Папки-передвижки

Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В»

Ольга Тихонова
Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В»
▼ Скачать + Заказать документы

ЦЕЛЬ: автоматизация звуков [В] и [В’] в словах, слогах, предложениях. Знакомство с буквой В”.

ЗАДАЧИ:

развивать фонематический слух;

закреплять умение выделять первый звук в словах;

учить различать звуки по мягкости, твердости, звонкости;

учить различать на слух звуки [В] и [В’] в начале и середине слов;

закрепить графический образ буквы В;

учить видеть образ буквы в предметах;

Публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР „Звуки [В] и [В’], Буква В“» размещена в разделах

развивать мелкую моторику;

учить работать полными предложениями.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Картинки с изображениями Волшебницы, ветра, вертолёта, Вини-Пуха (можно использовать игрушки);

Квадратики синего и зелёного цвета (по 1 каждого цвета для ребёнка);

“Пруд” – круглый картон голубого цвета с диаметром 35-50 см;

“Удочка” и картинки: ванна, диван, слива, валенки, ворона, вата, голова, девочка, ваза, корова, свеча, соловей, повидло, весы, вилка, вешалка, верёвка, ведро.

СЛОВАРЬ: волшебница, ветер, вертолёт, Вини-Пух, вата, велосипед, названия картинок;

Надел, вяжет, выросла, сорвал, снеговик, очки, ватрушка.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Ребята, сегодня на наше занятие пришла волшебница. Пришла она к вам издалека, а на улице сегодня холодно и сильный ветер. (Показывается картинка с ветром)

Как воет ветер? (В-в-в-)

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Прислушайтесь, какой звук издает ветер (Изображают вой ветра)

Правильно, это звук [В]

Произнесите все вместе [В]

Чем мы произносим звук [В]? (губами и язычком)

Во время произношения звука наши верхние губы касаются нижней губы, и выходящий воздух встречает преграду.

Как вы думаете, звук [В] гласный или согласный? (согласный)

Почему он согласный? (он не поётся и струя воздуха встречает преграду)

Ребята, в слове Волшебница какой первый звук вы слышите? (звук [В])

Прислушайтесь и скажите он твёрдый или мягкий? (звук [В] - твёрдый)

Приложите ладонь (тыльной стороной к гортани) к горлышку и произнесите звук [В]. Он звонкий или глухой? (звонкий)

Итог: звук [В] – согласный, твердый, звонкий.

Ребята, вы очень внимательные и Волшебница хочет сделать вам подарок.

Послушайте внимательно загадку и вы узнаете на чё м прилетела к вам Волшебница:

Летит птица – небылица,

А на крыше пропеллер кружится.

(Вертолёт)

Показывается картинка вертолёта. На этом вертолёте мы с вами отправимся в лес на прогулку, но вертолет этот не простой и полететь он может после того, как вы ответите сколько слогов в словах ВЕРТОЛЕТ, ЛЕТИ. (В слове вертолет – 3 слога, а в слове лети – 2 слога)

Наш вертолет будет лететь, показывая нам дорогу, мы будем идти за ним и произносить слова:

ВА-ВА-ВА – у Вани есть сова

ВО-ВО-ВО – воду возит водовоз

ВУ-ВУ-ВУ – я вам букву назову

ВЫ-ВЫ-ВЫ – у совы сливы.

(Во время произнесения слов дети идут по кабинету)

Вот мы с вами и пришли. Как вы думаете, если я Волшебница, то в какой лес мы пришли? (В волшебный, сказочный)

Живёт в этом лесу, ребята, маленький и весёлый медвежонок. (Показываю медвежонка)

М. б. вы догадаетесь как его зовут? (Вини-Пух)

Произнесите вместе: Вини-Пух.

