Наталья Александровна
Конспект по познавательному развитию в средней группе «Куда пропал воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию в средней группе "Куда пропал воздух"
Наталья Александровна
Образовательная область: "Познавательно-исследовательская деятельность"
Образовательные задачи:
– способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
– способствовать формированию у детей познавательного интереса;
Публикация «Конспект по познавательному развитию в средней группе „Куда пропал воздух“» размещена в разделах
– обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
– закрепить навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов;
Развивающие задачи :
– развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
– развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности;
– развивать зрительное и слуховое восприятие;
Воспитательные задачи:
– воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
– воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде,
– воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
Оборудование:
полиэтиленовые мешочки (по количеству детей);
стаканчики с водой, коктейльные трубочки (по количеству детей);
кораблики из пенопласта с бумажными парусами;
мелкие игрушки, для игры тонет не тонет
тазики – «море» для корабликов;
салфетки бумажные (по количеству детей);
таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов;
Методические приемы: игровой элемент, беседа, диалог, наблюдение, эксперименты, опыты, игра, физкультминутка, загадка, сюрпризные моменты.
Ребята, кто-то постучал в дверь. Посмотрите, что нам принесли.
- Хотите узнать, что в нем?
(В чемодане лежит Фиксик и задания)
Фиксик: Здравствуйте, ребята. Вы даже не представляете, что случилось. Пропал воздух.
Воспитатель: Да не может быть. Погоди, погоди, Фиксик! Я вот тоже воздух не видела, но думаю, что он никуда не пропал.
- Скажите, ребята, а вы видите воздух?
- А как вы думаете, где он живет?
Да, он повсюду, вокруг нас.
- Можем ли мы без воздуха чувствовать себя хорошо?
Давайте проверим. Зажмите одной рукой нос, второй рукой рот.
- Как мы себя чувствуем?
Значит, для чего нам нужен воздух?
Воспитатель: Вот видишь, Фиксик, воздух никуда не исчез, ты просто его не видишь.
Ребята, давайте, докажем Фиксику, что воздух никуда не исчез, мы просто его не видим.
Фиксик: Ой, спасибо, ребят.
А кто знает, кто изучают воздух? (ученые)
– А где работают ученые? (в лаборатории)
Давайте превратимся в настоящих ученых и отправимся в лабораторию
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
(на столе стоит коробка, с пакетами для каждого ребенка)
Опыт 1. «Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом)
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет?
Воспитатель: Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух?
(ответы детей).
Опыт 2
На 2 столе лежит поднос с игрушками (резиновые, пластмассовые и д. р, которые тонут и не тонут)
Опускаем по очереди все игрушки в таз с водой.
Почему не утонула резиновая игрушка?
Воспитатель: Верно, это ещё одно свойство воздуха — воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
– Молодцы, ребята! Помогли Фиксику! Теперь ты знаешь, Фиксик, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но будь осторожен, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть.
-Ребята, вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, горячей
- Как вы думаете, воздух бывает холодным или теплым?
Физкульминутка.
Любопытная Варвара
Смотрит влево,
Смотрит вправо (поворот головы вправо-влево).
Чем же пахнет не понять
Нужно носиком вдыхать
Выдох-вдох, выдох-вдох
Чудо воздух – ох-ох-ох
Фиксик: Теперь я знаю: внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух. А вот интересно, а внутри человека воздух есть?
– Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?
Проходим и садимся за столы.
На столах у каждого есть стаканчик с водой и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.
Опыт 3: подуть в трубочку, опущенную в бокал с водой.
– Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
– Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Фиксик: Понятно! Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?
– Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Фиксику, как дышат наши носики.
А теперь давайте попробуем с помощью воздуха, который по нашим проведенным экспериментам действительно существует и никуда не пропадал, отправим наш кораблик в дальнее плаванье.
Опыт № 4 с корабликом.
Ребята возьмите стаканчики и перелейте воду в блюдечко. А теперь опустим туда свой кораблик.
- Почему он не плывет?
-Надо на него подуть.
Воспитатель: Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы.
Фиксик: Это вы дуете, воздух толкаете.
Опыт5. С лентой и с салфеткой.
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, ленточка колышется, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Воспитатель:Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер.
Фиксик (говорит, а воспитатель показывает иллюстрации) : Вот спасибо! Как много я сегодня узнал о воздухе!
Давайте, еще раз напомним Фиксику, что он сегодня узнал о воздухе.
(все дети идут на ковер)
• Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим;
• Чтоб увидеть воздух, его надо поймать
• Что воздух легче воды
• Что воздух есть внутри пустых предметов… и даже внутри людей
• Без воздуха ничто живое не может жить;
Рефлексия
Ребята, а мы смогли помочь Фиксику?
А как мы это сделали?
Ребята, что вас сегодня удивило?
– Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученые. А нам пора возвращаться в группу.
Фиксик: Спасибо, ребята, а я для вас приготовил подарок.
Фиксик дарит всем по воздушному шарику.