МААМ-картинки

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»

Любовь Воевода
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
▼ Скачать + Заказать документы

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы и растений.

Закреплять знания о представителях почвенной фауны - подземных животных.

Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, частички сгнивших растений

(перегной, что почва пропускает воду.

Создать вместе извержение вулкана.

Познакомить с новыми словами : перегной, полезные вещества, вулкан, лава, пепел.

2. Активизировать в речи слова:

Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему „Почва и её свойства, Опыты“» размещена в разделах

почва, перегной, вулкан, лава, пепел, подземные жители.

Продолжать учить делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.

3. Воспитывать желание помочь другу Лунтику, развивать интерес к исследованию состава почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.

Предварительная работа:

Наблюдение за почвой на прогулке осенью.

Работа в цветнике (рыхление, прополка сорняков, полив); в уголке природы (рыхление, полив).

Просмотр фильма о подземных жителях: дождевой червяк, мокрицы; муравьи, многоножки, улитки.

Просмотр фильма «Вулканы Камчатки».

Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.

Опыты с разными видами почв, посадка семян цветов в разные виды почв.

Материал демонстрационный: посылка, аудио письмо Лунтика, 3 горшочка с песком, глиной, чернозёмом, горелка, спички, щипцы, стекло, тарелочка с чернозёмом, макет вулкана, сода, красный краситель-порошок, вода, лимонная кислота, 3 мольберта с картинками воды, воздуха, перегноя, схемы с почвой пропускающей и задерживающей воду.

Для детей: прозрачные стаканы с водой, горшочки с песком, глиной, чернозёмом, пластмассовые ложки, воронки, вата.

Ход занятия:

1 часть.

Дети стоят полукругом. На столе посылка.

Воспитатель: нам прислали посылку, давайте посмотрим, что внутри. Здесь горшочки с видами почв и письмо от Лунтика. Письмо не простое – видеописьмо.

(Включаем видеозапись. На диске Лунтик обращается к детям с просьбой).

Лунтик: здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне, пожалуйста. У моей подружки Милы скоро день рождения. Она очень любит комнатные цветы. Я решил их подарить. Для цветов у меня есть красивые горшочки, а вот в какую землю сажать, я не знаю. Высылаю вам образцы земли, которая есть возле моего дома. Подскажите, в какую сажать цветы?

Воспитатель: ребята, поможем Лунтику? (Да) Для того чтобы исследовать почву, отправляемся в нашу лабораторию.

Дети подходят к столам. На первом столе горшок с песком, на втором - глина, на третьем – чернозём, стаканы с водой, ложки, вата, воронки, тарелочки с образцами почвы. Возле каждого стола – мольберт с картинками.

Воспитатель: скажите, какими свойствами должна обладать почва для хорошего роста и развития растений?

Дети: в почве должен быть воздух, вода, питательные вещества (удобрения, нужен свет и тепло.

Воспитатель: правильно, ребята. Проведём опыты.

Опыт № 1 – в почве есть воздух.

Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?

Дети: нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду. Комочек покроется пузырьками, значит, есть в почве воздух.

Дети проводят опыт.

Воспитатель: расскажите о результатах опыта с песком. Что вы выяснили?

Дети: в песке воздуха нет.

Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с песком.

Воспитатель: расскажите о результатах опыта с глиной.

Дети: в глине воздуха нет.

Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с глиной.

Воспитатель: расскажите о результатах опыта с чернозёмом. Что вы выяснили?

Дети: в чернозёме воздух есть.

Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с чернозёмом.

Опыт № 2 – в почве есть перегной – сгнившие растения.

Воспитатель: Нам нужно узнать, есть ли в почве сгнившие растения или природное удобрение. Посмотрите на воду в стакане.

Какой вывод можно сделать в опыте с песком?

Дети: в песке нет частичек растений или природного удобрения.

Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.

Какие выводы можно сделать в опыте с глиной?

Дети: в глине нет частичек растений.

Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.

Какие выводы можно сделать в опыте с чернозёмом?

Дети: в чернозёме есть частички, остатки растений.

Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.

Опыт № 3 – почва пропускает воду.

Воспитатель: необходимо узнать, пропускает ли почва воду.

В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?

Дети: песок и чернозём пропускают воду, глина – задерживает воду.

Воспитатель: выложите результаты опыта на мольберт.

Опыт № 4 – в почве есть вода. Проводится воспитателем.

Воспитатель: раньше мы проводили опыты с песком и глиной на присутствие в них воды. Что мы выяснили?

Дети: в песке и глине воды нет.

Воспитатель: выложите результаты о песке и глине на доску.

Воспитатель: сейчас мы узнаем, есть ли в чернозёме вода.

