Получи документы

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Птицы на кормушке» (старшая группа)

Саукова Анастасия
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Птицы на кормушке» (старшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад комбинированного вида №187 «Умка»

Конспект организованной образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим «Птицы на кормушке»

(старшая группа)

Саукова Анастасия Валерьевна,

воспитатель

Архангельск 2020

Цель: Систематизировать и обобщить у детей знания о жизни зимующих птиц.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим „Птицы на кормушке“ (старшая группа)» размещена в разделах

Задачи:

1. Рассказать детям об особенностях приспособления птиц к зиме через организацию экспериментов, побуждая детей делать простейшие выводы.

2. Закреплять умение классифицировать, обобщать (зимующие и перелетные птицы) через игру «День-ночь».

3. Закреплять представления детей:

- о внешнем виде птиц через задание «Отгадай загадку»,

- о пищевых вкусах птиц через задание «Зимнее лакомство»,

4. Развивать слуховое внимание через игру «Послушай и назови».

5. Воспитывать заботливое отношение к птицам, умение работать в небольших группах.

Предварительная работа:

• Наблюдение за птицами на участке, за их поведением возле кормушки.

• Беседы с детьми о птицах.

• Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

• Разгадывание загадок о птицах.

Дидактические игры: «Кто где живет?», «Кто чем питается?».

Заучивание стихотворений: В. Жуковский («Воробьи и кот», «Березовый сок», А. Яшин («Покормите птиц зимой», С. Есенин («Воробышки», А. Барто («Ворона», Е. Демьянов («Снегирь»).

Чтение произведений: Н. Сладков «Курорт Сосулька», «Синичкина кладовая» К. Ушинский «Ворона и сорока», «Птицы» М. Пришвин «Гаечки»

Т. Шорыгина «Птицы. Какие они?», В. Бианки «Лесная газета», «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому голод не страшен» (отрывки)

Оборудование

• Мультимедийное оборудование (ноутбук, экран, проектор, колонки)

• Презентация

• Спортивные обручи для игры «День-ночь» (2 шт.)

• Пластмассовые контейнеры со льдом (2 шт.)

• Шапки меховые (2 шт.)

• Фен

• Силуэты птиц

• Конверты с изображением птиц (2 набора)

• Посылка (конверт с письмом, карточки с заданиями, кормушка, корм для птиц на тарелочках : крупа, зерно, семечки, сало, хлеб – 2 набора)

Ход:

Звучит аудиозапись «Пение птиц»

Воспитатель (читает стихотворение Т. Зайцевой) :

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Воспитатель:

- Как вы думаете, о ком сегодня пойдет речь? (ответы детей)

- Верно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.

- Почему их называют зимующими? (ответы детей)

-А что бы вы хотели узнать о зимующих птицах (высказывание детей).

- Давайте сегодня вместе ответим на все интересующие нас вопросы.

-Посмотрите, нам пришла посылка, а прислала её одна моя хорошая знакомая.

- Послушайте загадку и угадайте, кто она:

«Живет она в мультфильме сиреневого цвета,

Готовить очень любит,хозяйки лучше нет.

На лыжах любит бегать, друзьям дает советы

И, как они, вся круглая… Узнали? Жду ответы!»(Совунья)

Слайд (Совунья)

Воспитатель:

- Молодцы, вы правильно угадали. Хозяйка посылки – Совунья.

- Давайте посмотрим, что же она нам приготовила.

- Да тут еще и письмо… (воспитатель достает конверт и читает письмо).

«Здравствуйте, ребята!

Мне стало известно, что вы очень любите птиц и очень много о них знаете.

И мне захотелось с вами немножко поиграть. Если вы выполнитеправильно все мои задания, то я непременно порадуюсь за вас. С уважением,Совунья».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите Совунья приготовила для нас эмблемы, значит нам надо разделиться на две команды и устроить веселое соревнование.

- За каждое правильно выполненное задание, команда будет получать 1 балл – птичку. Чья команда наберет больше баллов, та и будет победителем.

1 задание: «Отгадай загадку»

Воспитатель:

- Каждой команде я загадаю по две загадки, если ответ будет правильный, птичка появиться на экране. Готовы! Тогда начинаем наше веселое соревнование.

Загадки:

1. Я весь день ловлю жучков, уплетаю червячков,

В теплый край не улетаю, здесь под крышей обитаю.

Чик-чирик! не робей! Я бывалый…. (воробей-слайд)

2. Трещала с самого утра: «По-р-ра! По-р-ра!» А что пора?

Такая с ней морока. Когда трещит….(сорока-слайд)

3. И в лесу, заметьте, дети,

Есть ночные сторожа.

