Семина Светлана
Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе «Вода — водица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: углубление природоведческих знаний детей в процессе экспериментирования.
Образовательные задачи:
1. Закрепить знания о свойствах воды (текучесть, бесцветность, не имеет запаха, вкуса, чистая, легкие предметы плавают на поверхности воды, а тяжелые тонут) .
2. Учить делать выводы на основе опытно – экспериментальной деятельности.
3. Активизировать речь детей, обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии с элементами экспериментирования в старшей группе „Вода — водица“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Развивать познавательно – исследовательскую деятельность детей.
2. Развивать умения выдвигать гипотезы, сравнивать, анализировать и делать соответствующие выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать у детей безопасность собственной жизнедеятельности во время проведения экспериментов.
2. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу; подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на земле зависит от окружающей среды (чистая вода) .
3. Воспитывать умение услышать, почувствовать различные эмоциональные состояния в звуках природы.
Методические приемы:
1. Наглядные: просмотр презентации.
2. Практические: опытно-экспериментальная деятельность с водой.
Подготовительная работа: чтение художественной литературы, отгадывание загадок по теме, беседы, слушание звуков воды в природе, рассматривание фотографий и иллюстраций о воде в природе и природных явлениях, просмотр документальных фильмов о воде.
Материалы и оборудование:одноразовые стаканчики,трубочки,пипетка,емкости с водой, пена, цветы из бумаги,салфетки,мандарины, ноутбук,проектор.
Ход занятия.
Воспитатель: Доброе утро, ребята!
Собрались все дети в круг.
Я твой друг, и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся. (слайд 1)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие : у нас гости. (Поздоровались). А какое у нас сегодня настроение (ответы детей). Так давайте мы нашим хорошим настроением поделимся с гостями (посылаем гостям воздушные поцелуи).(слайд 2)
Ребята, я предлагаю отправиться в необычное путешествие вокруг Земли. Кто бы хотел принять участие в таком полете? Внимание! Мы начинаем космическое путешествие вокруг Земли. До старта осталось 10 секунд, ( дети хором считают: 9.8.7.6.5.4.3.2.1. Старт).(слайд 3,4)
Вот мы и взлетели. Посмотрите, какой маленькой кажется наша Земля из космоса. Что такое Земля? (планета, шар) А какого цвета на глобусе больше всего (слайд 5)
Дети: Синего, голубого
Воспитатель: Верно, как вы думаете, что обозначено этими цветами на глобусе?
Дети: (предположительные ответы) Синий и голубой цвет - это цвет, которым обозначена вода на глобусе.
Воспитатель: Посмотрите, как много воды на нашей Земле. А кому нужна вода?
Дети: Животным, растениям, человеку. (слайд 6)
Воспитатель: Правильно, без воды нет жизни на Земле. А что люди делают при помощи воды?
Дети: Готовят пищу, стирают, поливают растения, пьют, умываются, купаются в воде. Почему Землю называют «голубой» планетой? (много воды).(слайд 7,8,9,10,11)
Воспитатель: Молодцы. Совершенно верно.
Воспитатель:Ребята,сегодня перед тем как идти мне в детский сад, я смотрела новости по телевизору и вот там сказали, что ученые выявили, что во всем мире все острее ощущается нехватка пресной воды. А что будет если воды на нашей планете не станет? Как мы можем помочь планете (ответы детей).(слайд 12,13)
Воспитатель: Вода необходима всему живому на земле.
- Сейчас мы с вами будем учеными и отправимся в лабораторию, чтобы узнать основные свойства воды. Повертелись, покружились и в учёных превратились (слайд 14,15)
Надеваю детям шапочки на голову
- Кто такие учёные? (Ответы детей). Настоящие ученые задают себе вопросы и пытаются на них ответить. Они всё доказывают, проводя опыты в лаборатории. А чтобы все получилось, даже в сказочной лаборатории, необходимо соблюдать правила поведения. Вспомните, какие? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, соблюдать тишину)
Воспитатель: всё верно.
• Внимательно слушать воспитателя
• Не разговаривать слишком громко
• Не забывать, что после каждого опыта необходимо сделать вывод.
Дети, в нашей лаборатории мы превращаемся в учёных-исследователей. Много свойств у воды можно обнаружить, если вооружиться терпением.
(слайд 16)
Опыт 1. Вода прозрачна. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить коктейльные трубочки. В каком из стаканов они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
(слайд 17)
Опыт 2. У воды нет вкуса и запаха. Предлагаю детям попробовать через соломинку воду. Вопрос: есть ли у нее вкус? Даю им для сравнения попробовать мандариновый сок. Сравниваем вкус, делаем вывод, что вода вкуса не имеет. Потом понюхаем воду в стаканчике, определяем, что вода не имеет запаха.
