Веселова Татьяна Викторовна
Конспект подгруппового логопедического занятия «В гости к Дракоше. Автоматизация звуков [р], [р’] во фразе, тексте»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему
«В гости к Дракоше». Автоматизация звуков [р] [рь] в предложениях, тексте.
Подготовила учитель-логопед : Веселова Татьяна Викторовна
Пгт. Селижарово 2024 год
Цель: автоматизация звуков [ р] [ рь ] в предложениях, тексте.
Задачи:
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия „В гости к Дракоше, Автоматизация звуков [р], [р’] во фразе, тексте“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
Коррекционно-развивающие:
- уточнить артикуляцию звука [ р];
-развивать фонематический слух;
-совершенствовать навык звукового анализа слова,
-совершенствовать умение употреблять предлоги с существительными, образовывать относительные прилагательные, согласовывать существительные с прилагательными;
-совершенствовать связную речь через составление рассказа по сюжетным картинкам;
- корригировать произношение;
- корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
- развивать речевую коммуникацию, внимание, память, словесно-логическое мышление посредством разгадывания загадок;
-развивать мелкую и общую моторику;
Коррекционно – образовательные:
-систематизировать и обобщить знания по темам: «Зима», «Животные жарких стран», «Животные Севера», «Домашние животные»;
-уточнить навык дифферециации по теме «Животные»;
- формировать навык составления слов из букв;
Коррекционно – воспитательные:
-воспитывать интерес к занятиям;
-воспитывать умение работать в паре;
-воспитывать самостоятельность, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений;
-воспитывать нравственные качества (бережное отношение к пособиям, трудолюбие);
Здоровьесберегающие:
-планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
-следить за правильной осанкой детей, за посадкой детей за столом;
-способствовать созданию благоприятного психологического климата;
-чередовать статические и динамические задания.
-использовать тренажёры для развития равновесия, ориентирования и межполушарного взаимодействия;
Оборудование: артикуляционные упражнения (пособие «Конфетки», настольные зеркала, пособие для выполнения упражнения на дыхание, лупа с подсветкой, нейродорожки, доска Бильгоу, многофункциональные дидактические пособия: «Зонтик», «Волшебный телевизор», пособия («Подарки», «Пироги», «Шарики») для автоматизации звуков [р] [рь], игрушки (дракон, животные жарких стран, домашние животные, животные севера, сюжетные картинки для составления рассказа, запись музыкальной физкультминутки, запись голоса ёлочки, ноутбук.
Предварительная работа: автоматизация звуков [р] [рь] в словах, фразах, четверостишиях, тексте с применением нейроупражнений; определение позиции звука в слове, составление звуковой схемы слова;
Методы:
-наглядный (картинки, многофункциональные пособия «Зонтик», «Волшебный телевизор»)
- словесный (совместная речевая деятельность);
- игровой (сюрпризные моменты, динамическая пауза);
-практический (выполнение заданий, упражнений).
Место проведения: МДОУ детский сад №3 «Солнышко», музыкальный зал. Количество детей: 2 ребенка (6-7 лет, подготовительная группа)
Дети с логопедом входят в музыкальный зал.
I Организационный момент
Логопед : Доброе утро, ребята! Очень рада вас видеть!
Встанем красиво полукругом,
Улыбнёмся мы друг другу!
Сразу стало веселей!
Поприветствуем гостей :
Доброго утра мы вам пожелаем!
Что скучно не будет, пообещаем!
Ход занятия
Постановка учебной цели (вводная часть) :
-Сегодня мы с вами
Перейдём ближайший мостик
И отправимся мы в гости!
А к кому мы отправимся в гости? Послушайте (логопед зачитывает загадку, дети отвечают в рифму) :
В сказках часто он живёт,
У него большой живот.
И умеет он летать,
Мирных жителей пугать.
От него принцесс спасают,
Если он их похищает.
А по сёлам слышен стон.
Это сказочный….? (Н. Губская)
Дети:Дракон!
Основная часть
Логопед : Совершенно верно! А ведь Дракоша был у нас в гостях! Вспоминайте!
Дети: Дракоша побывал у нас на Новогоднем празднике, прилетал на занятие по обучению грамоте, чтобы мы помогли ему найти его любимую букву.
Логопед : Ему очень понравилось у нас. Теперь он решил пригласить нас к себе в гости. Посмотрите, какую необычную открытку я сегодня получила. (логопед показывает детям пригласительную открытку виде кусочка скорлупки, зачитывает).
«Дорогие ребята, здравствуйте! Мне очень понравилось у вас в гостях!
Приглашаю вас к себе в гости.
Когда мостик перейдёте–
Волшебный зонтик вы найдёте.
Просто так не убегайте,
Все задания выполняйте.
Я позвал ещё гостей,
Чтобы было веселей!
Приходите, буду ждать.
И прошу не опоздать!»
Логопед : Поторопимся, ребята! Но в гости неприлично приходить с пустыми руками. Нужно что-то придумать.
Логопед обращает внимание детей на ёлочку, на которой висят конфетки (дидактическое пособие для выполнения артикуляционной гимнастики).
-Ребята, посмотрите, ёлочка необычная стоит. Не шары, не шишки, а карамельки на ней. Предлагаю собрать карамельки в красивую коробочку–это и будет наш подарок для Дракоши.
Дети присаживаются за стол. Звучит голос ё лочки:
«Карамельки мои непростые.
Вы их с веточек снимайте
И упражнения выполняйте!
Лупу волшебную возьмите
И карамельки рассмотрите!
Флажки вам можно также снять–
Подарить Дракоше на память»
Дети выполняют артикуляционные упражнения с фонариком и с применением метода биоэнергопластики перед зеркалами.
Логопед : Молодцы! Подарки готовы! Нам нужно двигаться дальше. Что скажем ёлочке, ребята?
Дети: Спасибо, ёлочка!
Дети снимают флажки с ёлочки (на флажках картинки, на которых изображён новогодний праздник и подготовка к нему.
Логопед :Посмотрите, вот тот самый мостик, о котором упоминал в своём письме Дракоша. Мы его должны перейти. Скажите, какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года–зима.
Логопед : Чего зимой много на улице?
Дети: Зимой на улице много снега.
Логопед : Предлагаю вам оставить след из снежинок, чтобы не заблудиться на обратном пути.
Нейродорожка ( задача: развивать координацию движений)
Упражнение на дыхание «Сдуй снежинки» (рукавички со снежинками)
Дети проходят по нейродорожке, держа в руках рукавичку со снежинками и удерживая равновесие. Пройдя препятствие, выполняют упражнение на дыхание «Сдуй снежинки» (логопед напоминает правило выполнения упражнения: вдох через нос, выдох через рот, щёки при этом не надувать).
Логопед : Молодцы! Отлично! Ребята, а какой же звук будет нас сегодня сопровождать? (зачитывает стихотворении)
Наш Дракоша – друг хороший!
Ждёт он очень нас.
Управляется он ловко,
Пироги печёт с морковкой.
Дом-скорлупку украшает
Разноцветными шарами.
Дракоша наш старается.
Встреча приближается.
Логопед : Какой звук вы часто слышали в стихотворении?
Дети: Звук [р].
Логопед : Конечно, звук [р]. Его мы будем сегодня произносить красиво и правильно, ведь в нашем путешествии он главный.
Посмотрите, что это впереди?
Дети: Это же волшебный зонтик!
Логопед : Но это зонтик непростой– это зонтик звуковой (подходят к зонтику–многофункциональное пособие «Зонтик»). Посмотрите внимательно, ребята, вам ничего не знакомо здесь?
Дети: Мы видим схему для характеристика звука.
Логопед : Правильно! Расскажите о звуке [р]? Что делают губы, зубы, язык, когда мы его произносим?
Дети: Рот широко открыт. Зубы на большом расстоянии. Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами. Дуем и гудим в кончик языка, он дрожит.
Логопед : Предлагаю вам рассказать характеристику звука [р] по схеме.
Дети выполняют задание, дополняя друг друга.
Логопед : Обратите внимание, ребята, какая одежда, обувь на зонтике.
Дети: На зонтике зимняя одежда. У него тёплая шапочка и зимние сапожки.
Логопед :
А сапожки непростые,
А сапожки-то цветные!
Не украшены вот только.
Посмотри, снежинок сколько!
Вы снежинки разбирайте
И сапожки украшайте!
Упражнение «Твердый-мягкий» ( задача: развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие)
Дети называют по очереди картинки на снежинках, определяют какой звук в слове : мягкий или твёрдый и украшают снежинкой соответствующий сапожок (синий- твёрдый звук, зелёный-мягкий). Педагог следит, чтобы дети говорили правильно, полными предложениями.
Логопед : Молодцы!
Посмотрите!
Домики стоят пустые.
Вы картинку называйте
И быстро в домик заселяйте! (работа с пособием «Зонтик»)
Упражнение «Где поселился звук?» ( задача: учить детей определять место звука в слове на слух)
Дети по очереди называют картинки со звуками [р] [рь] и определяют позицию в звуков слове (начало,середина,конец). Картинки прикрепляют с помощью прищепок (совершенствование пальцевого праксиса) к ленточке под домиком с подходящей схемой.
Логопед : Отлично справились с этим заданием!
Педагог обращает внимание детей на картинки на зонтике. Кто это?
Дети: Это рак и тигр.
Логопед : Ребята, к сожалению они не смогут пойти с нами в гости Дракоше. А чтобы они не грустили, мы угостим их разноцветными конфетками.
Упражнение «Звуковая схема слова» ( задача: развивать навык звукового анализа слова)
Дети составляют из букв слова «рак» и «тигр» и выкладывают звуковые схемы с помощью прищепок красного, синего и зелёного цветов.
Логопед : Вы, наверное, устали? Предлагаю отдохнуть, присаживайтесь на стулья. Сейчас вы узнаете, кого ещё ждёт в гости Дракоша. А вот гости не торопятся и решили поиграть с вами в прятки.
Пособие «Теневой театр» ( задача: вызвать интерес, развивать фразовую речь, совершенствовать употребление предлогов, уточнить знания по теме «Животные»)
Дети по тени на экране должны угадать, где и какое животное прячется. Ответы полными предложениями.
Предполагаемые ответы детей (если дети затрудняются, педагог задаёт наводящие вопросы).
Жираф прячется за музыкальной ноткой. Носорог прячется за пальмами. Морж сидит на льдине. Корова прячется за деревом.
Логопед : Ребята, а вы заметили, что это рядом с жирафом?
Дети: Рядом с жирафом мы видим музыкальную нотку.
Логопед : Жираф хочет нас повеселить перед тем, как отправиться дальше и приглашает на разминку.
Музыкальная физкультминутка «У жирафа пятна….» (автор Е. Железнова)
Логопед : Обращает внимание детей на домик Дракоши. Посмотрите, ребята, перед нами необычный домик. Чей он, вы догадались? Обратите внимание, он украшен.
Дети: Это скорлупка–домик Дракоши! Домик украшен новогодними шарами.
Логопед : Вы правы! Предлагаю рассмотреть новогодние шары.
Упражнение на автоматизация звуков [р] [рь] «Что на шарике?»
Дети: На скорлупке шарик с тортом. На скорлупке шарик с гитарой и. т. д.
Логопед : Красиво, правда, ребята?
Дети: Да, красивые шары.
Логопед : А вот и сам хозяин! Давайте поздороваемся с Дракошей.
(Дети говорят слова приветствия).
Логопед : Я предлагаю подарить всем подарки Дракоше, он будет рад!
Упражнение «Подарки» ( задача:закреплять звуки) выполняется на доске Бильгоу с использованием сенсорных мешочков и доски-указателя ( задача:удерживать равновесие, выполняя действие).
Дети, стоя на доске-балансире, по очереди кидают мешочки на названную логопедом геометрическую фигуру на доске-указателе. Соотносят её с совпадающей фигурой на столе и говорят кто, что подарил Дракоше (например, ребёнок бросает мешочек на круг на доске-указателе, на столе находит круг среди других фигур, рядом стоит игрушка (животное) с «подарком»).
Дети: Жираф подарил Дракоше карандаш. Носорог подарил Дракоше робота и. т. д.
Педагог следит за правильным произнесением звуков детьми.
Логопед : Мы тоже подготовили подарок. Логопед, обращаясь к детям: «Вручайте!»
Дети: Мы дарим коробку карамелек и на память о ёлочке флажки с картинками, на которых изображено празднование Нового года.
Упражнение на развитие связной речи: рассказ по сюжетным картинкам на тему «Новогодний праздник».
Дети составляют рассказ по сюжетным картинкам и украшают флажками домик-скорлупку (педагог следит за последовательностью сюжетов и связностью составляемого детьми рассказа) .
Логопед :Как же доволен Дракоша! Теперь он приглашает нас к столу. Какое угощение он приготовил?
Дети: Дракоша приготовил пироги.
Логопед : С чем же пироги?
Упражнение «Угощение» ( задачи: закрепление звуков во фразе и образование относительных прилагательных).
Дети: Дракоша для носорога приготовил абрикосовый пирог. Дракоша для моржа приготовил рыбный пирог. Дракоша приготовил для жирафа морковный пирог. Дракоша приготовил для коровы фруктовый пирог. и. т. д.
Логопед : Скажем Дракоше спасибо за угощение. И нам пора прощаться.
(Дети прощаются с Дракошей).
Логопед : Прежде чем отправиться обратно, мы должны помочь остальным гостям найти свою дорожку.
Упражнение «Кто где живёт ( цель:автоматизация звуков во фразе и классификация животных).
Дети говорят, где живёт животное и указывают стрелочкой дорожку в правильном направлении (на картинку с изображением места обитания того или иного животного).
Дети: Жираф живёт в Африке. Морж живёт на Севере. Корова живёт на ферме и. т. д.
Логопед : Теперь и нам можно возвращаться обратно. Наши снежинки пригодились нам, они сверкают и обратный путь нам освещают. Также они просят рассказать о зиме. Какая она?
Упражнение «Следы» (нейродорожка) Упражнение «Зима какая?» ( задачи:согласование существительных с прилагательными, обогащение словаря по теме «Зима»)
Дети прыгают по следам со снежинками, удерживая равновесие. Останавливаясь, около каждой снежинки, говорят какая зима (зима морозная,зима вьюжная,зима снежная и. т. д.)
Рефлексия
Логопед : Ребята, у кого в гостях мы побывали сегодня?
Дети: Мы были в гостях у Дракоши.
Логопед : Вам понравилось наше небольшое путешествие?
Дети высказываются.
Логопед : Что вам показалось трудным? Весёлым? Интересным? Какие задания вы выполняли?
Дети отвечают.
Логопед : Можно назвать наше путешествие незабываемым?
Ответы детей.
Логопед : Ребята, в свою очередь, я хочу сказать вам спасибо за старание и прекрасную работу на занятии! Вы молодцы!
-Уважаемые гости, благодарим вас за внимание! Желаем, чтобы добрый символ наступившего года принёс вам радость и удачу! До свидания!