Савичева Елена Владимировна
Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Чудесное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по ознакомлению с окружающим миром на тему : «Чудесное дерево».
Цель: познакомить детей с природным материалом — деревом, его свойствами; формировать знание о значении дерева в жизни человека, учить умению устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
Публикация «Конспект по ознакомлению с окружающим миром „Чудесное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2016
1. Образовательные: познакомить детей со свойствами дерева; уточнить знание детей о значении дерева в жизни человека.
2. Развивающие: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать умственные операции, сравнение, обобщение, способность анализировать; стимулировать к самостоятельному формированию выводов; продолжать развивать речь.
3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к деревьям, умение работать в группе.
Материал: макеты больших и маленьких деревьев,игрушка — медвежонок, аудиозапись «Птицы в лесу», деревянные предметы, картинки с изображением построек и изделий из дерева, камушки небольшого размера, емкости с водой, спички, деревянный палочки, деревянный и стеклянный стаканы, шарики, деревянные и металлические ложки, пластилин, деревянные брусочки, нож, ватман с нарисованным лесом.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении и свойствах дерева, рассматривание иллюстраций, чтение сказки «Чудо — дерево» К. И. Чуковского, проведение отдельных опытов с деревом.
Ход занятия.
Педагог:
Ребята, а вы любите путешествовать? Путешествовать — это очень хорошо, узнаешь много нового, чего раньше не знал. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а куда, вы догадайтесь сами.
Загадка:
Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно — комаров.
Там всегда полно чудес -
Я люблю прогулки в … (лес).
Правильно, вы догадались, мы с вами отправляемся в лес, в гости к одному медвежонку. Он прислал нам письмо, в котором очень просил помочь ему изучить свойства дерева в волшебной, лесной лаборатории. Ведь одного его, мама — медведица, в лесную лабораторию не отпускает. Поможем медвежонку?
Дети: Да.
Дети повторяют движения за педагогом.
По тропинке в лес пойдем,
Лужи мимо обойдем.
Посмотрим вверх на солнышко
Посмотрим вниз на травку
Перепрыгнем ручеек
Прыг-скок, прыг-скок.
Педагог: Представьте, что сейчас мы с вами оказались в «Зеленом лесу», но это не простой лес, а «Поющий лес». Березы в нем поют нежные песни берез, дубы стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче пели, конечно, птицы. (Звучит запись «Птицы в лесу») Представьте как вы идете по этому лесу, рассматриваете деревья, вдыхаете аромат цветов, наслаждаетесь пением птиц.
Педагог: Ребята, посмотрите как много деревьев в лесу. Кто из вас знает, какую пользу приносят деревья?
Ответы детей.
Педагог: Совершенно верно, они украшают наши улицы; очищают воздух, выделяя кислород; сокращают содержание в атмосфере пыли и вредных веществ; дают тень и прохладу в жаркий день. А еще из дерева изготавливают мебель, игрушки, посуду, музыкальные инструменты, двери, оконные рамы, строят дома.
Ребята, а если предмет сделан из дерева, то он какой?
Дети: Деревянный.
Педагог: Правильно, деревянный.
А вот и медвежонок нас встречает и приглашает в свою секретную, лесную лабораторию.
Опыт №1. «Дерево в воде не тонет»
Педагог: Ребята, у каждого из вас, на подносе, есть ёмкость с водой, камушек и деревянная палочка. Опустите в воду сначала камушек, а затем деревянную палочку.
Педагог: Что с ними случилось?
Дети: Камушек утонул, а деревянная палочка плавает на поверхности.
Педагог: Какой вывод можно сделать?
Дети: Дерево не тонет в воде.
Опыт №2. «Дерево не прозрачное»
Педагог: Посмотрите, у меня 2 стакана (какие) деревянный и стеклянный. Сейчас я положу в них шарики. Скажите, в стеклянном стакане виден шарик?
Дети: Виден.
Педагог: Правильно, потому что стеклянный стакан прозрачный.
А в деревянном стакане?
Дети: Не виден.
Педагог: Верно, значит дерево какое?
Дети: Непрозрачное.
Педагог: И это ещё одно свойство дерева.
Игра «Кто внимательный».
Педагог: Ребята, давайте поиграем. Я буду показывать различные предметы, если предмет деревянный, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то вертите головой из стороны в сторону.
Педагог: Молодцы, ребята! С этим заданием мы справились. Давайте немного отдохнем.
Физ. минутка.
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчё лы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
Опыт №3 «Дерево горит»
Педагог: Следующий эксперимент буду проводить я сама, а вы посмотрите.
У меня в руке деревянная палочка. Попробуем поджечь её. (педагог поджигает палочку)
Педагог: Что происходит с палочкой?
Дети: Она горит.
Педагог: Верно, мы с вами выяснили еще одно свойство дерева — оно горит.
Опыт № 4 «Дерево удерживает тепло»
Педагог: У вас на столах деревянные и металлические ложки. Приложите деревянную к одной щеке, а металлическую к другой. Что вы почувствовали, где теплее?
Дети: Теплее там, где деревянная ложка.
Педагог: Значит дерево удерживает тепло и поэтому из него строят дома, чтобы в них было тепло.
Опыт №5 «Дерево - прочный материал, но поддается обработке»
Педагог: Возьмите пластилин. Отщипните от него кусочек. Возьмите теперь деревянный брусок в руки и постарайтесь сделать тоже самое.
Педагог: Удалось ли вам это сделать?
Дети: Нет.
Педагог: Я сейчас попробую ножом стругать брусок. (Педагог стругает брусок)
Педагог: Мне это удалось. Какой можно сделать вывод? Дерево довольно прочный материал, но его легко можно обрабатывать ножом, резцом, топором или пилой.
Посмотрите как много разных предметов можно сделать из дерева (показ иллюстраций).
Педагог: Мишутка рассказал мне, что недавно, в его волшебный лес пришли лесорубы и срубили много деревьев. Лесные жители очень расстроились, что в их лесу стало меньше деревьев. Ребята, давайте поможем лесным жителям. Что можно сделать, чтобы деревьев стало больше?
Дети: Посадить новые деревья.
Педагог: Правильно. Давайте прямо сейчас посадим несколько волшебных деревьев. (Дети прикрепляют макеты деревьев к ватману с нарисованным лесом).
Педагог: Посмотрите какой чудесный лес у нас с вами получился. Ребята, скажите мне, а можно лазать по деревьям и ломать им ветки?
Дети: Нет.
Педагог: Верно, нельзя. Ведь красота и творения природы бесценны, а потому их необходимо бережно охранять.
Игра «Какое дерево?»
Педагог: Мишутка предлагает поиграть в игру. Вы будете передавать друг другу маленькое деревце и тот у кого оно окажется в руках, должен назвать свойство дерева (не тонет, горит, удерживает тепло и т. д.).
Педагог: Ребята, наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться в клуб.
Вот шагают наши ножки
Прямо в клуб наш по дорожке.
Раз кружочек, два кружочек,
Ну, шагай смелей, дружочек!
Раз, два, три!
И обратно мы пришли!
Педагог: Молодцы. Как много мы с вами сегодня узнали о дереве.
Да, ребята, людям необходимо знать свойства дерева, чтобы сделать вот такие красивые предметы (показ). А чтобы они долго служили людям, надо бережно относится к ним. Я думаю, что вы все будете бережно относится ко всему, что нас окружает.