Любовь Воевода
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему «Почва и её свойства. Опыты»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе; помочь увидеть взаимозависимость почвы и растений.
Закреплять знания о представителях почвенной фауны - подземных животных.
Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, вода, частички сгнивших растений
(перегной, что почва пропускает воду.
Создать вместе извержение вулкана.
Познакомить с новыми словами : перегной, полезные вещества, вулкан, лава, пепел.
2. Активизировать в речи слова:
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе на тему „Почва и её свойства, Опыты“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Почва. Исследуем почву
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
почва, перегной, вулкан, лава, пепел, подземные жители.
Продолжать учить делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
3. Воспитывать желание помочь другу Лунтику, развивать интерес к исследованию состава почвы. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов.
Предварительная работа:
Наблюдение за почвой на прогулке осенью.
Работа в цветнике (рыхление, прополка сорняков, полив); в уголке природы (рыхление, полив).
Просмотр фильма о подземных жителях: дождевой червяк, мокрицы; муравьи, многоножки, улитки.
Просмотр фильма «Вулканы Камчатки».
Чтение и загадывание загадок о почве, подземных жителях.
Опыты с разными видами почв, посадка семян цветов в разные виды почв.
Материал демонстрационный: посылка, аудио письмо Лунтика, 3 горшочка с песком, глиной, чернозёмом, горелка, спички, щипцы, стекло, тарелочка с чернозёмом, макет вулкана, сода, красный краситель-порошок, вода, лимонная кислота, 3 мольберта с картинками воды, воздуха, перегноя, схемы с почвой пропускающей и задерживающей воду.
Для детей: прозрачные стаканы с водой, горшочки с песком, глиной, чернозёмом, пластмассовые ложки, воронки, вата.
Ход занятия:
1 часть.
Дети стоят полукругом. На столе посылка.
Воспитатель: нам прислали посылку, давайте посмотрим, что внутри. Здесь горшочки с видами почв и письмо от Лунтика. Письмо не простое – видеописьмо.
(Включаем видеозапись. На диске Лунтик обращается к детям с просьбой).
Лунтик: здравствуйте, дорогие ребята. Помогите мне, пожалуйста. У моей подружки Милы скоро день рождения. Она очень любит комнатные цветы. Я решил их подарить. Для цветов у меня есть красивые горшочки, а вот в какую землю сажать, я не знаю. Высылаю вам образцы земли, которая есть возле моего дома. Подскажите, в какую сажать цветы?
Воспитатель: ребята, поможем Лунтику? (Да) Для того чтобы исследовать почву, отправляемся в нашу лабораторию.
Дети подходят к столам. На первом столе горшок с песком, на втором - глина, на третьем – чернозём, стаканы с водой, ложки, вата, воронки, тарелочки с образцами почвы. Возле каждого стола – мольберт с картинками.
Воспитатель: скажите, какими свойствами должна обладать почва для хорошего роста и развития растений?
Дети: в почве должен быть воздух, вода, питательные вещества (удобрения, нужен свет и тепло.
Воспитатель: правильно, ребята. Проведём опыты.
Опыт № 1 – в почве есть воздух.
Воспитатель: как узнать, есть ли в почве воздух?
Дети: нужно взять небольшой комочек почвы и бросить его в воду. Комочек покроется пузырьками, значит, есть в почве воздух.
Дети проводят опыт.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с песком. Что вы выяснили?
Дети: в песке воздуха нет.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с песком.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с глиной.
Дети: в глине воздуха нет.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с глиной.
Воспитатель: расскажите о результатах опыта с чернозёмом. Что вы выяснили?
Дети: в чернозёме воздух есть.
Воспитатель: выложите на доску результаты опыта с чернозёмом.
Опыт № 2 – в почве есть перегной – сгнившие растения.
Воспитатель: Нам нужно узнать, есть ли в почве сгнившие растения или природное удобрение. Посмотрите на воду в стакане.
Какой вывод можно сделать в опыте с песком?
Дети: в песке нет частичек растений или природного удобрения.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Какие выводы можно сделать в опыте с глиной?
Дети: в глине нет частичек растений.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Какие выводы можно сделать в опыте с чернозёмом?
Дети: в чернозёме есть частички, остатки растений.
Воспитатель: выложите на доску результаты вашего наблюдения.
Опыт № 3 – почва пропускает воду.
Воспитатель: необходимо узнать, пропускает ли почва воду.
В пустой стакан с воронкой положите комок ваты, сверху насыпьте ложку почвы, затем осторожно вливайте воду. Какие выводы можно сделать?
Дети: песок и чернозём пропускают воду, глина – задерживает воду.
Воспитатель: выложите результаты опыта на мольберт.
Опыт № 4 – в почве есть вода. Проводится воспитателем.
Воспитатель: раньше мы проводили опыты с песком и глиной на присутствие в них воды. Что мы выяснили?
Дети: в песке и глине воды нет.
Воспитатель: выложите результаты о песке и глине на доску.
Воспитатель: сейчас мы узнаем, есть ли в чернозёме вода.
(На столе находится горелка, тарелочка с чернозёмом, зажигалка, стекло и щипцы. Показываю стекло, обращаю внимание, что оно сухое).
Воспитатель: посмотрите, я нагреваю немного почвы на огне. Над почвой установлено стекло. Что происходит?
Дети: на стекле появились капельки воды.
Воспитатель: какой вывод вы сделали?
Дети: в чернозёме есть вода.
Воспитатель: результат опыта выложите на мольберте.
Воспитатель: в какую почву Лунтику сажать цветы? Почему?
Дети: в чернозём. Потому что в
чернозёме есть вода, воздух, чернозём пропускает воду, есть питательные вещества.
Воспитатель: как появляются питательные вещества в чернозёме?
Дети: сгнивают корешки, листья, трава.
Воспитатель: какие подземные жители помогают перерабатывать траву, листву, корешки получать перегной – природное удобрение.
Ответы детей (мокрицы, улитки, многоножки, муравьи, кроты).
2 часть.
Сегодня мы узнали новое слово - «перегной» - это удобрение, которое вырабатывает сама природа. Я познакомлю вас с ещё одним полезным природным удобрением – пеплом. Пепел получается благодаря вулкану. На нашей планете Земля есть разные вулканы - потухшие, спящие, действующие. Как же появляются вулканы? Давайте посмотрим фильм о вулкане, садитесь на ковёр.
(Просмотр видеоматериала. Отрывок из мультфильма «География для малышей».)
Воспитатель: мы узнали, что вулканы выбрасывают на поверхность раскалённую лаву, а так же пепел- полезное природное удобрение. Пепел выбрасывается вулканом на большую высоту. Когда пепел оседает, со временем остывает, тогда его используют как природное удобрение. Пепел добавляют в почву, и получают богатый урожай.
Сегодня мы сами сделаем вулкан, выбрасывающий на поверхность лаву.
(На столе поднос и макет вулкана, сода, ложка, порошок с красным красителем, стакан воды, лимонная кислота).
Дети всыпают в жерло вулкана 1 чайную ложку соды, половину чайной ложки порошка лимонной кислоты, красный краситель - порошок. Воспитатель вливает воду. Происходит процесс.
Подводим итоги деятельности :
1. Чем сегодня вы занимались в нашей лаборатории?
(проводили опыты с песком, глиной, чернозёмом).
2. Как называются перегнившие в земле листья, трава, ветки?
(перегной – природное удобрение)
3. О каком природном удобрении вы сегодня узнали?
(О пепле).
Воспитатель: пепел вулкана выбрасывается на большую высоту, затем постепенно оседает, остывает и используется как природное удобрение.
Что мы отправим Лунтику?
(Лунтику мы поможем и отправим подсказки – карточки о чернозёме. В этой почве цветы будут хорошо расти).
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издательство МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
2. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации. Под редакцией О,В. Дыбиной Москва, 2015г.
3. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. Изд. МОЗАИКА – СИНТЕЗ. Москва, 2014г
4. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Е. В. Марудова Изд. ДЕТСТВО – ПРЕСС, Санкт – Петербург, 2010г.