Вывод: у воды нет вкуса и запаха.
(слайд 18)
Опыт 3. Тонет-не тонет
У меня есть два мандарина – один целый, второй очищенный. Как вы думаете, какой из мандаринов утонет — в кожуре или без нее? А одинаковые ли они по весу? Какой легче, какой тяжелее? Почему?
Что вы заметили? Какой из мандаринов утонул, а какой остался плавать? Правильно ребята, даже несмотря на то, что мандарин в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нём что? (кожура, а в кожуре что есть? много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот принцип применяется в настоящих спасательных жилетах.
(слайд 19)
Физкультминутка.
Мы плывём по тихой речке,
Тихо плещется вода (плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда (потягивания-руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем.
Чтоб обсохнуть погуляем (ходьба на месте).
А теперь глубокий вдох
И садимся на песок.
(слайд 20)
Опыт 4. «Дождевые облака»
С помощью этого опыта можно схематично объяснить детям, как идет дождь.
- Ребятки, вы любите дождик?
- Вы хотите узнать, как идёт дождь? (ответы детей)
- Давайте попробуем!
Наливаю воду в большую ёмкость на 2/3. Выдавливаю пену прямо поверх воды.
- Сначала вода накапливается в облаках, а затем облака собираются все в кучку и превращаются в большую тучку. Тучка дождик несет.
Пипеткой на пену капаем окрашенную воду.
А как станет тяжело нести, на землю прольет.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
-Теперь наблюдаем, как цветная вода проходит сквозь облако и продолжит свое путешествие на дно стакана.
- Получился у нас дождик?
- Итак, уважаемые учёные, делаем вывод.
Вывод: вода накапливается в облаках, а потом выпадает осадками на землю.
(слайд 21)
Опыт 5. «Цветочная полянка»
Дождик прошел. Появилась вода в лужицах. Я приготовила бумажные цветы. Что сейчас они делают? (спят)
- Как вы думаете, могут бумажные цветы распуститься в воде? Или только живым цветам нужна вода? (ответы детей)
- Но мы же с вами знаем, что настоящие учёные всё проверяют!
(ставлю большую плоскую тарелку с небольшим количеством воды)
- А теперь опустите цветы в воду. Что происходит с цветами? (цветы распускаются).
- Уважаемые учёные, что вы скажете, почему это происходит?
Вывод: вода намочила бумагу, и она стала тяжелее).
Опыт 6. Вода поднимается вверх. Все мы знаем, что вода течёт вниз. Уважаемые учёные, приведите, пожалуйста, примеры (вода из крана, дождь, из бутылки, лейки).(слайд 22,23,24)
- Как вы думаете, вода может подниматься вверх? (ответы детей)
- Так давайте мы это проверим! У вас есть салфетки, в тарелочках – вода. Сейчас вы возьмёте салфетку и один край вертикально опустите в воду.
(слайд 25)
- Что происходит с салфеткой? Почему?
Вывод: вода может не только течь вниз, но и подниматься вверх.
- Да, вода может подниматься снизу вверх, да при этом творит чудеса! Этот цветной опыт с водой демонстрируют способность воды подниматься вверх по тоненьким волокнам салфетки.
Подводим итоги, делаем выводы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы отлично справились с опытами. Ребята, нам пора возвращаться на Землю. Посадка через 10 секунд. Приготовьтесь! Начинаем отсчет: 1.2.3.4.5.6.7.8.9.10. Полет закончен. (слайд 26)
Воспитатель: Ребята, мы с вами путешествовали не долго, но многое успели узнать. (слайд 27)
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня с вами занимались? Что нового вы узнали о воде? Понравилось ли вам заниматься в лаборатории? Что показалось самым интересным?Как мы можем помочь нашей планете?
Воспитатель: И в завершении нашего занятия, я хочу вам прочитать стихотворение Марины Энтелис «Берегите, Люди,воду!».
Берегите-люди воду!
Ведь вода,так всем нужна
Вдруг погибнет вся природа?
Жизнь несет с собой вода!
Мусор в речку не бросайте!
Рыбки в речке там живут!
Нефть-заводы,не сливайте!
Чайки песен не споют.
Зря не лейте с крана воду!
Думайте,о всем живом
Без питья воды немного
Мы на свете проживем
А,как выйду рано утром
На траве роса лежит
Это-детка океана
А за ней ручей бежит!
-Занятие закончено.