Елена Кононова
Конспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности «Тайны мыльных пузырей» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, а также со свойством жидкого мыла: может растворяться в воде, образует пленку.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Публикация «Конспект открытого занятия экспериментально-исследовательской деятельности „Тайны мыльных пузырей“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мыло, мыльные пузыри
- Мыльные пузыри. Конспекты занятий
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Образовательные: продолжать формировать у детей умения самостоятельно проводить исследование, подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов. Помочь детям освоить новый способ рисования и правильно пользоваться материалом: дуть в трубочку, прикладывать лист бумаги к пузырькам, не касаясь края стаканчика.
Развивающие: развивать у детей мышцы рта, тренировать дыхание, а также развивать быстроту мышления, развивать творческое воображение. Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
Оборудование: стаканчики с раствором из моющего вещества и глицерина, набор для опытов.
Ход мероприятия
I. Вводно-мотивационная часть:
Воспитатель: Ребята, мне сегодня приснился дивный сон, а о чем он, вы узнаете, если отгадаете мои загадки:
1. Мы их, лёгких и красивых,
В очень ярких переливах,
Через трубку надуваем
И на волю отпускаем…
2. В мыльной воде родился,
В шарик превратился.
К солнышку полетел,
Да не долетел - лопнул!
3. Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала….мыльные пузыри
Ответ детей.
Воспитатель: правильно ребята, какие вы молодцы! Во сне я путешествовала в сказочную страну мыльных пузырей. Там днем спят звезды, а ночами играют облачка, там одновременно можно увидеть веселое лето и плаксивую осень, завьюженную зиму и вечно молодую весну. Пузыри очень любят прилетать к нам на землю и играть с ребятами.
Воспитатель: Ребята, а вы очень любите сказки? А я люблю их рассказывать. Хотите, я помогу сегодня попасть в одну чудесную сказку, где вы сможете превратиться в добрых волшебников и своими руками сотворить чудо.
Ответы детей
II. Основная часть:
Воспитатель: Итак, слушайте. «В некотором царстве, в некотором государстве, в одном сказочном королевстве жили маленькие человечки - пузырьки. Эти человечки были очень добрыми, они совершали добрые и хорошие поступки – исполняли желания, помогали в различных хлопотах и делах, веселили и радовали, отвлекали от злых и неприятных историй, играл с детьми и животными. Еще они могли непогоду обратить в погожий денёк, примирить ссорящихся, напоить в засуху, устроить праздник, когда всем грустно, успокоить и развеселить плачущего ребёнка, вылечить больного, подарить небу радугу. Всё! И даже больше! Потому что они были волшебными!
Но вот в один страшный день, на пузырьков напал злой великан, и съел всех пузырьков. Но в этой стране была добрая фея. Фея взмахнула своей волшебной палочкой, и превратила великана в тысячу мыльных пузырей. Даже сейчас фея может взмахнуть палочкой и по всей земле полетят мыльные пузыри. Которые веселят и радуют взрослых и детей»
Воспитатель: А вы любите мыльные пузыри?
Ответы детей:
Воспитатель: А хотите побыть сегодня в роли волшебников, и научится делать мыльные пузыри?
Ответы детей
Воспитатель: Давайте сейчас вспомним, как пускают мыльные пузыри.
Упражнение на развитие дыхания
- Делаем глубокий вдох через нос, и медленно выдуваем пузыри, стараемся дуть как можно дольше, чтобы получились большие пузыри (дети дуют)
Воспитатель: Ой, слышите, а это Фея манит нас в свою сказку, обещая чудо (звучит музыка).
А для того, чтобы совершить чудо, она нам прислала вот такой замечательный набор из различных трубочек и других приспособлений. С их помощью можно творить волшебство, и даже стать волшебниками.
Опыт 1.
Воспитатель: Для начала, я предлагаю сейчас, взять стаканчик с водой и подуть в трубочку. Что же мы с вами сейчас наблюдаем?
Ответы детей
Воспитатель: А почему пузыри, которые получаются, тут же лопаются?
Ответы детей
Воспитатель: Значит, для пузырей очень важно, чтобы они не лопались и держались дольше. Для этого надо добавить в воду особый мылящийся раствор и тогда мы с вами сможем поиграть с пузырями.
Воспитатель добавляет в стаканчик с водой этот раствор.
Воспитатель: мыльный раствор у нас есть, теперь можно и поиграть
Воды обыкновенной
В стаканчик наберу
- Пускать из мыльной пены
Я буду пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку - и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Затем предлагает подуть в соломинку и другим детям.
Воспитатель: Давайте теперь поиграем в другую игру.
Опыт 2. «Буря из пузырей»
• Сначала нальём немного мыльного раствора в контейнер. (Предлагается кому - ни будь помочь в этом.)
• Затем опустим в контейнер решето так, чтобы оно полностью погрузилось в раствор.
• Ну, а потом вытащим решето изводы и подуем на него. А теперь проделаем тоже самое вот с этими приспособлением (палочка с кольцом) (выбираем 2 других детей).
Старайтесь подуть сильнее.
Вылетают пузыри и лопаются.
Он, воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
Нарядный, разноцветный,
Он лопнул навсегда,
Расплылся незаметно,
Растаял без следа.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает и рассуждает:
-что такое мыльный пузырь? (это воздух, заточенный в тонкую мыльную
оболочку);
- что получается, когда дуешь в решето? (вылетает несколько пузырей или один большой);
-что получается, когда дуешь в другое приспособление? (вылетает 1 пузырь);
-какие мыльные пузыри (воздушные, красивые, разноцветные, прозрачные);
-почему увеличиваются в размере пузыри? (Туда проник воздух);
-откуда взялся воздух? (Я его выдохнула из себя);
-почему пузыри маленькие и большие? (Разное количество воздуха).
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, что происходит, когда дуешь в двойную трубку?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь давайте не много отдохнём.
Физкультминутка «Мыльные пузыри»
Мы надуем все пузырь – (дети дуют на ладони, сложенные вместе)
Мыльный и воздушный – (разъединяют ладони, держа кончики пальцев
вместе)
В небо быстро он взлетит – (поднимают руки вверх)
И разгонит тучки – (машут руками из стороны в сторону)
Побежим мы по дорожке, захотим его догнать – (бег на месте)
Но пузырь летит так быстро – (покружиться на месте)
И его нам не поймать – (разводят руки в стороны).
Опыт 3. «Ты всё увидишь дважды»
Воспитатель предлагает очередному ребёнку взять двойную трубочку, окунуть оба конца в раствор и подуть в верхнюю часть.
Воспитатель: что же, ребята, происходит?
Ответы детей
Воспитатель: а почему?
Дети пытаются сделать предположения.
Воспитатель: воздух выходит из 2 трубочек и формирует сразу 2 или несколько пузырей, смотря, как подуешь.
Опыт 4. «Маленькое джакузи»
Воспитатель: Мыльные пузыри имеют шарообразную форму. А что же произойдёт, если они дотронутся до мокрой поверхности?
Дети делают свои предположения.
Воспитатель: А давайте проверим, ваши предположения?
Перельём наш раствор в маленький контейнер и закроем его крышечкой;
Теперь вставим трубочку и подуем в неё.
- Что же произошло?
Ответы детей
Воспитатель: Значит, стоит дотронуться пузырям до мокрой поверхности, они принимают форму купола.
- А вот ещё ребята одна интересная игра.
Опыт 5. «Необыкновенные формы»
Давайте, сначала нальем мыльный раствор в наш маленький контейнер и погрузим в него формочку (приглашается кто ни будь из детей).
Теперь медленно покрутим её в растворе.
Вытащим формочку и посмотрим на необычный слой жидкости, образовавшейся по краям.
Воспитатель: Ребята, какой он формы?
Ответы детей
Воспитатель: - Давайте попробуем проткнуть трубочкой эту плёночку. Что произошло с ней?
Ответы детей
Воспитатель предлагает опять окунуть формочку в мыльный раствор, а затем
окунём и трубочку в раствор и попробуем аккуратно проткнуть ей этот слой.
Воспитатель: Что же теперь ребята произошло? Образовавшаяся плёночка лопнула в этот раз?
Ответы детей:
III. Рефлексивный этап
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель: Ребята, скажите, так что же хорошего в пузырях?
Ответы детей (Они красивые, ими можно играть, они нас радуют).
Воспитатель: А, что плохого в пузырях?
Ответы детей (Они лопаются, могут попасть в глаза и защипать).
Воспитатель: Молодцы, все вы знаете!
Воспитатель: Вот и получилось у нас с вами настоящее волшебство, настоящее чудо.
- Что для вас было самым трудным?
- А что лёгким?
Дети делятся своими впечатлениями.