Филева Екатерина Александровна
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Приключение Карандаша и Гвоздика. Свойства дерева и металла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности педагога с детьми по познавательно-исследовательской деятельности «Приключение Карандаша и Гвоздика.»
Форма организации совместной деятельности: подгрупповая.
Составитель конспекта: воспитатель высшей квалификационной категории – Филева Екатерина Александровна
Цель Сформировать представление о свойствах дерева и металла через организацию совместной деятельности.
Задачи образовательные
• Расширять и закреплять знания детей о предметах, сделанных из разных материалов,
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности „Приключение Карандаша и Гвоздика, Свойства дерева и металла“» размещена в разделах
- Дерево. Свойства дерева
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Металл. Свойства металла
- Свойства материалов и веществ
- Символ Победы. Гвоздика
- Темочки
• Уточнить и обобщить о свойствах и качествах дерева и металла: гладкий-шершавый, теплый-холодный, прочный-хрупкий, теплый-холодный, мягкий-твердый, тяжелый-легкий,
• Учить сравнивать предметы по характерным признакам,
• Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем.
развивающие • Вырабатывать навыки полного ответа на вопрос воспитателя
• Продолжать развивать у детей внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы,
• Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами,
• Способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности развивать способность сравнения и классификации,
• .
воспитательные • воспитывать отзывчивость, заботливое отношение к предметам;
• воспитывать умение слушать взрослых и выслушивать ответы товарищей,
• воспитывать любознательность и самостоятельность детей
Условные обозначения:
*В - воспитатель
* Д - дети.
В: -Встаньте на дорожке, подравняйте ножки. Детям предлагается стать лицом к гостям.
В: - Давай поздороваемся с нашими гостями. Как мы можем поздороваться? (Помахать рукой, сказать привет, поздороваться за руку) *Д: Здравствуйте, помахать рукой
Вводная часть
загадки
*В: Ребята, я сегодня утром у себя на столе обнаружила, две новые коробочки. Это вы принесли? (на столе, около магнитной доски лежат две коробки и записка)
Д: Нет не мы.
*В: А к ним конверт, а там записка:
Цветной Ивашка
Деревянная рубашка
Где носом проведет
Там след оставит
(Карандаш)
Д: Карандаш.
Металлический Антошка
На очень тонкой ножке,
По головке постучишь
Что-нибудь да смастеришь.
Весь я сделан из железа.
У меня ни ног, ни рук,
Я по шляпку в доску влезу,
А по мне все стук, да стук.
(Гвоздь)
*Д: Гвоздь
Создание проблемной ситуации
В:- В одной коробочке лежит карандаш, а в другой гвоздь.
*В- А как же узнать, в какой коробочке карандаш, а в какой гвоздь?
*Д: - Посмотреть. Послушать, потрогать, понюхать.
*В- А если не смотреть, то, как можно узнать? С помощью пиктограмм. Я буду вам показывать пиктограммы, а вы попробуйте догадаться (показываю пиктограммы и выкладываю на доске пиктограммы-по звуку, потрогать, понюхать-ухо, рука, нос)
Давайте попробуем узнать по звуку. Иди Таисия, Лиза что слышите?
*Д: Шуршит.
А теперь понюхаем? Узнали? Кто в какой коробочке? (даю понюхать Даше, Вике)
*Д Нет запаха, не пахнет.
Давайте попробуем узнать на ощупь. Иди Миша. Что чувствуешь? (первую даю коробочку с гвоздем)
*Д: Гвоздь, он гладкий.
А почему ты так решил?
В этой коробке карандаш, он острый. А в другой гвоздик он со шляпкой.
(даю пощупать всем и выслушиваю ответы)
Ребята нас с вами окружают разные вещи и предметы, вот например платье у Лизы из чего сделано?
*Д: Из ткани.
(показываю кружку)
А кружка из чего?
*Д: Из стекла, из фарфора.
Основная часть
В: -Чтобы лучше узнать, что из чего сделано, мы с вами отправимся в сказочную страну предметов. Готовы к путешествию?
*Д: Да.
В:-Знакомьтесь, это карандаш Ивашка, сделан из?
*Д: дерева
- А это гвоздь Антошка, сделан из чего?
*Д: металла, железа
- Я как-то услышала, как спорят гвоздик и карандаш и никак не могут решить, что важнее – дерево или металл.
Нам с вами надо им помочь.
В: Пожалуйста, подойдите к столам, которые стоят в кукольном уголке.
(на столах на тарелке на каждого метал пластина, деревянный брусок)
В: -Послушайте, гвоздик все спорит, с карандашиком, что у него поверхность гладкая. Проверим?
Д: Да
Посмотрите, что лежит на тарелочках?
Ответы детей
В: -Правильно, на столе лежит метал пластина и дерев брусок. Давайте возьмем пластину и проведем по ней рукой.
Какая пластина на ощупь?
(гладкая, ровная, холодная)
То же самое делаем с дерев бруском.
Какой на ощупь брусок?