Сторожей боятся этих

Мыши прячутся, дрожа!

Очень уж суровы филины и. (совы-слайд)

4. Вкруг ствола большой сосны шишки на снегу видны.

Здесь на кузнице затратил много сил проворный …. (дятел - слайд)

Воспитатель:

- Молодцы! Обе команды справились с заданием.

- Как называются все эти птицы одним словом (зимующие птицы - слайд)

Слайд

- А как птицы переносят зимой морозы (ответы детей)

- Оказывается птицы к зиме меняют оперение на более длинное, теплое и густое. Между перышками у птиц воздух, он не пропускает холод и задерживает тепло. Вот почему наши птички не мерзнут.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, где вы станете работниками исследовательской лаборатории. И как настоящие ученые проведем интересный опыт.

- Посмотрите, на столе лежат две шапки, посмотрите и скажите, какие они? (ответы детей)

- А теперь я приглашаю по одному ученому из каждой команды для проведения опыта.

- Представьте, что вы превратились в птиц. На улице холодно и морозно, а шапки – это перья, такие же теплые и пушистые (одетьшапки «научным сотрудникам»).

- Вместо холодного ветра нам послужит фен (включаю его с холодным воздухом и подношу к рукам ребенка, чтоб он почувствовал, что на самом деле воздух холодный).- Какой воздух дует из фена? (ответы детей)

- Теперь этот холодный воздух я буду направлять на наши воображаемые перья (поочередно направляю фен то на одного ребенка, то на другого)

- Что вы почувствовали, когда на вас дул ветер? (ответы детей)

- Пропускает ли его наше оперение? (ответы детей)

- Значит,оперение, какое? (ответы детей)

- Что нам дал данный этот эксперимент? (выводы детей)

2 задание: «Стихи о птицах»

Воспитатель:

- Следующее задание, которое приготовила нам Совунья, называется «Стихи о птицах».

- Каждая команда возьмет себе конверт, в котором лежат картинки с изображением разных птиц.

- Вам надо вспомнить и красиво прочитать стихотворение.

Дети читают стихи

1. Снегири, снегири,

Как осколочки зари,

Скачут на дорожке.

Ты, мороз, их не бери

Обожжёшь ладошки.

2. Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

А. Барто

3. Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

4. К нам с ветрами прилетели

Стайки ярких свиристелей.

Прилетели свиристели,

Песню севера запели.

Воспитатель:

- Вы хорошо читали стихи, молодцы! Теперь в круг скорее выходите, поиграем в игру «День и ночь»

Игра «День-ночь»

На полулежат 2 больших спортивных обруча, разных цветов,

каждый из которых обозначает : «перелетные птицы», «зимующие птицы».

На столе у каждой командылежат картинки с изображением птицы.

Воспитатель:

- Вы будете изображать птиц. По моему сигналу «день» - птички начинают летать. По сигналу «Ночь!» птички ищут свою стайку и летят в нужный обруч, где каждая стайка засыпает в своем домике. Перелетные птицы летят в обруч с изображением пальмы, а зимующие в обруч с изображением сосульки. Нужно успеть найти свой дом и свою стайку пока звенит бубен. По сигналу «День» птички снова будут летать, клевать зернышки, чистить перышки.

Игра проводится 1-2 раза

( усложнение игры: дети кладут карточки с изображением птиц на стол, звучит сигнал «День»,птицы летают, в это время воспитатель добавляет изображения птиц, которые не являются перелетными и зимующими.

По сигналу «ночь» птицы ищут свой домик)

3 задание: «Послушай и назови»

Воспитатель:

- Следующее задание называется «Послушай и угадай».

- Каждой команде Совунья приготовила аудиозапись с пением птицы.

- Вам надо послушать и назвать,какая птица поет?

Команды слушают и отвечают по-очереди (дятел,ворона, снегирь,голубь)

Воспитатель:

- Молодцы и с этим задание вы справились.

- Ребята,скажите, почему в морозы птицы не летают, а сидят нахохлившись (предполагаемые ответы)

- Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее, чем сидя на ветке.

- В зимние морозы можно увидеть, как птичка стоит то на одной, то на другой лапке. Как вы думаете почему? (предполагаемые ответы детей - птица греет лапки)

- Сейчас мыпроверим так ли это.

- Вернемся в нашу чудо лабораторию.

- Для проведения эксперимента нам понадобиться два пластмассовых контейнера, в которых будет лед (воспитатель выставляет на стол контейнеры) и по одному научному работнику из каждой команды (воспитатель приглашает по одному участнику из каждой команды).

- Лед - это будет холодная земля. Наши ученые снова – это зимующие птицы. Руки наших ученых – это лапки, которые они должны согреть.

- Одна из птиц обеими лапами стоит на холодной земле, а вторая поднимает лапки с холодной земли одну за другой (дети выполняют задание)

- А теперь ответьте на мой вопрос, что ощущают ваши лапки? (ответы детей)

Воспитатель (обращаясь к командам) :

- Как вы думаете, у какой птицы быстрее замерзли лапки и почему? (ответы детей)

- А как вы думаете, что еще помогает птицам согреваться зимой (ответ детей – поиск еды)

- Поиск еды – это главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают птицы с рассветом и пока на улице светло ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет!

- Как люди помогают птицам зимой (ответы детей)

- Ребята, а в посылке есть ещё что-то (воспитатель достает тарелочку с различным кормом для птиц)

- Что это (ответы детей)

- Для чего это может пригодиться? (ответы детей)

4 задание: «Зимнее лакомство»

Воспитатель:

- И последнеезадание, которое приготовила нам Совунья, называется «Зимнее лакомство»

- Для этого каждой команде надо из предложенных продуктов выбрать то, что любит птица, прилетевшая в гости (воспитатель ставит на стол каждой команды силуэт птицы и набор продуктов : крупа, зерно, семечки, сало, хлеб)

Дети выполняют задание

Воспитатель:

- А теперь команды поменяйтесь местами и проверьте, правильно ли подобрали корм для птиц ваши соперники (участники одной команды проверяют правильность выполнения задания другой командой)

- Ой, ребята, в посылке еще что-то лежит (воспитатель достает кормушку, записку от Совуньи и читает ее)

«Дорогие ребята! Сегодня вы успешно выполнили все мои задания.

Надеюсь, что наблюдая за нами на прогулке, вы будете получать удовольствие

и радость, а для кормушки найдете удобное место и будете заботиться

о нас всю зиму. Ваша Совунья».

Воспитатель:

- Ну вот и подошло к концу наше веселое соревнование и пора подвести итог.

- О каких птицах мы сегодня говорили? (о перелетных)

- Вспомните, что помог нам понять эксперимент с шапкой и феном? (ответы детей)

- О чем рассказал эксперимент со льдом? (ответы детей)

- Что мы можем сделать для птиц зимой, чтобы они радовали нас (ответы детей)

Воспитатель вместе с детьми подсчитывает баллы (птичек, которые набрала каждая команда.

Публикации по теме:

«Путешествие в Керженский заповедник». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа)«Путешествие в Керженский заповедник». Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром (старшая группа) Цель: познакомить детей старшей группы с заповедником, находящимся на территории округа, закрепить и уточнить знания детей об окружающей.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы»Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Домашние и дикие животные и птицы» во 2 младшей группе.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Зимующие птицы» Цели: Формирование  экологической культуры у детей; привитие любови к птицам и воспитание бережного отношения к ним. Задачи: 1. Развивать.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое ложки» (старшая группа) Цель: Познакомить детей с историей посуды, с процессом ее преобразования человеком. Дать детям понятие о том, что человек создает предметы.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром на тему «Зимующие птицы» Конспект интегрированного занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста. На тему: «Зимующие.

Конспект НООД по ознакомлению с окружающим «Наш огород на окне» (старшая группа)Конспект НООД по ознакомлению с окружающим «Наш огород на окне» (старшая группа) Конспект НООД по ознакомлению с окружающим «Наш огород на окне» старшая группа. Алёшина Елена Леонидовна Цель: • расширять представления.

«Зимующие птицы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для воспитанников второй младшей группы Тема: «Зимующие птицы». Цель: формирование основ взаимодействия с природой (рассматривание птиц, не нанося им вред) Задачи: 1. Формировать.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа)Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое пылесоса» (подготовительная группа) Цель:Развивать умение ориентироваться в прошлом предметов, заменивших пылесос. Задачи: 1. научить понимать назначение пылесоса; 2. объяснить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Птицы в зимнем лесу» в подготовительной к школе группе Цель: закрепить в сознании и детей признаки зимы, расширить представления о птицах, их жизни в зимнее время. Воспитывать желание заботиться.

Конспект занятия с использованием ИКТ «Птицы на нашей кормушке» (вторая младшая группа)Конспект занятия с использованием ИКТ «Птицы на нашей кормушке» (вторая младшая группа) Конспект занятия с использованием ИКТ «Птицы на нашей кормушке» (вторая младшая группа) Цель: Закреплять знания детей о зимних явлениях.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «Птицы на кормушке» (старшая группа)
Опубликовано: 6 октября 2020 в 10:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД