Лучший педагог года

Конспект занятия по обучению детей грамоте «Слыш в гостях у муравья Матвея. Звук [М]»

Ольга Бурлакова
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Слыш в гостях у муравья Матвея. Звук [М]»

Звук М. Слыш в гостях у муравья Матвея.

Цели:

• Учить детей выделять (на слух и произносительно) звук [м] в начале слова;

• Учить детей подбирать слова со звуком [м] с наглядной опорой и без таковой (по памяти с учётом рифмы).

• Формировать у детей навык синтеза двух звуков (согласного и гласного) в короткое слово.

• Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память детей.

Публикация «Конспект занятия по обучению детей грамоте „Слыш в гостях у муравья Матвея, Звук [М]“» размещена в разделах

Оборудование:

игрушка Слыш, картинка-муравей, графическое изображение звука [м], сюжетная картина “Магазин” (масло, маслины, мука, маргарин, маслины, молоко, макароны, майонез, мармелад, мандарины, малина, предметные картинки на звук [м](, фишки (открытые и закрытые ворота, красный круг, синий квадрат, звонкость-глухость, раздаточный материал (фишки-красные круги и фишки-синие квадраты, листочки в клетку, карандаши (простой, красный, синий, зелёный)

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Сядет то, кто поймает мои звуки и соединит их.

а…у и…а у…и о…а э…у

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ.

Идёт Слыш по лесу, прислушивается.

Что мог услышать Слыш в лесу?

Идёт, бредёт, деревьями да цветочками любуется. А навстречу ему … самый важный лесной доктор. Как вы думаете, кто это?

В лесу нет доктора важней

Чем бойкий рыжий …. (мммуравей).

(Появляется картинка)

Айболит лечит зверей, а мммуравей лес. Он защищает растения от насекомых-вредителей.

Оказалось, что зовут лесного доктора мммуравей Ммматвей.

• Чем похожи слова мммуравей, Ммматвей?

Слова мммуравей, Ммматвей начинаются со звука [ммм].

• Обрадовался Слыш, ведь он ещё не знаком со звуком [ммм] и решил поближе познакомиться с мммуравьём Ммматвеем и его любимым звуком [ммм]. Присоединимся к нему и поиграем со звуком [ммм].

3. ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА [м] ПО АРТИКУЛЯЦИОННЫМ И АККУСТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ.

Приготовьте зеркала и, глядя в них, произнесите звук [ммм].

Что делают наши губы?

• Посмотрите на схему.

Губы сжаты вместе, они не пускают воздух. Но он нашё л путь: воздух выбегает через нос. Когда произносим звук [м], нос сердится, гудит и губы сердито отвечают. Гудят. Это можно почуствовать, если дотронуться до них пальцами.

• Ещё раз произнесите звук [м].

• Есть ли преграда для воздуха?

Если есть преграда, то звук [м] гласный или согласный?

Повтори …

• Пощупайте звук [м]. Он твёрдый или мягкий?

Повтори …

Какой фишкой будем его обозначать? (Звук [м] будем обозначать синим квадратом)

Повтори …

• Послушайте своё горлышко и определите, гудит оно или молчит, звук [м] звонкий или глухой?

Повтори …

• Расскажите о характере звука [м], что мы о нём узнали? (Мы узнали, что звук [м] согласный, твёрдый, звонкий)

4. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Д. И. «ПОЙМАЙ ЗВУК».

Поиграем в игру «Поймай звук [м].

Я буду произносить различные звуки, а вы хлопайте только тогда, когда услышите звук [м].

• Какой звук мы будем ловить? (Мы будем ловить звук [м].)

А, у, мм, о, мм, н, п, мм.

А вот заданье посложнее.

Для тех, кто, братцы, поумнее.

Я буду произносить слоги, а вы хлопайте, если с слоге есть звук [м].

• Какой звук мы будем ловить? (Мы будем ловить звук [м].)

Мма, ла, ва, жа, ммы, ты, пы, ны

Третье испытание,

Задание на внимание.

Хлопаем, если услышим звук [м] в словах.

• Какой звук мы будем ловить? (Мы будем ловить звук [м].)

Ммрак, ммне, ммладенец, птаха, ммрамор, ммладший,

ммышка, ммуха, мморе, река,

гном, альбом.

5. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В СЛОГАХ

Муравей Матвей вспомнил, что собирался в магазин.

Ум-ум-ум – вдруг услышим : «бум».

Ам-ам-ам – какой поднялся шум и гам

Мму-мму-мму – молока кому?

Ммо-ммо-ммо – едим эскимо.

Мма-мма-мма – я пришла сама.

6. ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В СЛОВАХ.

Детям предлагается пройти к магазину.

Муравей Матвей покупает продукты, названия которых начинаются со звука [м]

Повторяйте за мной:

ммасло, ммаслины, ммука, ммаргарин, ммаслины, ммойва, ммолоко, ммакароны, ммайонез, ммармелад, ммандарины, ммалина.

Какой первый звук в этих словах?

• Покажите и назовите картинки в том же порядке, как я скажу:

Ммасло-ммука-ммойва и т. д.

• После показа задаё тся вопрос: “С какого звука начинались эти слова?”

• Отвернитесь и вспомните, что купил муравей Матвей.

Муравей Матвей купил ММАРМЕЛАД.

7. ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА.

ПРОИЗНОШЕНИЕ ЗВУКА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Покупатели разговаривают между собой.

• Повторите их разговор и движения.

Моя мышка совсем малышка.

Моя машина едет на вершину.

Моя мошка поспит немножко.

Там-там, тихо сели по местам.

8. СИНТЕЗ СЛОВ, СОСТОЯЩИХ ИЗ ДВУХ ЗВУКОВ.

Д. ИГРА “ЖИВЫЕ ЗВУКИ”

• С каким звуком мы сегодня познакомились?

(Сегодня мы познакомились со звуком [м])

• Дружат гласная с согласной, составляя вместе слог.

• Давайте подружим его с гласными.

Перечислите знакомые нам гласные звуки.

Педагог приглашает по одному ребё нку и предлагает ему подружить гласный с согласным: ребёнок идёт и поёт свой гласный и идёт к педагогу-звуку [м]. Дотронувшись до ладони педагога, он замолкает а педагог произносит звук [м].

Получается обратный слог. Дети называют получившийся слог.

ААААМ, ЫЫЫМ.

(На втором занятии).

Далее, наоборот, педагог идёт и поёт свой согласный, а потом ребёнок произносит свой гласный. Получается прямой слог.

МММА, МММЫ, МММУ.

9. АНАЛИЗ СЛОГА.

Много добрых светлых дум нам даёт хороший УМ.

УМ.

Сколько звуков я произнесла?

Какой первый звук?

Он гласный или согласный?

Какой фишкой его обозначим?

Какой второй звук?

Он гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Какой фишкой его обозначим?

Прочитаем слева направо, что получилось. (показывает)

Кошке мясо не отдам, говорит собака: «АМ».

АМ

Сколько звуков я произнесла?

От точки слева направо проведите полоску из двух клеточек.

Какой первый звук?

Он гласный или согласный?

Какой фишкой его обозначим?

Под первой клеточкой нарисуйте красный кружок.

Какой второй звук?

Он гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Какой фишкой его обозначим?

Под второй клеточкой нарисуйте синий квадрат.

Прочитаем слева направо, что получилось. (показывает)

Что-то вас я не пойму. Говорит корова: «МУ».

МУ.

Сколько звуков я произнесла?

От точки слева направо проведите полоску из двух клеточек.

Какой первый звук?

Он гласный или согласный?

Твёрдый или мягкий?

Какой фишкой его обозначим?

Под первой клеточкой нарисуйте синий квадрат.

Какой второй звук?

Он гласный или согласный?

Какой фишкой его обозначим?

Под второй клеточкой нарисуйте красный кружок.

Прочитаем слева направо, что получилось. (показывает)

10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

У кого в гостях побывали?

Что о звуке [М] узнали?

Публикации по теме:

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей старшей группы «Необычный и интересный звук Т» Цель: учить детей определять позицию звука Т в слове (начало или конец, закрепить знание гласных звуков, учить составлять прямые и обратные.

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе Твердые и мягкие согласные. Звук [М]. Звук [М’] Цель: Расширение представления о звуке [М’], [М]. Задачи: Закрепление представлений о звуках [М]–[М’]. Развитие навыка различения твердых.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы «Звук и буква П» на 24.10.2019 Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы на 24.10.2019 Тема: «Звук и буква П» Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ЗПР «Звук [а] и буква А в начале слова» (подготовительная группа) К №1. Тема «Звук [а] и буква А в начале слова». Задачи: Учить четко произносить и давать характеристику звуку [а]; выделять начальный.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [о]. Буквы «О», «о» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук [о]. Буквы «О», «о» Цель: Познакомить детей со звуком [о], с буквами,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук «Ц» и буква [Ц]» Звук и буква Ц. Цели: познакомить детей со звуком Ц и буквой Ц; Развитие фонематического слуха; научить произносить звук Ц в слогах, словах,.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [И] и буква «И» Цель: совершенствовать понятие «гласный звук». Задачи: Коррекционно – образовательные задачи: – продолжать знакомить детей с понятием «гласный.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук [щ], буква Щ» Программное содержание: Продолжать знакомить детей с звуком [щ] и буквой Щ, щ. Учить детей находить место звука в трех позициях. Учить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звук и буква М» Звук и буква М. 1. Организационный момент : Артикуляцоная гимнастика «Котик Мурзик». 2. Игра с мячом «вопрос- ответ». 1. Что такое звук?.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению детей грамоте «Слыш в гостях у муравья Матвея. Звук [М]»
Опубликовано: 9 декабря 2019 в 22:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД