сжимают и разжимают пальцы)
В. Ребята, посмотрите, сегодня к нам в группу почтальон принёс посылку. Думаю вам интересно узнать, что в ней. (Воспитатель открывает посылку, достаёт из неё картинку медведицы и медвежонка)
В. Посмотрите, да это же наша знакомая мама медведица и медвежонок Топа нам её прислали. Здесь есть ещё и письмо. Сейчас я вам его прочитаю:
«Здравствуйте дорогие, ребята! Пишет Вам большая мама медведица. Ещё раз спасибо вам за помощь, когда вы помогли моему сынишке Топе вернуться домой. Теперь он стал послушным медвежонком. А пишу я вам с такой просьбой: скоро вся планета будет отмечать важный праздник «День Земли» и мне хочется сделать и подарить подарки своим лесным друзьям, но одной мне не справиться. Очень прошу вас помочь. Высылаю вам конверты с заданиями и предложениями подарков. С уважением мама Медведица».
В. Ну, что, ребята, поможем маме медведице? Но сначала нам надо вспомнить, что это за праздник «День Земли»
(Этот праздник призывает всех людей быть внимательными к нашему общему дому планете Земля)
В. Для того, чтобы помочь маме медведице изготовить подарки её лесным друзьям нам нужно отправиться в лес. Но лес далеко и я предлагаю вам отправиться туда на волшебном поезде.
- Занимайте, пожалуйста, места. А вот и первое задание мамы Медведицы.
«Вспомните и назовите правила поведения в природе»
И в этом нам помогут знаки – карточки символы.
Д/и «Правила поведения в природе»
(Воспитатель показывает картинку детям, а они должны объяснить какая ситуация на ней изображена и как её избежать)
1. карточка «Не разоряйте птичьи гнёзда»
2. карточка «Не шумите в лесу»
3. карточка «Не разоряйте муравейники»
4. карточка «Не мусорьте в лесу»
5. карточка «не рвите цветы»
6. карточка «Не забирайте животных из леса домой»
7. карточка «Не ломайте ветки деревьев»
Дети хором:
Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Даже очень громко петь.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
В. Ребята, вы молодцы все очень хорошо помните и знаете правила поведения в лесу.
В. Вот мы и приехали. Выходите из вагонов.
Вот мы и вошли в лес. Какая красота. И прежде чем отправиться дальше предлагаю немного отдохнуть. Становитесь в круг.
Физминутка «Лесные жители»
Добрый лес, старый лес. (Широко развести руки в стороны)
Полный сказочных чудес. (Повороты вправо, влево)
Мы идём гулять сейчас. (Ходьба на месте)
И зовём с собою вас! (Махи руками к себе)
Ждут нас на лесной опушке. (Присесть)
Птички, мышки и зверушки. (Медленно встать, руки в стороны)
Мышка, мышка, серое пальтишко. (Руки перед грудью, лёгкий шаг на месте)
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт. (Руки сложить лодочкой)
А за мышкой шёл медведь. (Руки согнуты в локтях, шаг в вразвалочку)
Да как начал он реветь. У-у-у! У-у-у! Я в вразвалочку иду.
А весёлые зайчата. Длинноухие ребята. (Руки к голове, изобразить уши)
Прыг да скок. Прыг да скок.
Здравствуй, здравствуй добрый лес полный сказочных чудес. (Махи руками над головой)
В. Ребята, возьмите себе по пенёчку и присаживайтесь на полянке. Посмотрите, как красив и разнообразен лес. А кто из вас знает, в какой именно лес мы с вами пришли? (Смешанный)
- А почему вы так решили? (здесь растут разные деревья: дуб, берёза, клён)
В. А что ещё растёт в этом лесу? (Ягоды: голубика, малина, земляника)
- Грибы: подосиновики, боровики, опята, мухоморы…
В. Назовите, какие животные живут в лесу? (Лось, олень, ёж, волк, лиса, заяц, медведь). Как их можно назвать, одним словом? (Дикие)
В. Правильно. Планета Земля наш общий дом и мы должны беречь её, чтобы он был цветущим садом, и вместе с нами ему радовались и птицы и звери.
В. Я открываю следующий конверт от мамы медведицы. Здесь говорится, что она приглашает нас на поляну птиц. Поднимаемся и идём все тихонько за мной.
- А вот и поляна птиц. Занимайте, пожалуйста, места на полянке.
В. Без птичьего племени трудно представить землю. Птицы наши верные помощники и друзья, они радуют нас своим пением, птицы санитары леса. Есть птицы, которые сами строят себе дома и они называются? (гнёзда)
А есть птицы, которым строит дома человек. Они называются? (Скворечники)
Мама медведица хочет подарить скворечники таким птицам и предлагает вам помочь ей, так как сама она не справиться. Поможем медведице?
В. Нашими помощниками сегодня будут вот эти цветные счётные палочки Кюизенера.
- Возьмите 2 палочки, которые обозначают число 5 и сделайте из них стены.
- Возьмите палочки, которые обозначают число 4 и сделайте из них пол и потолок.
- Из голубых палочек сделайте крышу. Какое число оно обозначают?
- Из самой короткой палочки сделайте окошко-лаз. Какое число она обозначает.
- Возьмите последнюю палочку и при её помощи прикрепим скворечники к дереву.
- Какая по цвету самая длинная палочка? Какое число она обозначает?
- Как называются птицы, которые будут жить в скворечниках? (Скворцы)
В. Замечательно. С первым подарком справились. Откроем следующий конверт и посмотрим, кому медведица хочет ещё сделать подарок. И она нас приглашает на поляну насекомых.
В. Проходите. Занимайте места.
- Мама медведица хочет подарить своим друзьям насекомым цветочные полянки. Но не может сама красиво посадить цветы и просит нас помочь ей. Поможем?
- Тогда слушайте внимательно:
- Квадратный цветок посадите в верхний левый угол.
- Синий треугольный цветок посадите в нижний правый угол.
- Овальный цветок посадите в центре полянки.
- Цветок в виде трапеции посадите в левый нижний угол.
- Прямоугольный цветок посадите в правый нижний угол.
В. , Какие замечательные цветочные поляны у вас получились. Насекомые будут очень рады. Вот и со вторым подарком мы справились.
В. А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть на лесной полянке.
Физкультминутка «Видишь, бабочка летает»
Видишь, бабочка летает, (Машем руками-крылышками.)
На лугу цветы считает. (Считаем пальчиком.)
— Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопки в ладоши.)
Ох, сосчитать, не сосчитать! (Прыжки на месте.)
За день, за два и за месяц. (Шагаем на месте.)
Шесть, семь, восемь, девять, десять. (Хлопки в ладоши.)
Даже мудрая пчела (Машем руками-крылышками.)
Сосчитать бы не смогла! (Считаем пальчиком.)
В. Открываем следующий конверт. Прочитаю, что тут написано.
В. Ребята мама Медведица решила напоить лесных животных чаем с пирожными. Но не может разобраться, кому какое пирожное положить, кто какое любит. Возьмите по одному пирожному и отнесите на тарелочки.
(Вопросы детям кому, какое пирожное досталось).
В. Ребята, я вами горжусь. Вы замечательно справились. Все подарки готовы, маме медведице осталось только подарить их её друзьям.
- Проходите, присаживайтесь, на пенёчки у меня остался ещё один конверт. Посмотрим, что предлагает нам мама медведица.
- Она пишет ведь сегодня у нас с вами очень много гостей, а ведь так приятно получать подарки. И медведица приглашает вас в лесную школу «Куколка» где вас ждёт учитель, с которым вы сделаете подарки для наших гостей.
Педагог:
- Здравствуйте ребята!
- Вы сегодня путешествовали? У вас появились новые друзья? (ответы детей)
- На предыдущем занятии мы с вами беседовали о дружбе, о том, как радостно дарить и получать подарки, проектировали шляпку, которую сегодня будем украшать.
- Предлагаю вам закончить нашу работу, которую вы можете подарить нашим гостям и создать им радостное, доброе настроение.
Педагог демонстрирует детям готовую шляпку и обращает внимание на материалы, которые приготовлены индивидуально для каждого.
- Прежде чем начать, мы подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Цветы».
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Поднять кисти рук вверх с опорой на локти, пальчики собраны в щепоть, раскрыть пальчики.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Плавное раскачивание раскрытых пальчиков влево - вправо.
Наши алые цветки закрывают лепестки.
Собрать пальчики обеих рук в щепоть.
Тихо засыпают, головой качают.
Плавное раскачивание пальчиков собранных в щепоть
влево - вправо.
Педагог:
- Нам понадобятся приготовленные нами ранее элементы из фетра (лента, цветы, листочки, клей, кисточки и дополнительные элементы декора.
- Какие у всех разные шляпки получились. Какую ленту вы выбрали для декора своей шляпы узкую или широкую?
- Мы будем формировать и склеивать цветы, для того, чтобы они получились объемные.
Педагог демонстрирует формирования объемного цветка и приклеивания его на шляпку.
- Далее мы переходим к основной части нашей работы. Мы раскладываем наши листочки и цветочки, а затем аккуратно их приклеиваем.
- Обратите внимание на свои цветы. Из скольких лепестков он состоит?
Рефлексия
- Расскажите о своей работе, что у вас вышло?
- Какие трудности у вас возникали?
- Какое настроение вызывала работа?
Дети рассматривают работы, обмениваются впечатлениями.
Педагог:
- Спасибо вам! Вы сегодня очень хорошо поработали.
-Ребята, а теперь я вам предлагаю подарить свои работы нашим гостям для создания доброго, радостного настроения.
В. Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Возьмите свои подарки и занимайте места в поезде.
Рефлексия:
- Где мы с вами побывали?
- Кому помогали?
- Чьи задания выполняли?
- Что вам больше всего понравилось?
В. Вот мы и приехали. Выходите, пожалуйста и подарите каждый свою шляпку любому из гостей.
- Здесь в посылке есть подарки и для вас Вам прислала их мама медведица в знак благодарности за оказанную ей помощь.