Марина Дука
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы «Нюхаем, пробуем, слушаем»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема : нужны ли нам органы чувств.
Цель: роль органов чувств в жизни человека.
Образовательные задачи:
1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос - определять запах; язык - определять на вкус).
2. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы.
Развивающие задачи:
1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос.
2. Развивать эмоционально-положительные отношения к познанию окружающего мира.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности с детьми старшей группы „Нюхаем, пробуем, слушаем“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
3. Развивать наблюдательность у детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать усидчивость; интерес и способность работать в коллективе.
Методы и приё мы:
1. Наглядные: картинки, поясняющие назначение органов чувств.
2. Словесные: вопросы, рассказ педагога.
3. Д/и «Угадай, что звучит».
4. Д/и «Отгадай по запаху».
5. Д/и «Отгадай на вкус».
Материалы: ширма, мешочки, чеснок, апельсин, сахар, соль, бубен, погремушки, бумага, молоток, свисток.
Ход занятия.
1. Моделирование игровой ситуации. На столе разложены мешочки с апельсином, сахаром. А также мешочки, в которых находятся бубен, бумага, молоток, погремушки. Воспитатель предлагает детям поиграть с ними. Детям предоставляется возможность самостоятельно изучить мешочки.
2. Введение в проблему. В ходе этого знакомства воспитатель беседует с детьми, задавая вопросы: Ребятки вы внимательно осмотрели мешочки. Они закрыты, но мне интересно: «Знаете ли вы, что в них лежит?» (предположения детей)
-«Как вы это узнали, что лежит в разноцветных мешочках?» (предположения детей)
- «Как звучат эти предметы?» (бумага – шуршит, шелестит, бубен – громко звенит; погремушки – звенят тихо, молоток – стучит)
-«С помощью чего вы смогли услышать эти звуки?» (предположения детей)
-«Как вы узнали, что лежит в розовом мешочке?» (предположения детей)
-«Как вы узнали, что лежит в жёлтом мешочке?» (предположения детей).
-«А как вы думаете, сможем ли мы обойтись без органов чувств: без языка, носа, ушей?» (предположения детей)
2. Поэтапное решение проблемы.
А сейчас ребятки я предлагаю вам выяснить, верны ваши предположения или нет, можем мы обойтись без языка, ушей, носа или всё-таки без них нам никак не обойтись. Давайте с вами поиграем.
• Игра «Угадай, что звучит»- ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издаёт звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого был издан звук, и говорят, что услышали его ушами. А сейчас ребятишки я предлагаю вам закрыть ушки (издаёт звук каким-либо предметом и опрашивает детей о том, можно ли что-то услышать, если уши закрыты, делают вывод, что уши незаменимы, и что только они помогают человеку слышать, различать звуки).
Физкультминутка «Подними ладошки выше».
Подними ладошки выше, и сложи над головой.
Что же вышло? Вышла крыша,
А под крышей мы с тобой.
Подними ладошки выше, а потом сложи дугой.
Что же вышло? Вышли гуси.
Вот один, а вот другой.
Подними ладошки выше, и сложи перед собой.
Что же вышло? Вышел мостик.
Мостик крепкий и прямой.
• Игра «Отгадай по запаху»- дети подставляют свои носики к окошку ширмы, а воспитатель предлагает отгадать по запаху, что у него в руках. «Что это?» «Как узнали?» (Нам помог нос). Затем воспитатель предлагает закрыть носики и опять попробовать определить, что лежит в мешочке, и после этого дети делают вывод, что нос тоже незаменим, и только он помогает определять запахи.
• Игра «Отгадай на вкус»- воспитатель предлагает детям отгадать по вкусу сахар и соль. «Что это?» «Как узнали?» (Нам помог язык). А сейчас ребятки давайте узнаем, сможем ли мы определить в каком мешочке сахар, а в каком соль не пробуя. (дети рассматривают содержимое мешочков, не могут ничего определить и делают вывод, что определять вкус можно только с помощью языка).
3. Сравнение достигнутого результата с предположениями.
Детки, мы хотели с выяснить, cможем ли мы с вами обойтись без органов чувств (языка, ушей, носа? К какому же результату мы пришли? (мы не можем обойтись без органов чувств, они не заменимы в нашей жизни)
Все ли так предполагали?
4. Рефлексия.
Назовите наших помощников, которые помогают узнать нам предмет по звуку, по запаху, по вкусу. Что было бы, если бы их у нас не было?
(На фланелеграфе с помощью картинок фиксируется назначение органов чувств).