Ольга Данилова
Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию «Вот они какие ложки расписные»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Вот они какие ложки расписные»
(хохломская роспись)
старшая группа
Провела воспитатель
старшей группы
Данилова О. В.
Количество детей: 9
Место проведения: групповая комната
Дата проведения: 28.03.23 г.
Рыбное, 2023г.
Цели:
расширять представление о видах народного декоративно — прикладного искусства;
продолжать знакомить детей с хохломской росписью на различных предметах посуды.
Задачи:
Образовательные:
закреплять знания о народном декоративно — прикладном творчестве;
Публикация «Конспект занятия по художественно — эстетическому развитию „Вот они какие ложки расписные“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2024
закрепить знания о хохломской росписи, об основных элементах хохломской росписи;
упражнять в поворотах руки при рисовании завитков в разных направлениях, закреплять умение пользоваться ватными палочками для рисования маленьких кружков;
продолжать учить рисовать узор на жёлтом фоне;
закрепить умения выполнения элементов хохломской росписи.
Развивающие :
развивать чувство ритма, цветового восприятия при составлении орнамента;
развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек;
учить рисовать аккуратно, красиво располагая рисунок на деревянной форме;
формировать умения применять приёмы рисования кистью, тычком;
активизировать в речи детей слова: Хохлома, хохломская роспись, деревянный, глинянный, завиток, завитушка, травка, ягодка, кормилица, красавица, черпачок.
Воспитательные:
воспитывать бережное отношение и уважение к продуктам труда людей;
воспитывать интерес, любовь к народному искусству;
Воспитывать чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.
Материал:
деревянные заготовки — ложки;
палитры;
гуашевые краски;
баночки с водой;
кисти № 3;
ватные палочки;
салфетки влажные, бумажные, тканевые;
филимоновская игрушка, дымковская игрушка, стаканчик хохломской;
доска интерактивная;
заготовки -ложки деревянные;
клубни картофеля;
ведёрко;
почтовый ящик;
письмо.
Предварительная работа:
рассматривание изделий народных промыслов,альбомов;
рисование элементов хохломской росписи;
чтение потешек;
подвижные народные игры;
дидактические игры;
беседы о русских народных промыслах;
чтение сказок о ложке.
Ход.
Дети заходят в группу.
Воспитатель обращает внимание детей на гостей.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло много гостей. Давайте поздороваемся с ними.
Дети здороваются.
Вводная часть
Мотивация.
Воспитатель: Сегодня утром к нам в группу заходил почтальон. Он принёс письмо. Я его открывать не стала без вас и решила, что мы прочитаем его вместе и узнаем от кого оно пришло и откуда. Давайте сядем с вами на ковёр, и прочитаем письмо.
Дети вместе с воспитателем садятся на ковёр.
Воспитатель читает письмо.
Воспитатель: Письмо нам пришло из Южной Америки, а прислали его нам индейцы.
«Здравствуйте, ребята!
Пишут вам индейцы племени Кечуа, мы живём в Южной Америке. Мы много слышали о вашей далёкой старне. Но хотели бы познакомиться поближе. Нас интресует один предмет, но мы незнаем как он называется. Его мы делаем из глины, раковин, и листьев. Но чтобы было легче догадаться, что это за предмет отгадайте загадку.
Не лопата, не совок,
Что захватит, то в роток;
Кашу, суп или окрошку.
Вы узнали? Это.
Индейцы Кечуа.»
Дети: Ложка.
Воспитатель: Молодцы. Правильно отгадали загадку.
Воспитатель: Ну что ж, ребята, поможем индейцам узнать про наши ложки побольше? И сделаем для них подарки.
Ответы детей.
Основная часть.
Сначала мы расскажем из какого материала изготавливаются наши ложки.
Дети встают около интерактивной доски.
Дидактическая игра «Что из чего сделано» на интерактивной доске.
Воспитатель: Ребята, на экране изображены разные предметы. Вам нужно внимательно посмотреть на экран и определить из какого материала сделаны эти предметы. А сделаны они из разных материалов. Ваша задача убрать лишние предметы, которые сделаны не из дерева и не из глины.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Да, наши ложки русские сделаны из дерева.
А почему русские люди делали и делают ложки из дерева?
Дети: Потому что деревянные ложки лёгкие, не обжигают рот и руки во время еды, сохраняют вкус пищи.
Воспитатель: Заготовки ложек мы с вами приготовили. А что с ложкой надо сделать дальше?
Дети: Расписать.
Дидактическая игра «Цветные капельки»
(хохломкая роспись, филимоновская игрушка, дымковская игрушка. (определить цветовую гамму).
Воспитатель: Правильно. А сейчас мы с вами разделимся по подгруппам по три человека и подойдём к столам, где находятся предметы народного декоративно — прикладного искусства и конверты с цветными капельками. Вам нужно их рассмотреть, определить, что это за предмет и достать те капельки, цвета которых используются при росписи этого предмета.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: А какую роспись мы будем использовать при росписи ложек?
Дети: Хохломскую.
Воспитатель: Ну что ж, заготовка ложки у нас есть, с росписью мы определились. А теперь нам эти ложки нужно расписать. Художников которые расписывали ложки называли матерами. Вот и мы сейчас с вами станем мастерами.
Садитесь, пожалуйста, за столы.
И давайте с вами вспомним какие элементы хохломской росписи мы с вами знаем.
Воспитатель выставляет на доску технологическую карту.
Дети: - травка,
- завиток,
- кустик,
- ягодки: смородина, малинка.
Роспись ложек.
Воспитатель: Молодцы. А теперь я вам покажу как мы будем выполнять узор. Ложку мы будем расписывать с внутренней стороны черпачка. Кто успеет, можно расписать ложку и с внешней стороны.
Наш узор мы начнём с изогнутой веточки — завитушки. Она «побежит» у нас по краю черпачка. Кто захочет можно изобразить несколько завитушек, только смотрите, чтобы у вас осталось место и для ягодок. На веточке мы с вами изобразим что?
Дети: Кустики и травку.
Воспитатель: Правильно. А в самую последнюю очередь рисуем ягодки: малинку и смородинку. А чем мы будем рисовать ягодки?
Дети: Ватной палочкой.
Воспитатель: Рисунок наносим аккуратно, стараемся рисовать кончиком кисти, чтобы линии получались тонкие и краски не смешивались. Работа эта очень кропотливая.
Воспитатель: Для того, чтобы наши ложки получились красивыми и аккуратными мы перед началом работы разомнём с вами наши руки.
Пальчиковая гимнастика.
Кисти, кисти, помогите,
Хохлому рисовать начните.
Это трудно? Нет пустяк!
Влево, вправо, вверх и вниз.
Побежала наша кисть.
После пальчиковой гимнастики дети выполняют работу, воспитатель по ходу работы детей подбадривает, помогает, хвалит.
После росписи ложек педагог предлагает детям полюбоваться на свои работы.
Воспитатель: Ах! Какие красивые получились у нас ложки! Как можно назвать ложку?
Дети: Красавица.
Воспитатель: Работа хохломских мастеров требует большого умения и для того, чтобы вы немножко отдохнули после ответственного дела, а наши ложки высохли, я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Картошка».
Подвижная игра «Картошка»
Воспитатель на пол из ведёрка высыпает картошку.
Воспитатель: Ребята, вы должны собрать картошку с пола в ведёрко большой деревянной ложкой. Нужно стараться поднять картошку только ложкой не помагая себе руками.
Дети собирают картошку.
Воспитатель: Как ещё можно назвать ложку?
Дети: Кормилица.
Воспитатель: Ну что ж картошку мы с вами собрали, а ещё что можно делать с ложками?
Дети: Играть, как на музыкальных инструментах.
Игра на деревянных ложках
(русская народная мелодия «Ах, вы сени мои сени.»)
Воспитатель: А ещё у нас ложка какая?
Дети: Весёлая!
Воспитатель: Ах! Какие вы у меня молодцы! Ложки наши высохли и получились они очень красивые. Нашим друзьям из далёкой Америки они конечно понравятся.
Рефлексия.
Воспитатель: А как же мы подарим с вами наши ложки?
Ответы детей.
Воспитатель: А мы воспользуемся почтой. И отправим наши подарки в почтовом ящике - посылкой.
Каждый ребёнок кладёт в почтовый ящик свою ложку и говорит, что делали на занятии, чем понравилось.
Определение перспективы на получение знаний.