(На столе находится горелка, тарелочка с чернозёмом, зажигалка, стекло и щипцы. Показываю стекло, обращаю внимание, что оно сухое).

Воспитатель: посмотрите, я нагреваю немного почвы на огне. Над почвой установлено стекло. Что происходит?

Дети: на стекле появились капельки воды.

Воспитатель: какой вывод вы сделали?

Дети: в чернозёме есть вода.

Воспитатель: результат опыта выложите на мольберте.

Воспитатель: в какую почву Лунтику сажать цветы? Почему?

Дети: в чернозём. Потому что в

чернозёме есть вода, воздух, чернозём пропускает воду, есть питательные вещества.

Воспитатель: как появляются питательные вещества в чернозёме?

Дети: сгнивают корешки, листья, трава.

Воспитатель: какие подземные жители помогают перерабатывать траву, листву, корешки получать перегной – природное удобрение.

Ответы детей (мокрицы, улитки, многоножки, муравьи, кроты).

2 часть.

Сегодня мы узнали новое слово - «перегной» - это удобрение, которое вырабатывает сама природа. Я познакомлю вас с ещё одним полезным природным удобрением – пеплом. Пепел получается благодаря вулкану. На нашей планете Земля есть разные вулканы - потухшие, спящие, действующие. Как же появляются вулканы? Давайте посмотрим фильм о вулкане, садитесь на ковёр.

(Просмотр видеоматериала. Отрывок из мультфильма «География для малышей».)

Воспитатель: мы узнали, что вулканы выбрасывают на поверхность раскалённую лаву, а так же пепел- полезное природное удобрение. Пепел выбрасывается вулканом на большую высоту. Когда пепел оседает, со временем остывает, тогда его используют как природное удобрение. Пепел добавляют в почву, и получают богатый урожай.

Сегодня мы сами сделаем вулкан, выбрасывающий на поверхность лаву.

(На столе поднос и макет вулкана, сода, ложка, порошок с красным красителем, стакан воды, лимонная кислота).

Дети всыпают в жерло вулкана 1 чайную ложку соды, половину чайной ложки порошка лимонной кислоты, красный краситель - порошок. Воспитатель вливает воду. Происходит процесс.

Подводим итоги деятельности :

1. Чем сегодня вы занимались в нашей лаборатории?

(проводили опыты с песком, глиной, чернозёмом).

2. Как называются перегнившие в земле листья, трава, ветки?

(перегной – природное удобрение)

3. О каком природном удобрении вы сегодня узнали?

(О пепле).

Воспитатель: пепел вулкана выбрасывается на большую высоту, затем постепенно оседает, остывает и используется как природное удобрение.

Что мы отправим Лунтику?

(Лунтику мы поможем и отправим подсказки – карточки о чернозёме. В этой почве цветы будут хорошо расти).

Список литературы:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г

2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. Под редакцией О,В. Дыбиной Москва, 2015г.

3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г

4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Е. В. Марудова Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010г.

Публикации по теме:

Развитие познавательно-исследовательской деятельности «Опыты с водой» Тема «Опыты с водой». Возрастная группа: старшая (5 -6 лет) Форма организации: групповая Цель: расширять кругозор дошкольников, формировать.

«Свойства воды». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Программное содержание: • Познакомить со свойствами воды: жидкость, не имеет цвета, запаха, вкуса, окрашивается в разный цвет; дать понятие.

«Свойства дерева и металла». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей логопедической группе Тема: Свойства дерева и металла Цель: создание условий для уточнения и обобщения представлений детей о свойствах дерева и металла. Задачи:.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Свойства песка» Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе" Свойства песка" (вос-ля Авериной И.) Цель: формировать представление.

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства»Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе на тему «Дерево и его свойства» Цель: Познакомить детей со.

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе 4–5 лет «Свойства воды» Свойства воды Ход занятия: Под музыку входит Фея Воды (ФВ). Дети и младший воспитатель (мл. в.) стоят. ФВ: Здравствуйте, ребята. Я Фея Воды.

Занятие в старшей группе по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебные свойства воды» Итоговая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные.

«Удивительные свойства магнита». Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе .

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Мы-ученые» (опыты с воздухом) в средней группеЗанятие по познавательно-исследовательской деятельности на тему «Мы-ученые» (опыты с воздухом) в средней группе В средней группе "Солнышко" прошло очень увлекательное занятие по познавательно-исследовательской деятельности, дети превратились в ученых.

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе на тему «Воздух повсюду» Задачи: • Расширение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
Опубликовано: 2 марта 2017 в 16:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь Воевода (УИ 687843) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД