Татьяна Смирнова
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ч]
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях и тексте.
Задачи:
- упражнять в правильном произнесении звука [ч];
- развитие дыхания;
- развивать фонематическое восприятие: определение наличия звука [ч] и места звука [ч] в слове;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- совершенствовать грамматическое оформление речи:
- упражнять в образовании формы единственного числа р. п. ;
- упражнять в образовании притяжательных прилагательных.
- развивать связную речь;
- развивать координацию мелких движений пальцев рук;
- развивать зрительную память.
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Ч]» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
I. Организационный момент
- Ребята, один из звуковичков пригласил нас в гости на дачу. А кто из них нас пригласил, вы узнаете, прослушав песню.
Звучит фрагмент звукозаписи ("Пей чай" Сергей Васильев и Марина Ланда)
- Какой звук вы слышали чаще других?
II. Основная часть
Прежде чем отправится в путь, разбудим наши личики (самомассаж)
Солнышко проснулось,
Лобика коснулось,
И погладило.
Солнышко проснулось,
Щечек коснулось,
И погладило.
Солнышко проснулось,
Подбородочка коснулось,
И погладило.
Ходит пальчик по дорожке:
Вверх – вниз, вверх – вниз,
Будут розовыми щечки:
Вверх – вниз, вверх – вниз.
Вышли пальчики гулять,
Стали яблочки срывать.
Что за чудная картинка:
Стала полную корзинка
Дождик, дождик, веселей
Капай, капай, не жалей!
Только нас не замочи!
Зря в окошко не стучи!
Все движения выполняются от середины лба к вискам, вокруг круговых мышц глаз, по мышцам щек, от середины подбородка к ушам.
1. Поглаживание кончиками пальцем.
2. Прокручивающие движения указательным пальцем.
3. Пощипывания.
4. Постукивание кончиками пальцев.
Упражнения биоэнергоплатики:
1 пара
Упражнение № 1 для нижней челюсти «Окошко».
Исходное положение (И. п.). Голова прямо, язык лежит спокойно в полости рта, кончик языка упирается в нижние передние зубы, губы сомкнуты. На счёт «один» – широко открыть рот. На счёт «два» – зафиксировать это положение. На счёт «три» – закрыть рот.
Упражнение № 1 для кистей рук «Птенчики в гнезде».
(сначала – для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук)
И. п. Руки согнуть в локтях, пальцы выпрямить и прижать друг к другу, ладони повёрнуть вниз. На счёт «один» – большой палец опустить вниз, четыре прижатых друг к другу пальца поднять вверх («птенчики» открывают клювы). На счёт «два» – зафиксировать это положение. На счёт «три» – вернуть пальцы в исходное положение.
2 пара
Упражнение № 2 для мышц губ
«Весёлые птички» И. п. Голова прямо, зубы сомкнуты, губы в спокойном состоянии. На счёт «один» – округлённые губы вытянуть вперёд («клювики»). На счёт «два» – растянуть губы-«клювики» в улыбку (зубы не показывать). На счёт «три» – вернуться в И. п.
Упражнение № 2 для кистей рук «Посидели – улетели»
(сначала – для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук)
И. п. Руки согнуть в локтях, кисти рук с прямыми пальцами перед собой.
На счёт «один» – пальцы сложить в щепотки («клювики»). На счёт «два» – прямые пальцы врозь. На счёт «три» – вернуть пальцы в И. п.
3 пара
Упражнение № 3. Для мышц губ
«Почешем наши губки»
И. п. На счёт «один»: нижние передние зубы касаются верхней губы и слегка «почёсывают» её. На счёт «два» – верхние передние зубы касаются и слегка «почёсывают» нижнюю губу.
Упражнение № 3. Для кистей рук «Почешем ладошки»
И. п. На счёт «один»: кисти рук с прямыми пальцами перед собой ладонью вверх. Большой палец неподвижен, остальными пальцами слегка «почёсывать» ладонь. На счёт «два» – то же движение, но ладонь смотрит вниз.
4 пара
Упражнение № 4. Для мышц языка
«Хамелеон» И. п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счёт «один»: поднять язык за верхние передние зубы (хамелеон «ловит» муху). На счёт «два» – вернуться в И. п.
Упражнение № 4. Для кистей рук «Вверх и вниз»
(сначала – для кисти ведущей руки, затем – для кистей обеих рук)
На счёт «один»: кисти рук с прямыми и прижатыми друг к другу пальцами поднять вверх. На счёт «два»: кисти рук с прямыми и прижатыми друг к другу пальцами опустить вниз.
5 пара
Упражнение № 5. Для мышц языка «Футбол»
И. п. Губы в улыбке. Рот открыт, язык лежит спокойно у нижних резцов. На счёт «один»: напряжённым «острым» кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки («забить гол»). На счёт «два» – правой щеки. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась при выполнении упражнения.
1. Автоматизация звука [ч] изолированно:
Мы хорошо размялись и нам пора отправляться в путь. Давай поможем паровозику не сбиться пути, едем и говорим ч-ч-ч-
2. Автоматизация звука [ч] в слогах:
Наш паровозик остановился, представляете, рабочие не успели достроить рельсы – они стучат молоточками по колесам - давай поможем им.
Звуковые цепочки:
ЧА-ЧА-ЧО
ЧО-ЧИ-ЧО
АЧ-ОЧ-АЧ
УЧ-АЧ-УЧ
3. Автоматизация звука [ч] в слове, развитие фонематического восприятия:
Определение наличия звука [ч] в слове
Наш паровозик в полном порядке и может продолжать свой путь. Но пока мы чинили рельсы, пассажиры поезда разбежались, и некоторые даже заигрались в камушки. Давай поможем пассажирам занять места в поезде – в этом поезде поедут только те пассажиры, в названии которых есть звук [ч], а остальные - подождут следующего поезда (работа с пальцевым бассейном). Но сначала посмотрите, сколько цветов на полянке, давайте понюхаем цветы. Положите руки на животик, вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком.
Определение места звука [ч] в слове
А теперь будем рассаживать наших пассажиров по вагончикам – в первом поедут те, в названии которых звук [ч] стоит в начале слова, во втором – пассажиры, в названиях которых звук [ч] – в середине слова, в третьем поедут те, в названии которых звук [ч] – в конце слова.
(чайка, черепаха, чебурашка; врач, грач; мальчик, девочка)
Развитие зрительной памяти и умения образовывать форму единственного числа Р. п. :
«Тоннель» - Паровозик въехал в тоннель, кого не стало видно? - Не видно врача, грачи, мальчика и т. д.
Молодцы, запомнили всех пассажиров.
Деление слов на слоги
Вот мы у Ч на даче. И, конечно, Ч будет угощать нас чаем, а к чаю будут угощения, а чтобы угощения хватило на всех надо его поделить.
Чем же нас угощает Ч?
Калач, булочка, пончики, черешня.
Определение наличия звука [ч] в слове.
У Ч на даче есть чуланчик, в нем Ч хранит разные вещи. Назови все картинки, и спрячь в чехол только те вещи, в названии которых есть звук Ч. Вокруг картинок со звуком Ч обведи чехлы.
Образование притяжательных прилагательных.
В дачном поселке у Ч много соседей. Посмотрите внимательно на домики, и догадайся кто в них живет, и ответь на вопрос: «Чья дача?».
(овечья дача, беличья дача, волчья дача, заячья дача)
4. Физминутка
Молодцы, назвали всех соседей, а зайчик предлагает нам с ним поиграть.
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.
5. Автоматизация звука [ч] в предложениях и тексте.
Составление предложений.
Мы с вами так прыгали, что со стола у Ч упала книга, и предложения перепутались, давайте поможем Ч и справим предложения.
Карандаш точит точилку.
Булочка печет булочника.
На печенье булочка.
Тачка держит мальчика.
Молодцы, вы исправили все предложения.
Ребята, нам пора возвращаться в нашу группу.
III. Итог
Вам понравилось в гостях на даче у Ч?
О каких приключениях и играх из этого путешествия вы будите рассказывать в детском саду своим друзьям?
Ч тоже очень понравилось разговаривать и играть с вами, Ч приглашает вас приезжать в гости еще.
А теперь мы с вами сядем в наш паровозик и поедем в группу.