Д: Шершавый, шероховатый, теплый *В. если затрудняются, то помогаю, подсказываю.
В: -Давайте попробуем сделать вывод. Какой металл на ощупь?
Д: холодный
- А дерево?
Д: теплое
В: - Правильно!
В: - Карандаш гордится этим, а еще говорит, что дерево мягче металла.
Как вы думаете он прав?
Д: Не знаем
Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл»
Проверим? Пройдем дальше.
Опыт «Вбить гвоздь в дерево и металл» показ воспитателя (на столе- деревянный брусок, молоток, гвоздь)
В: Вывод: - Мы посмотрели опыт, что мягче, что тверже?
Вывод: Дерево мягче, а металл тверже.
В: -Проверим другим способом: возьмем в руки гвоздь и попробуем сломать его (на каждого ребенка гвозди и спички)
Д: Дети берут гвоздь, пробуют погнуть. Не получается.
Прочный
Значит он какой? Прочный.
В: -Теперь попробуем сломать спичку, она сделана из дерева. Получилось сломать?
Дети берут и пробуют сломать спичку.
Получилось.
В: -Значит спичка какая?
Д: -Хрупкая.
Вывод: Дерево по сравнению с металлом хрупкое, а металл прочный.
Опыт «Тонет-плывет»
*В: А наши друзья отправились в обратный путь в свою сказочную страну (Проходим к шкафу там стол на нем картинка с изображением речки, емкость с водой, деревянные палочки, ножницы, скотч) шли, шли и пришли к речке. Карандаш обрадовался, а гвоздик приуныл. Почему?
Д: Он не хочет идти обратно.
-Давайте проверим утонет ли гвоздик, а карандашик?
(Опыт Тонет-плывет)
*В: -Кто хочет опустить гвоздь в воду? (Выбрать ребенка.)
- Кто опустит карандаш в воду?
Какой вывод можно сделать?
Д: Гвоздик утонул, а карандаш плавает.
Карандаш легче, а гвоздик тяжелее.
Выслушать предположения детей.
Дерево легче, а металл тяжелее.
А как переплыть гвоздику? Что мы можем сделать? (воспитатель подводит детей, что можно построить плот) Вместе строим плот.
Дети строят плот и пускают по воде.
*В: -Ну вот и перебрались на тот берег и проголодались. (переходим к другому столу, там картинка с изображением огня, емкость с горячей водой и две ложки, металлическая и деревянная)
*В: -Решили друзья наловить рыбы и приготовить ее на костре.
Как вы думаете, кто пошел ловить рыбу, а кто костер разжигать, чтобы готовить еду?
*Д Карандаш ловить рыбу, гвоздик костер разжигать.
Почему?
Потому что дерево не тонет, гвоздик не загорится.
Молодцы ребята.
Стали уху есть, у гвоздика какая ложка?
Д Металлическая
У карандаша?
*Д Деревянная
Карандаш быстро с едой справился, а гвоздик ел и обжигался и никак не мог есть быстрее.
Почему? Может из вас кто-то догадался?
*Д ложка деревянная, быстрее остывает
Металл обладает еще одним свойством – тепло проводимость, т. е. проводить тепло.
Давайте повторим тепло проводимость
*Д Тепло проводимость
*В: -Чтобы это проверить, мы с вами посмотрим еще один опыт.
В ёмкость с горячей водой кладем дерев и метал ложки. Метал нагрелась, а дерев нет. (Дать потрогать детям, предварительно потрогав металлическую.)
А что же наши друзья?
Карандашик поделился деревянной ложкой и гвоздик быстро справился с едой.
И мы отправляемся дальше.
(На столе у окна выставлены деревянные и металлические предметы, на ковре два обруча)
Встаньте полукругом и внимательно рассмотрите, перед тем как выбрать предмет можно трогать, нюхать.
По очереди выбрать по одному предмету из дерева (поставить, где карандашик, и из металла (поставить, где гвоздик)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
*В: Воспитатель обобщает:
-Вот карандаш и гвоздик все спорят, кто из них важней, а посмотрите сколько нужных предметов из металла и дерева.
А значит они оба важны.
*Д Да
И есть такие предметы, где дерево и металл соединяются друг с другом и становятся еще лучше и полезнее. Подумайте, в нашей группе тоже есть эти предметы.
Ответы детей.
(воспитатель показывает сковородку из игрушечного набора)
А гвоздик и карандашик прощаются с нами.
Ребята, так где же мы с вами побывали?
Д: -В сказочной стране предметов.
Вам понравилось?
Понравилось строить плот.
Что-то новое узнали?
Ответы детей.
Молодцы!
Оборудование для организации совместной деятельности педагога и
Водная часть загадки Две коробки, большой гвоздь, карандаш.
Основная часть
Заключительная часть Металлические пластины, деревянные бруски, гвоздики, деревянные палочки по кол-ву детей. Предметы деревянные и металлические по 8 штук, металлич и дерев ложки, ёмкости с водой, картинки с изображением костра, речки, скотч, ножницы, два обруча, молоток.
Мнемотаблица, сковородка.