Лилия Бобошина
Конспект занятия по развитию речи «Дикие животные нашего края» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи
Составление описательного рассказа о диких животных с использованием схемы (с использованием интерактивной папки - лэпбук «Дикие животные»).
Программные задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дикие животные нашего края“ в старшей группе» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
1. Совершенствование умений детей последовательно составлять описательные рассказы о диких животных, используя опорные карты и схемы-модели;
2. актуализация словаря по теме «Дикие животные»;
3. совершенствование грамматического строя речи (согласование существительного с прилагательным);
4. способствование развитию лексической стороны : связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
5. продолжать развивать память, внимание, словесно- логическое мышление;
6. воспитывать доброжелательные отношения к животным.
7. обогащать словарный запас детей.
Методы и приё мы: загадки, динамическая пауза, беседа, рассказы детей.
Материалы и оборудование:
Лэпбук «Дикие животные» с набором заданий и дидактических игр по теме. Ширма и макет зимнего леса, Сова у которой в карманах карточки с заданиями для детей, карточки с силуэтами диких животных, с цифрами; мольберт. Дидактический материал (кубик с изображениями зверей, шапочки диких животных)
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.
Рассказы: Л. Н. Толстой «Ягнята и волк», В. Бианки «Купание медвежат», А. К. Толстой «Лиса Патрикеевна», Е. Чарушин «Волчишко», «Медведица и медвежата», Н. Сладков «Лиса и еж», «Лиса и заяц», Г. Снегирев «Медвежонок».
Сказки: «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Три медведя» (Обр. Л. Толстого, «Маша и медведь» (Обр. М. Булатова, «Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой» (Обр. М. Булатова, «Лиса и кувшин» (Обработка К. Д. Ушинского, Ш. Перро «Красная шапочка».
Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Чей этот домик?», «Кто чем питается?», «Кто потерялся?», «Отгадай, кто это?».
Игры - драматизации: С. Маршак «Еж и лиса». Презентация «Дикие животные».
Ход НОД.
1. Организационный момент.
Игра с движениями:
День наступает,
Природа оживает,
Солнышко встает,
Нам тепло дает.
Мы собираемся- в добрый путь отправляемся,
Друг на друга поглядим,
Про себя проговорим.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Мальчики хорошие, девочки пригожие.
Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать стихотворение -загадку:
С человеком не живут,
Постоянной помощи
От него не ждут.
А живут они в лесах,
На горах, в лугах, степях.
Сами пищу добывают,
Сами деток охраняют,
Строят прочное жилище,
Место сбора сами ищут.
Воспитатель: - Скажите, о ком это стихотворение? (Это стихотворение о диких животных.)
Воспитатель: Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, в гости к Мудрой Сове, чтобы проверить свои знания о диких животных.
Воспитатель. (Обращает внимание на ширму, украшенную под лес).
На мольберте размещены перевёрнутые картинки диких животных России.
- Посмотрите, как лес встречает нас – деревья качают ветками и здороваются с нами. Давайте тоже скажем лесу :
Здравствуй, лес! Дремучий лес, (Махи вверху правой и левой рукой)
Полный сказок и чудес! (Звучит музыка «Звуки леса»).
Мудрая Сова встречает детей, здоровается и спрашивает, зачем они пришли в лес.
Воспитатель и дети отвечают, что хотят узнать больше интересного о диких животных и проверить свои знания о них.
Сова: Я вас давно жду, даже достала свою умную книгу о диких животных.
Сова : Ребята, какая вдруг тишина наступила в лесу. Почему мы никого не видим? Знаю- звери хотят поиграть с нами в прятки с загадками. Поиграем с ними?
Воспитатель: Мы с детьми любим отгадывать загадки. (После отгадывания каждой загадки на мольберте переворачивают картинку загаданного животного)
Сова загадывает детям загадки.
1. Эта кошка очень злая.
И мурлычет, но кусает.
Ей не крикнешь грозно «брысь!»
Это кошка леса —. (Рысь)
2. Длинноногий и рогатый
Лесники зовут «сохатый».
Скачет прямо он и вкось,
Крупный и могучий. (Лось)
3. Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь лесной (Медведь).
4. У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц)
5. Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
А в деревне кур крадет. (Лиса.)
6. Не ёлка, а колко,
Не кот, а мыши боятся. (Ёж)
7. Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный? (Волк)
8. Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, черноглазый,
По деревьям любит лазить? (Белка)
9. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу. (Кабан)
Сова: Молодцы, ребята. Про каких животных вы разгадывали загадки? (про диких животных) Почему их так называют?
Дети: Потому, что они живут в лесу, сами воспитывают детенышей и добывают себе еду, умеют строить жилища.
Ребё нок:
Лесные звери.
У лисы в лесу глухом
Есть нора – надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле у ели.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
Упражнение по развитию речи (качественные прилагательные)
Воспитатель: У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. Да вы и сами это хорошо знаете.
Ребята, давайте представим, что вы лесные звери, возьмите карточки животных и расскажите о себе.
Проводится игра «Какой? Какая?» (ребенок называет слова определения, другие дети могут добавлять определения).
Я медведь – мохнатый, косолапый, сильный, неуклюжий, большой.
Я лиса – хитрая, рыжая, пушистая, красивая, длиннохвостая, острозубая.
Я волк – злой, голодный, хищный, серый, зубастый, страшный.
Я заяц – трусливый, длинноухий, травоядный, короткохвостый, пугливый, быстроногий.
Я ёж – колючий, проворный, маленький, коротконогий, остроносый.
Я белка – ловкая, проворная, прыгучая, запасливая, быстрая, шустрая, резвая.
Я лось – рогатый, большой, длинноногий, травоядный.
Я рысь – хитрая, хищная, ловкая, сильная, прыгучая, быстрая.
Сова: про характер зверей вы правильно рассказали, а теперь попробуйте подобрать слова – действия, которые выполняют животные.
Д/и «Подбери словечко»
Цель: формирование умений у детей подбирать и называть слова-действия.
Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит, охотится, рычит, ревет).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет, высматривает,рыщет).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит, вынюхивает, тявкает).
Заяц (что делает… (прыгает, прячется, грызет).
Белка (что делает) (цокает, прыгает, добывает, скачет, запасает.).
Сова : Может немножко отдохнем? Вставайте в круг и все вместе проведё м физкультминутку:
Мишка лапу занозил
Мишка лапу занозил – (Потрясти кистью правой руки.)
Наступил на шишку. (Соответственно.)
Обозлился, погрозил: (Соответственно.)
- Ты узнаешь мишку!
Шишку в сучья закопал, (Соответственно.)
Поплясал на сучьях. (Весело поплясать.)
Поскользнулся и упал (Присесть, на лице – огорчение.)
У норы барсучьей.
Вышел заспанный барсук, (Кулачками потереть глаза, зевнуть.)
Заворчал на мишку. (Насупиться, строгое выражение лица.)
Мишка струсил, влез на сук, (Испуганное выражение лица, закрыть голову руками.)
Притаился мышкой. (Соответственно.)
(З. Александрова)
Сова: Молодцы. Ребята, а вы хотите поиграть в игру «Рассказ по цепочке» - надо рассказать о волке, зайце, белке, медведе, лисе. У меня есть кубик, какое животное выпадет, про того и рассказывать будем.
Воспитатель: А чтобы вам легче было рассказывать, я приготовила картинки – подсказки. Давайте посмотрим их (рассматривают картинки и определяют, что и как нужно рассказывать).
План рассказа:
1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело?
2. Где живёт (берлога, нора, логово, дупло?
3. Чем питается (на кого охотится?
4. Как зовут детёныша?
Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и вызывает детей ответить на вопросы.
Рассказ по цепочке:
- Это заяц, у зайца на голове длинные уши, поэтому у него хороший слух.
-(Продолжает другой ребёнок).
- У зайца быстрые ноги, передние лапы короткие, а задние длинные. У него короткий хвост.
-(Продолжает другой ребёнок).
- Тело покрыто теплой, пушистой шерстью. Заяц меняет цвет шерсти, зимой он белый, а летом серый. Питается он растениями.
(Заканчивает рассказ другой ребёнок). Заяц обитает в лесу, в поле, прячется от врагов под кустом. Заяц дикое животное».
Воспитатель: Молодцы, дети!
Просит повторить рассказ о зайце от начала до конца.
Следующих рассказ. Например:
- Это волк. У волка на голове острые уши. У него длинные, сильные и быстрые ноги. Хвост прямой, длинный. Тело покрыто густой шерстью.
-(Продолжает другой ребёнок).
- У волка острые зубы, он питается мясом. Волк хищник. Он обитает в дремучем лесу.
Волк дикое животное.
- Ребята, вы все молодцы, у вас получились очень интересные рассказы.
Динамическая лауза
Раз – прыжок, а два – присядка.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут
И легонечко подпрыгнут.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы:
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинаем всё сначала!
(Варианты ответов детей).
Это заяц. Заяц дикое животное. У него круглая голова и длинные уши, поэтому у него хороший слух, короткий хвост. Задние лапы длиннее передних, это помогает ему при беге. Детки у зайца зайчата. Норку заяц не делает и живет под кустом. Зимой меняет шубку на белую, чтобы можно было прятаться на снегу от хищников. Зимой заяц ест кору деревьев, а летом траву, морковку, капусту. Заяц боится лису, волка и хищных птиц.
Это медведь. Медведь дикое животное. У медведя есть туловище, голова, уши, лапы, маленький хвост. Шерсть у него коричневого цвета. Медведь живет в лесу. Жилище медведя называется берлога. Медведь питается рыбой, ягодами, травой, мясом. Детёныши медведя медвежата. Медведь рычит. Медведь приносит пользу человеку: медвежий жир, медвежье мясо, медвежья шкура.
-Это лиса. У лисы круглая голова, длинная мордочка, острые уши. Лапы тонкие, хвост длинный и пушистый, она им заметает следы. Детки у лисы лисята. Живет лиса в норе. Охотится на зайцев и мышей.
-Это волк. Волк дикое животное. У волка большая голова, толстая шея, длинная морда, острые зубы. У волка сильные лапы с крепкими когтями. Детки у волка волчата. Живет волк в логове.
Волк - хищный зверь, питается мясом, но добычей его становятся только слабые больные животные, за это волка прозвали "санитаром" леса.
-Это еж. Ёж дикое животное. У ежа маленькая голова, вытянутая мордочка, короткие лапы и хвостик. Тело ежа покрыто жесткими колючками. При опасности еж сворачивается в комок, и его нельзя взять, можно уколоться. Детки у ежа - ежата. Зимует еж в норке под корнем большого дерева. Питается еж грибами, ягодами, фруктами, жучками и червячками.
-Это белка. Белка дикое животное. У нее маленькая голова, уши с кисточками на концах. Большой хвост, размером с саму белку. Детки у белки - бельчата. Осенью белка делает запасы на зиму. Запасает в дупле орехи, шишки, желуди, сушит грибы на сучках деревьев. Зимует белка в дупле.
Сова: Молодцы, ребята, вы хорошо умеете составлять рассказы, и многое можете рассказать о диких животных. Я решила подарить вам свою умную книгу - лэпбук, сложив в него много интересных заданий.
Дети: Спасибо!
Итог: Вот и пришло время возвращаться нам в детский сад.
Ребята, вам понравилось наше путешествие в гости к Мудрой сове.
А чем мы занимались в лесу? (Составляли рассказы о животных, играли, отвечали на загадки)
Воспитатель: Ребята, вы все сегодня хорошо составляли рассказы о диких животных.
Рефлексия «Теремок». Я предлагаю вам Кружочки – желтые и коричневые, если вам понравился наше занятие, понравилось составлять рассказы, возьмите желтый смайлик и прикрепите в теремок, а если вам что-то не понравилось, то возьмите коричневый смайлик.
Ребята, вы молодцы, хорошо работали.