Какой звук вы слышите в слове Вини-Пух? (Звук [В’])

Чем мы произносим звук [В’]? (Губками и зубками)

При произнесении звука [В’] наши верхние зубы касаются нижней губы и создается преграда для выходящей струи воздуха

Как вы думаете, звук [В’] – согласный или гласный? (согласный, он не поётся)

Произнесите ещё раз [В’] – это звук твёрдый или мягкий (Мягкий)

Приложите руку к горлышку и произнесите звук [В’], он звонкий или глухой? (Звонкий)

Итог: звук [В’] – согласный, мягкий, звонкий.

Квадратиком какого цвета обозначается согласный твёрдый звук? (синим, а согласный мягкий? (Зелёным)

Перед вами лежат квадратики и внимательно послушайте слова, если вы услышите звук [В], то поднимите … (синий) квадратик, а если - [В’], то … (зелёный) :

ВЕРТОЛЕТ [В’] ВАТА [В]

ВОЛШЕБНИЦА [В] ВЕЛОСИПЕД [В’]

ВИНИ – ПУХ [В’]

Давайте, ребята, сделаем Волшебнице и Вини-Пуху подарки.

В лесу есть пруд и вы сейчас будете ловить для них подарки. Садятся на ковёр. (Дети “ловят” картинки, называют их, дают характеристику звука и кому “подарит”).

Для Волшебницы Для Вини – Пуха

ванна Вата свеча великан

диван голова соловей вешалка

слива девочка повидло ведро

валенки ваза весы веревка

ворона корова вилка

[В] – согласный, твердый, [В’] – согласный, мягкий,

звонкий звонкий

Молодцы, ребята, Волшебнице и Вини – Пуху очень понравились ваши подарки.

Сейчас мы с вами попробуем составить предложения.

Д/И “Живые предложения”. (детям раздаются картинки и они должны в нужный момент показать их, глаголы – выполняют действие).

Ваня надел валенки.

(картинка (показывает (картинка)

мальчика) как надевает)

Девочка вяжет варежки.

Тыква выросла в огороде.

Вини – Пух сорвал зелёный виноград.

(кружок

зеленого

цвета)

(Если участвует трое детей, то два др. ребенка отгадывают предложение.)

Молодцы, ребята, а теперь проверим, как вы запомнили предложения. (дети садятся на ковер, перед каждым лист картона и схемы бумажные для составления предложений)

Вспомните предложение про девочку, что она делает? Выложите схему этого предложения.

Что сделал Вини-Пух? (выкладывают схему и дают объяснение)

Садитесь, ребята, за стол.

Какие звуки мы сегодня узнали? (Звуки [В] и [В’])

Мы с вами слышим звуки, а пишем что? (Буквы)

Звук [В] и [В’] обозначаются на письме буквой В.

Посмотрите, как пишется эта буква. (Запись на доске)

Выставляются картинки с изображениями снеговика с метлой, очков, ватрушки.

Посмотрите внимательно, не спряталась ли буква В на этих картинках?

Перед вами пуговицы, возьмите их и выложите на столе эту букву.

Откройте тетради и запишите букву В.

Молодцы, ребята, Волшебнице и Вини-Пуху очень понравились ваши буквы и как вы занимались сегодня.

III. ИТОГ:

Кто приходил к вам сегодня в гости? (Волшебница и Вини-Пух)

Какие первые звуки в их именах? ([В] и [В’])

Какая у них любимая буква? (Буква В)

Схемы, каких предложений вы выкладывали?

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Какая машина» Цель: Формирование у детей предматематических представлений, умение сравнивать предметы, объединять их в группы на основе выделенного признака.

Занятие по рисованию в средней группе «Веселый ежик» Занятие по ИЗО (рисование) проведенное в средней группе. «Веселый ежик» Задачи: Закрепить умение рисовать ежа. Учить передавать настроение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В»
Опубликовано: 9 февраля 2015 в 18:24
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект по обучению грамоте в старшей группе для детей с ЗПР «Звуки [В] и [В’]. Буква В»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тихонова (УИ 310904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД