МААМ-картинки

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Ознакомление со звуками [С], [С’] и буквами С, с»

Марина Нетудыхата
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Ознакомление со звуками [С], [С’] и буквами С, с»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Обучению грамоте» в старшей группе.

Тема: «Ознакомление со звуками [с],[с] и буквойСс.».

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное-развитие», «Речевое- развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое-развитие», «Художественно-эстетическое».

Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Ознакомление со звуками [С], [С’] и буквами С, с“» размещена в разделах

Деятельность детей: образовательная, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: Ознакомление со звуками [с],[с] и буквойСс.

Программное содержание : совершенствование навыка чтения слогов, слов, предложений с новой буквойСс; совершенствование навыков звукового и слогового анализа и синтеза; профилактика нарушений письменной речи;

развитие речевого слуха и фонематического восприятия зрительного внимания и восприятия мышления тонкой и общей моторики; воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Материалы и оборудование: доска, контейнер с гречкой, мелкие предметы, буквари и рабочие тетради по числу детей, фишки,светофорчики и шелковые бабочки.

Предварительная работа. Разучивание подвижного упражнения «На Коняшке».

Планируемый результат: знают звуки [с],[с] и буквуСс.

Структура занятия.

Iч. Вводная часть. 2м.

IIч. Основная часть. 25м.

1. Определение звука. Деление на слоги.

2. Игра. «Подними руку».

3. Упражнение. «Кто быстрее».

4. Работа по букварю.

5. Физкультминутка. «На коняшке».

6. Упражнение. «Бабочка летает».

7. Работа в тетради.

IIIч. Итог занятия. 3м.

Длительность занятия 30 минут.

Ход занятия.

Iч. Вводная часть.

Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов.

Педагог организует приветствие, приглашает детей к столику, на котором стоит контейнер с гречкой. В контейнере спрятаны небольшие предметы (свисток, соска, свинка, стаканчик).

Педагог. Мы сегодня познакомимся с новой буквой, почитаем и поиграем. Для начала педагог выбирает ребёнка опусти руки в контейнер и выбери один предмет. Расскажи, что ты выбрал. С какого звука начинается это слово?

IIч. Основная часть.

1. Первый звук, деление на слоги.

Первый ребёнок. Я выбрала соску. Слово начинается со звука (с).

Второй ребёнок. А у меня свисток. В этом слове тоже первый звук (с).

Третий ребёнок. Я взяла стаканчик. Это слово начинается со звука (с)

Четвёртый ребёнок. Я нашла свинку в этом слове тоже первый звук (с).

Педагог. Всё верно а теперь разделите название этих предметов на слоги.

Первый ребёнок. Сос-ка. Два слога.

Второй ребёнок. Свис-ток. Два слога.

Третий ребёнок. Ста-кан-чик. Три слога.

Четвёртый ребёнок. Свин-ка. Два слога.

Педагог. Молодцы! Вы справились с моими заданиями.

2. Игра «Подними руку».Развитие фонематического восприятия.

Педагог раздает детям семафоры.

Педагог. Послушайте стихотворение и подумайте, какой звук встречается в нём чаще других.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

Дети. Звук (с).

Педагог. Давайте произнесем звук (с) все вместе.

Дети вместе с педагогом произносят звук (с).

Педагог. Почувствуете, когда мы произносим этот звук, язык стоит «мостиком» за нижними зубами, а зубы почти сжаты. Значит, во рту есть преграда из зубов. Как вы думаете, звук (с) - гласный или согласный?

Дети. Согласный.

Педагог. Верно. Его нельзя петь. Каким кружком мы будем обозначать этот звук?

Дети. Синим.

Педагог. Приложите руку к горлышку, произнесите этот звук и определите : он звонкий или глухой?

Дети. Он глухой.

Педагог. Твёрдый или мягкий?

Дети. Твёрдый.

Педагог. Верно. Это согласный твёрдый глухой звук. Вы будете поднимать руку, как только услышите звук (с).

Педагог произносит: с, т, з, с, д, ш, и, c, ц, с, са, ту, шо,су, за,со, до; санки, замок, коса, скакать, топать, ставить, сухой, широкий, простой. Дети слушают и поднимают руку, услышав звук (с).

Педагог. Молодцы! Вы были внимательными и не допускали ошибок.

3. Упражнение «Кто скорее?»Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

-А сейчас уже знакомая вам игра «Кто скорее?».Я буду перечислять звуки, а вы будете думать, что получится, если произнести их слитно. Кто скорее сообразит, тот и получит фишку. У победителя должно быть фишек больше всех. С,аЧто получилось?

Первый ребёнок. Са.

Педагог. Верно. Получи фишку. С, о. Что получилось?

Второй ребёнок. Со.

Педагог. Верно. Получи фишку.

Аналогично проводится работа по синтезу слогов и слов: су,си, усы, сок, нос, сани. Педагог вместе с детьми считает фишки, определяет победителя и награждает его наклейкой на тетрадь.

4. Работа по букварю. Знакомство с буквойСс. Формирование навыка осознанного чтения. Развитие фонематического восприятия, связной речи.

Педагог. Посмотрите на картинку в верхней части страницы. Я прочитаю вам стихотворение к ней ещё раз.

Санки Сашины сломались,

На снегу лежать остались.

В каких словах этого стихотворения есть звук (с?

Дети. Санки, Сашины, сломались, снегу, остались.

Педагог. Правильно. А теперь посмотрите на буквы слева от картинки. Это большая и маленькая буква Сс. Под ними вы видите два кружка: синий и зелёный. Что это значит?

Дети. Значит, букваСс обозначает два звука : [с] и [с’].

Педагог. Верно. А в каких словах стихотворения есть звук [с’]?

Дети. Сломались, остались.

Педагог. Отлично. Давайте поможем мальчику Саше найти на картинке в нижней части страницы все продукты и предметы, названия которых начинаются со звука [с].

Дети. Салат, сосиски, слива, сковорода, солонка, сахарница, стакан, скатерть, стол, стул.

Педагог. Молодцы! Вы быстро нашли все предметы. Я вами горжусь. А в каком из этих слов есть звук [с’]?

Дети. Сосиски.

Педагог. Правильно. Какие вы внимательные! А теперь давайте почитаем, что написано рядом с зелеными кружками.

1-й ребенок. Са.

2-й ребенок. Су.

3-й ребенок. Со.

4-й ребенок. Си.

1-й ребенок. Сы.

2-й ребенок. Усы.

3-й ребенок. Оса.

4-й ребенок. Осы.

1-й ребенок. Сом.

2-й ребенок. Сок.

3-й ребенок. Сон.

4-й ребенок. Нос.

1-й ребенок. Квас.

2-й ребенок. Коса.

3-й ребенок. Сода.

4-й ребенок. Соки.

1-й ребенок. Гуси.

2-й ребенок. Хвост.

3-й ребенок. Стог.

4-й ребенок. Носики.

1-й ребенок. Оксана.

Педагог. Теперь рассмотрите картинки и прочитайте подписи под ними.

1-й ребенок. Стог.

2-й ребенок. Коса.

3-й ребенок. Носики.

Педагог. Что такое носики?

Дети. Это семена клена.

Педагог. Теперь прочитайте предложения.

1-й ребенок. У Оксаны коса.

2-й ребенок. Оксана носит бусы.

3-й ребенок. По мосту ходит кот.

4-й ребенок. У кота усы.

Педагог. Вы сегодня очень хорошо читаете. Молодцы! Обратите внимание: слово Оксана написано с большой буквы. Почему?

Дети. Имена людей всегда пишутся с большой буквы.

Педагог. Отлично. Можете закрыть буквари.

Дети закрывают буквари. Педагог убирает их.

5. Физкультминутка. «Наконяшке». Развитие подвижности, координации речи с движением.

Педагог приглашает детей пройти на ковер и предлагает им сделать знакомое упражнение.

Я несусь как вольный ветер,

Самый быстрый я на свете.

На коняшке я скачу,

Над дорогою лечу. Д

Дети двигаются поскоками по кругу друг за другом. В руках держат перед грудью воображаемые вожжи.

