Валентина Шарова
Конспект открытой НОД «Это чудо — апельсин» в средней группе
Возрастная группа: средняя 4 - 5 лет.
Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие.
Виды деятельности: игровой; коммуникативный; познавательно - исследовательский, продуктивный.
Форма организации: фронтальная, в парах.
Формы работы: Дидактическое упражнение «Поменяемся местами», ТРИЗ игра «Сенсорный ящик», ТРИЗ игра «На что похож», ТРИЗ игра «Волшебный экран», д/игра «Родственники апельсина», эксперимент «Тонет - не тонет», продуктивная деятельность «Фруктовая фантазия». Похвала, подчеркивание достижений.
Публикация «Конспект открытой НОД „Это чудо — апельсин“ в средней группе» размещена в разделах
- Апельсин
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Оборудование и материалы: демонстрационный материал – сенсорный ящик, схемы для описания фруктов, емкость с водой, картинки «Фрукты», магниты с ленточками. Правила для проведения экспериментов в картинках. Нарезанные цитрусовые фрукты. Раздаточный материал: салфетки влажные и сухие, апельсин, лупа, тарелки.
Предварительная работа: беседа «Польза цитрусовых фруктов», ТРИЗ игры: «Сенсорный ящик», «На что похож», «Волшебный лифт», составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу. Экспериментальная деятельность на тему: «Воздух».
Цель: расширение представлений дошкольников об апельсине и его свойствах.
Задачи образовательной деятельности
Образовательные. Закрепить умения обследовать предмет с помощью различных анализаторов; умения формулировать и задавать вопросы. Продолжать учить согласовывать существительное с числительным.
Развивающие. Развивать зрительное внимание, восприятие, воображение, ассоциативность мышления. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение выдвигать гипотезу, сравнивать и делать выводы.
Воспитательные. Воспитывать самостоятельность, уверенность в собственных силах; умение видеть результат работы и радоваться ему.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников
1. Обратить внимание на лексико – грамматический строй Джамили (дидактическая игра «Родственники апельсина»).
2. Есении З. дать возможность получить результат, свидетельствующий о ее продвижении, показывающий, чему она научилась (продуктивная деятельность «Фруктовая фантазия»).
3. Учитывая особенности мышления, темп восприятия Даши Д., дать возможность подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительного положения (ТРИЗ игра «На что похож», эксперимент «Тонет – не тонет»).
Ход НОД
Воспитатель. Ребята, как вы себя чувствуете? Какое у вас настроение? (Ответы детей). Нам радостно и весело! Прекрасно, детвора! Сейчас же начинается интересная игра!
Поменяйтесь местами Даша и Глеб; поменяйтесь местами, кто находится слева и справа от меня. Кто находится слева и справа от Рианы, поменяйтесь местами. У кого короткая стрижка, поменяйтесь местами.
Кто сегодня одет в платье, поменяйтесь местами.
Молодцы, вы были очень внимательны.
- Ребята, я заметила в нашей группе загадочную коробку. Вот она. (Воспитатель берет коробку. Влево, вправо ее покачивает). Там что-то есть. Вам интересно узнать, что там находится? Тогда смотрите на схему, задавайте вопрос, а я на него буду отвечать.
Дети задают вопрос, воспитатель отвечает.
Схема - язык. Это съедобный предмет? (Это съедобный предмет).
Какой он на вкус? (Он бывает сладким, кислый).
Схема - язык. Предмет пахнет или нет? (Этот предмет имеет запах и для меня этот запах приятный).
Схема - ухо. Предмет издает звук или нет? (Этот предмет звуки не издает).
Схема – рука. Какой он на ощупь? (Он на ощупь упругий).
Схема – глаз. Какой формы предмет? (Предмет овальной формы).
Какого он цвета? (Этот предмет оранжевого цвета).
Какого он размера? (По сравнению с арбузом – он маленький, по сравнению с вишней – большой).
Назовите части предмета? (У него есть кожура, мякоть, семя, дольки).
- Ребята, догадались, что это? Почему ты так считаешь? Откроем ящик и посмотрим.
Это апельсин, но он почему – то грустный. А грустит он потому, что еще маленький и ничего о себе не знает. Ребята, как мы можем помочь апельсину? (Ответы детей).
- Отличная идея, мы расскажем апельсину все, что мы о нем знаем.
Станьте в круг. Передавая друг другу апельсин, расскажем, на что или на кого похож апельсин?
(Мяч, солнце, шарик, колобок, голова, киндер сюрприз, клубок с нитками, елочную игрушку, лисичка, морковь, разноцветный снежок и т. д.).
Покатаем апельсин в нашем «Волшебном лифте»? Тогда присаживайтесь на коврик перед планшетом.
Наш лифт умеет ездить не только вверх и вниз, но и вправо и влево. Кто первый будет перемещать апельсин? Дети по одному выходят к планшету, указкой перемещают апельсин в любую сторону, задают вопрос и отвечают на него.
- Волшебный лифт поднимает апельсин вверх. Где может находиться сейчас апельсин? (На дереве, в холодильнике, в магазине, на столе и т. д.).
- Волшебный лифт, опускает апельсин вниз. Из каких частей состоит апельсин? (Кожура, мякоть косточки).
- Апельсин перемещается вправо, Кем был раньше апельсин? (Косточкой, цветком, маленьким апельсинчиком и т. д.).
- Апельсин перемещается вправо. Что будет с апельсином в будущем? (Украсят торт. Съедят, посадят косточку, и вырастет снова апельсиновое дерево).
Ребята, нашему апельсинчику очень интересно, апельсины умеют плавать или не? Как вы думаете? Предположение детей. Проведем эксперимент?
На для начала подойдем к ковралину. Назовите правила, которые мы соблюдаем при проведении экспериментов. Воспитатель показывает картинку, дети все мести произносят правило:
- Ничего не трогать без разрешения взрослых.
- Не шуми, чтоб не мешать товарищам.
- Ничего не пробуй на вкус.
- Бережно обращайся с оборудованием. Поработал, убери на место.
- Работать только на своем месте.
Отлично, ребята. Вы помните все правила, я уверенна, что вы их будете соблюдать.
Подойдите к столу и станьте каждый возле тарелочки. Возьмите апельсин. Опустите его в емкость с водой. Что делает апельсин? (Плавает). У меня тоже есть апельсин, и я опущу его в воду. Что делает мой апельсин? (Опустился на дно). Как вы думаете, почему? (Потому что у него нет кожуры).
Значит, кожура помогает апельсину плавать. Что такое есть в кожуре, что помогает держать апельсин на воде? Возьмите лупу и рассмотрите кожуру. Расскажите, какая она. (Кожура неровная, пористая, есть бугорочки, ямочки).
Воспитатель: Ребята, эти маленькие точечки, это поры – это маленькие, маленькие дырочки. А вы знаете, что вокруг нас и даже в маленьких дырочках, мы его не видим, но то находится? (Воздух).
Да, эти поры заполнены воздухом, поэтому кожура не тонет. А воздух легче воды. Значит, что помогает апельсину плавать? (Воздух, который находится в кожуре).
Человек нашёл применение этому свойству воздуха. Сделал вот такие предметы. Что это? (Воспитатель показывает картинки, дети называют, что там изображено).
- Надувной круг, надувной матрац, спасательный жилет, надувные нарукавники.
- Для чего человеку эти предметы? (Если человек не умеет плавать, то надевает надувной круг и т. д.)
В: Ребята, апельсин относится к роду цитрусовых. Цитрусовые это вечнозеленые деревья и кустарники. Подойдите к экрану и станьте вряд перед ним.
В:. У апельсина много родственников, цитрусовых фруктов. Посмотрите, апельсин один, а цитрусовых фруктов разное количество. Сейчас мы их сосчитаем. Вначале, проведем дорожку от апельсина к тому фрукту, к которому хотите. (Лимон, мандарин, лайм, грейпфрут). Начинаем отвечать так: «Один апельсин, два грейпфрута. И т. д.» (Дети, проводят дорожку, считают цитрусовые фрукты, согласуют числительное с существительным).
Воспитатель: Что можно приготовить из цитрусовых фруктов? (Варенье, желе, суфле, компоты, цукаты и т. д.). Но лучше всего есть фрукты свежие.
В цитрусовых фруктах очень много витаминов, которые полезны для нашего организма. На каждом праздничном столе есть фрукты. А какой скоро праздник? (День защитника Отечества). Давайте, красиво выложим фрукты на тарелочках и оформим выставку «Фруктовая фантазия».
Станьте вокруг стола, напротив тарелочки.
Немного пофантазируем, выложим фрукты необычно: узором, в виде цветка, пальмы и т. д. Как здорово, красиво. Так и хочется попробовать. Мамы, бабушки и гости, посмотрят и воспользуются вашими идеями.
В: Ребята, как вы думаете, мы помогли апельсинчику? Что ты сегодня нового узнал? Что для тебя было трудно? С чем ты справился легко и быстро? Что для тебя было очень интересно? Вам пригодятся эти знания в жизни? Где?
Ребята, а мы можем вырастить апельсиновое дерево у нас, в Центре природы? (Предположение детей). Давайте, мы из книги узнаем об этом. Посадим семя и будем наблюдать. Берите тарелочки, понесем на выставку «Фруктовые фантазии»