Анна Сергеевна
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Очень нужен воздух нам. Эксперименты с воздухом»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Задачи: способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- кляксографией.
Публикация «Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе „Очень нужен воздух нам, Эксперименты с воздухом“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ход занятий:
В. : Возьмитесь все за руки.
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте" друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем "Привет" и "Добрый день";
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
В: Посмотрите, ребята, к нам в гости приплыла золотая рыбка. У нее есть для нас послание. Давайте его прочитаем.
«Дорогие ребята! Я, Золотая Рыбка, приплыла к вам из далекого морского царства. Я путешествую по морскому миру и вот приплыла к вам. Вижу, что вы умные и прозорливые ребята. Расскажите мне, пожалуйста, что такое воздух?».
В: Ребята, что такое воздух?
(Ответы детей).
В: Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох.
В: Вы знаете сколько человек может прожить без еды? А без воды? (несколько дней). А без воздуха? Проверим. (не больше 5 минут).
В: Давайте поговорим о воздухе как настоящие ученые- исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (лаборатория)
В: В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Сегодня для вас я организовала небольшую лабораторию в группе.
В: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут к столам, на которых расположены предметы для проведения опытов).
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество- внимательность,
А поможет все узнать
Наша наблюдательность.
В: Вот мы очутились в самой настоящей научной лаборатории. (Подходят к первому столу, садятся).
В: Мы опыты начинаем
Интересно здесь бывает
Постарайтесь все понять
Много нужно здесь узнать
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята вы знаете как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»
В: Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый).
Давайте поймаем воздух.
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух). Ребята, скажите, какие предметы мы используем, в которых внутри находится воздух? (надувной матрац, спасательный круг).
Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Эксперимент №2 «Каким цветом воздух?»
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой? (он прозрачный, бесцветный, невидимый).
Вывод: Воздух не имеет цвета.
Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (шипение).
Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем. Какой сейчас можно сделать вывод?
Вывод: Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент №3 «Как увидеть воздух?»
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочку сильно. Теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочек и воды мы увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент №4 «Слышим воздух».
В: Если подуть в баночку или бутылочку, крышку от фломастера или сдуть шарик. Когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать разные звуки воздуха (свист, вой).
В: На столе есть воздушные шарики, давайте их немного надуем, потом растянем края и потихоньку начнем выпускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли воздушные шары)
Вывод: воздух можно услышать разными способами.
В: Ребята, как вы думаете, можно ли почувствовать запах воздуха? (ответы детей) Как? (ответы детей)
Эксперимент №5 «Узнай по запаху».
В: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. Например, по запаху из кухни мы можем узнать, что там готовят.
В: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, чеснок, яблоко и др.). Вы замечательно справились молодцы.
В: Как вы думаете имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим.
Эксперимент №6 «Имеет ли воздух вес».
На столе разложены предметы: кусочек резины, резиновая игрушка.
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь возьмем резиновую игрушку и опустим в воду ее. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче чем вода.
В: Ребята, а вы знаете что воздухом можно рисовать (ответы детей). Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать? Давайте пройдем за последний стол, где нас ждут краски, трубочки и воздух. Я покажу вам как рисовать: надо капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи трубочки в разные стороны. А теперь вы. (Дети пробуют рисовать).
В: Итак, мы сегодня провели множество опытов. Какой опыт вам показался интересным больше всего? Как называется техника рисования воздухом? (ответы детей)
В: Ребята, теперь мы много знаем о воздухе и можем рассказать о нем рыбке. (Рассказ детей по схеме). Молодцы. Вы все были активными, внимательными. Сегодня мы узнали много нового. Наше занятие подошло к концу.