Пролетают мимо речка,

Поле, сад, в саду овечка.

Я скачу, скачу, скачу,

Обогнуть весь мир хочу.

Меняют направление движения.

6. Упражнение «Бабочка летает».

Совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове). Педагог раздает детям бабочек.

Педагог. А теперь давайте поиграем с бабочками. Они помогут нам определять место звука [с] в словах. Определите место звука [с] в слове сова. Дети кладут бабочек на зеленый прямоугольник.

Педагог. Верно. А теперь давайте определим место звука [с] в слове нос. Дети кладут бабочек на красный прямоугольник.

Педагог. Где же стоит звук [с] в этом слове?

Дети. В конце.

Для анализа детям предлагается еще несколько слов (кусты, носок, пес, стол). Педагог. Молодцы! Никто не сделал ни одной ошибки.

7. Работа в тетради.

Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков. Педагог приглашает детей за столики, раздает им тетради, ставит на столики контейнеры с карандашами.

Педагог. Посмотрите на страницу справа. Что вы видите в ее верхней части? Дети. Стол, стул, большую и маленькую буквыСс.

Педагог. Верно. Раскрасьте сначала обе буквы. Какой карандаш вам для этого потребуется?

Дети. Синий, потому что буква С — согласная. Дети раскрашивают буквы. Педагог. А теперь подумайте, как правильно раскрасить стол и стул. Выполняйте задание.

Дети выполняют задание, педагог контролирует их и оказывает им помощь, если это необходимо.

Педагог. Теперь положите карандаши. Давайте «напишем» буквуСс в воздухе.

Дети «пишут» букву вместе с педагогом, который стоит к ним спиной. Педагог. А теперь посмотрите, как я пишу букву С на доске. Я пишу сверху вниз полукруг, открытый вправо. Возьмите простые карандаши, напишите четыре больших и три маленьких буквы по точкам. Слова и предложение мы будем писать на индивидуальных занятиях. Закройте тетради. Педагог убирает тетради.

IIIч. Итог занятия.

Оценка работы детей.

По просьбе педагога дети перечисляют задания, которые выполняли, рассказывают о том, что узнали нового и интересного. Педагог оценивает деятельность каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я»Конспект НОД по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности «Ознакомление с буквой Я» Тема: «Ознакомление с буквой –Я-» Возраст: подготовительная к школе группа (6-7 лет) Цель: создать условия для развития фонематических процессов,.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей с ОНР в старшей группе «Звук [п]» (урок 2) ЦЕЛИ Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • Добиваться четкой.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе по теме «Звук [Т]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: - познакомить детей со звуком Т; способом его характеристики.

Конспект второго занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук [К]» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: 1. Добиваться четкой артикуляции изучаемого звука. 2. Учить.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе «Звук [п]» ЦЕЛЬ: Знакомство с глухим согласным звуком П. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо: • познакомить детей.

Конспект проведения итогового занятия по обучению грамоте в старшей группе «Спасти крокодила Гену и Чебурашку» Программное содержание: образовательные задачи: - учить отвечать на вопросы, высказывать свои суждения; - учить различать на слух твердые.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группеКонспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Цель:закрепление материала, изученного в течении учебного года. Задачи: учить детей различать звуки, давать характеристику каждому звуку.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе детей с нарушением зрения «Звук [М] и буква М» Задачи. 1. Закрепить правильное произношение звука «М»; развивать фонематический слух: учить выделять звук из ряда звуков и в начале слове;.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц»Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Ц] и буква Ц» Цель: -Уточнить артикуляцию звука Ц. -Познакомить с буквой Ц; -Учить проводить анализ простого предложения, использовать интонацию обращения.

Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками»Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками» Подборка игр по обучению грамоте «Играем со звуками».Блог. Лариса Гацко. Игра «Звукомор». Воспитатель надевает на руку куклу Петрушка..

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Ознакомление со звуками [С], [С’] и буквами С, с»
Опубликовано: 8 июня 2021 в 18:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД