Ольга Тямушева
Конспект занятия «Слушание и составление рассказа по произведению В. Сухомлинского «О чем плачет синица?» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: слушание и составление рассказа В Сухомлинского «О чем плачет синица?»
Возраст: 4- 5лет
Образовательная область: речевое развитие, познавательное развитие.
Цел: Формирование навыка связного последовательного составлению рассказа с наглядной опорой в виде графических схем.
Образовательные задачи:
Формировать умения включаться в совместное с воспитателем рассказывание;
формирование грамматически правильной речи: составление простых предложение с опорой на схемы;
Публикация «Конспект занятия „Слушание и составление рассказа по произведению В, Сухомлинского „О чем плачет синица?“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Синица, синичка
- Синички. Конспекты занятий
- Синички. Сказки, стихи, детская литература
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Средняя группа
- Темочки
развитие фонематического слуха [ с ], [ з ];
формирование зрительного и слухового восприятия художественной литературы: В. Сухомлинский «О чем плачет синичка?»
Развивающие задачи:
стимулировать познавательный интерес, поощрять стремление к самостоятельным высказываниям.
развитие памяти, логического мышления;
Воспитательные задачи:
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
развитие эмоциональной отзывчивости, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Планируемые результаты (исходя из цели и задач) :
Ребенок умеет воспринимать художественный текст и составлять рассказ по графическим схемам.
Методические приемы: чтение адаптированного текста, беседа по содержимому, рассматривание графических схем, выстраивание мнемодорожки, сюрпризный момент, дидактическая упражнение «Целое и часть», «Я люблю …» с предметными картинками, Игра малой подвижности со звуками «Разговор синичек»
Оборудование: магнитная доска, книга, предметные картинки с игровым оборудованием, графические схемы по тексту, целая и разрезанная картинка «Синичка» на линейках.
Предварительная работа:
Изучение лексической темы «Птицы»
Рассматривание иллюстраций и картинок по теме «Птицы»
Раскраска, аппликация «Синица»,
Создание угощений для птиц с родителями
1. Организационный момент. Создание эмоционального фона образовательной деятельности.
Дидактическое упражнение «Целое и часть»
- Я пришла не одна, а с гостей. Кто это, вы узнаете, если отгадаете загадку. (Дети берут по одной линейке)
- Это часть картинки или целое?
- Давайте соберем из частей целую картинку.
- Что изображено у тебя? (у меня клюв; у меня желтая грудка, у меня когти птицы; у меня хвост птицы)
- Что изображен на целой картинке? (На картинке нарисована птица – синица)
2. Основная часть.
Подготовка к восприятию текста.
- Найдите синичку. (Дети ищут в помещении изображение синицу)
- Она прилетела к вам и выбрала книгу, в которой напечатан рассказ В Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Как вы думаете, о чем этот рассказ? (Ответы детей)
Давайте проверим правы мы или нет. Я вам почитаю, а вы внимательно послушаете.
Чтение адаптированного рассказа.
«В доме на краю села жила семья. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Около дома рос высокий ветвистый тополь.
-Сделаем на тополе качели, — сказал Миша.
-Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, привязал к веткам веревку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
-Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол дерева и увидела гнездышко, а в гнездышке птички маленькие.
-Синичка не радуется, а плачет – сказала Оля.
-А почему же она плачет? – удивился Миша.
— Подумай, почему, — ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает : «Почему же она плачет?»
Беседа по содержанию текста
- Кто жил в доме? (в доме жила семья с девочкой Олей и мальчиком Мишей)
- Какое дерево росло около дома? (Около дома вырос большой ветвистый тополь)
- Что сделали ребята? (Миша предложил сделать качели на дереве. Привязал к веткам веревку. Дети качались на качелях)
- Кого потревожили дети? (Дети потревожили птенчиков)
- Что увидела Оля? (Оля увидела на ветках гнездо. В нем сидели птенчики)
- Что сказала Оля? (Оля сказала, что синичка не поет, а плачет)
- Что сделал Миша? (Миша спрыгнул с качели и посмотрел на дерево, и стал думать: «Почему синичка плачет?»)
- Почему плачет синичка? (Дети предлагают свои варианты ответов)
Игра малой подвижности со звуками «Разговор синичек»
- Какая песенка у синички была в рассказе? (Дети отвечают)
- Ребята, вы умеете петь, как синички? Давайте, вас научу? Летит синичка вниз и поет : «Зинь – зинь – зинь», а поднимается синичка вверх к небу и поет : «Синь – синь –синь».
Воспитатель и дети встают в круг и по образцу повторяют за воспитателем звуки.
Дидактическое речевое упражнение «Я люблю …»
- Что надо сделать ребятам?
- Давайте поможем составить игровую детскую площадку. Выберете картинку с любимой игрой на детской площадке. Скажите, что вы любите. (Я люблю играть в песочнице; я люблю кататься с горки; я люблю кататься на качелях; я люблю крутиться на каруселях) В случае затруднения с ответами воспитатель задает наводящие вопросы.
Рассматривание графических схем.
Ребята, а книга исчезла, но зато появились картинки. Давайте посмотрим на них. Как вы думаете, что нарисовано на картинках? (Дети отвечают)
Составление рассказа и выстраивание мнемодорожки - плана рассказа.
С помощью этих картинок вы сможете рассказать своему воспитателю историю. Ребята, давайте вместе вспомним.
3. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
С каким рассказом вы сегодня познакомились?
Что вам запомнилось на занятии?
Кому мы сегодня помогали? Чем?
У нас все получилось?
Что вам понравилось?
Вы все молодцы, слушали внимательно, отвечали красивыми предложениями, составили вместе рассказ.
Закрепление пройденного материала.
Упражнять в составление графической мнемодорожки – плана рассказа индивидуально.
Повторить упражнение «Я люблю.»
Повторить упражнение «Разговор синичек»
Рисование по сюжету рассказа.
Конструирование игровой детской площадки из лего – конструктора, из кубиков, бросового материала.
На прогулке понаблюдать за птицами, ответить на вопрос: «Плачут птицы или радуются? Кто может потревожить птиц?»